ВКР|Логопедия

ВКР Развитие межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 63

Цена: 2 900
Купить работу

Введение

Глава 1 Анализ теоретических источников по проблеме формирования навыков общения у детей с нарушением интеллекта

1.1 Развитие межличностного общения в онтогенезе

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

1.3 Особенности развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Глава 2 Экспериментальное исследование развития межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Организация и результаты исследования межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

2.3 Эффективность развития межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

В последние годы актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения психического развития, заметно возросла. Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании их развития от развития сверстников, замедлении психического становления, несоответствии поведения и восприятия возрастным нормам.

Дети с нарушениями развития нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь таким детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру. Своевременная психокоррекционная работа позволяет повысить эффективность адаптации и интеграции в социум таких детей.

Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка. Ряд особенностей детей с нарушением интеллекта обуславливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эти особенности обуславливают инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает отпечаток на структуру их личности.

Процесс формирования общения у детей с нарушением интеллекта – предмет многочисленных психологических исследований, в которых раскрыты и некоторые пути коррекции нарушений межличностного общения у детей данной группы. Несмотря на теоретическую и практическую значимость выполненных исследований, проблема развития межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта остается актуальной.

Цель исследования – на основе изучения теоретических источников и результатов практического исследования разработать и апробировать коррекционные занятия, направленные на развитие межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Объект исследования – межличностное общение в дошкольном возрасте.

Предмет исследования – межличностное общение со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

– изучить развитие межличностного общения в онтогенезе;

– дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта;

– определить особенности развития общения у детей с нарушением интеллекта;

– организовать и провести эмпирическое исследование межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

– организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

– выявить эффективность развития межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие межличностного общения со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта наиболее эффективно будет проходить при активном использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Методологической основой исследования явились положения: отечественной психологии развития, специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Л.Ф. Обухова, В.В. Рубцов, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

– теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, сравнение; обобщение;

– эмпирические методы: психолого-педагогическое исследование;

– интерпретационный метод.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим: обобщены и систематизированы имеющиеся теоретические представления об особенностях развития межличностного общения у детей с нарушением интеллекта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанные материалы могут быть использованы при работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта для развития межличностного общения со сверстниками.

Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБУ Центр реабилитации «Олеся» (г. Новосибирск, пр. Димитрова, 14).

Структура работы. Исследование состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Агавелян, О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития автореферат дис. ... докт. психол. наук: 19.00.10 / О.К. Агавелян. – М., 1989. – 36 с.

2. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. – 335 с.

3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л.И. Акатова. – М.: Академия, 2013. – 368 с.

4. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 226 с.

5. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьника / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

6. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н.А. Александрова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 11-16.

7. Антропов, А.П. Адаптированные основные общеобразовательные программ в современных условиях обучения / А.П. Антропов // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 5-15.

8. Аржаньх, Н.А. Особенности проектирования учебной деятельности учащихся с различной выраженностью интеллектуальной недостаточности / Н.А. Аржаньх, Н.В. Кабанова, Н.Н. Малюкова, Е.В. Разуванова // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – № 1. – С. 68-79.

9. Артеменко, О.Н. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям / О.Н. Артеменко, Н.А. Звездина. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 141 с.

10. Бакунова, И.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / И.В. Бакунова, Л.И. Макадей. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 122 с.

11. Баранова, М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.Л. Баранова. – СПб., 2007. – 52 с.

12. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология / С. Ю. Бенилова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 312 с.

13. Богданова, Т. Г. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

14. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков. – СПб: КАРО, 2005. – 288 с.

15. Браткова, М.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в реализации личностно-ориентированного подхода в современном образовании / М.В. Браткова, О.В. Караневская, О.В. Титова // Инновации в образовании. – 2013. – № 10. – С. 19-26.

16. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

17. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 1008 с.

18. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с.

19. Голенков, А.В. Распознавание умственной отсталости в различных популяционных группах / А.В. Голенков, И.Е. Петрова, Н.Л. Павлова // Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России. Современные проблемы социальной и клинической сексологии: сб. тезисов Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием. – Казань, 13-15 сентября 2012 г. СПб., 2012. – С. 178.

20. Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2012. – 351 с.

21. Егорова, Е.М. Социальная адаптация детей раннего дошкольного возраста с синдромом Дауна с помощью театрализованных занятий / Е.М. Егорова // Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции, 23–26 марта 2015 г.: сборник материалов. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. – С. 305-308.

22. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: КАРО, 2008. – 336 с.

23. Жиянова, П.Л. Инновационный подход к консультированию семьи ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве. – М.: Изд-во МГПУ, 2013. – С. 59-65.

24. Жиянова, П.Л. Системный подход к сопровождению ребенка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна (опыт центра ранней помощи «Даунсайд-АП») / П.Л. Жиянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 5-13.

25. Жиянова, П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2013. – 140 с.

26. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX в. / Х.С. Замский. – М.: НПО «Образование», 2013. – 140 с.

27. Зеленина, Н. Ю. Специальная детская психология / Н.Ю. Зеленина. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. – 50 с.

28. Иванова, И.М. Варианты речевого развития детей с синдромом Дауна / И.М. Иванова // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 37-45.

29. Иванова, М.М. Речевое развитие детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослым / М.М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №2 (март). – С. 13-21.

30. Иванова, М.М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни / М.М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 4 (июнь). – С. 20-28.

Всего 73 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское