ВКР|Логопедия

ВКР Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 63

Цена: 2 900
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1.1 Связная речь как объект психолого-педагогических и психолингвистических исследований

1.2 Медико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

1.3 Особенности развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра

1.4 Методы развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

2.1 Организация исследовательской работы по изучению связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

2.2 Методы изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

2.3 Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с использованием дидактических игр

2.4 Качественный и количественный анализ результата экспериментального исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

В последние годы наблюдается все большее количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС). Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. На сегодняшний день они составляют 1 случай аутизма на 160 детей. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Расстройства аутистического спектра представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, которые раскрывают довольно обширную структуру аномального поведения и определенные трудности взаимодействия и общения в обществе, а также строго ограниченный круг интересов наряду с повторяющимися поведенческими актами.

Нарушения такого спектра приводят к социальной дезадаптации, искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, которые позволяют любому нормальному ребенку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию в отношениях с внешним миром, развивают индивидуальные привычки и потребности, изучать неизвестное, преодолевать возникающие препятствия, вести активное общение с окружающей средой, выстраивать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно устраивать еду

Развитию связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра в современных исследованиях уделяется повышенное внимание. Однако на сегодняшний день клиническое состояние детей с расстройствами аутистического спектра описано достаточно подробно, с характеристикой специфических речевых особенностей. Но стоит обратить внимание на недостаточную изученность особенностей формирования предпосылок к развитию связной речи у таких детей.

Собранный практический опыт специалистов разных стран (Т.Н. Адеева, О.И. Азова, Е.Э. Артемова, Б. Беттельхейм, О.Б. Богдашина, Е.В. Гребенникова, Е.Л. Григоренко, С. Гринспен, Е.С. Иванов, Е.С. Кренева, О. Милешкевич, С.С. Морозова, О.С. Никольская, О. Г. Новоселова, Л.Г. Нуриева, Т. Питерс, Е.И. Пономаренко, В.В. Ткачева, Э. Шоплер и другие) позволяет назвать одной из ключевых проблем нарушения психоречевого развития детей с расстройствами аутистического спектра именно нарушение формирования навыков связной речи. Это обуславливает пристальное внимание исследователей к формированию связной речи у детей с РАС как к ведущему направлению психолого-педагогического воздействия. Последнее десятилетие приоритетно разрабатываются методы коррекции нарушений связной речи у детей данной категории, однако конкретные методические приемы практически не определены.

Цель исследования: определить эффективность влияния дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Гипотеза исследования: коррекционная работа с использованием дидактических игр является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а именно, улучшается связность, последовательность и логичность высказываний.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать связную речь как объект психолого-педагогических и психолингвистических исследований.

2. Выявить особенности развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра.

3. Провести исследование развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра.

4. Определить эффективность влияния коррекционной работы с использованием дидактических игр.

Методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической, методической и логопедической литературы; изучение педагогического опыта; сравнение; психодиагностический метод (серия заданий по методике В.П. Глухова); анализ полученных данных; методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).

Теоретической основой исследования явились работы в сфере изучения связной речи детей с расстройством аутистического спектра (Т.Н. Адеева, О.И. Азова, Е.Э. Артемова, Б. Беттельхейм, О.Б. Богдашина, Е.В. Гребенникова, Е.Л. Григоренко, С. Гринспен, Е.С. Иванов, Е.С. Кренева, О. Милешкевич, С.С. Морозова, О.С. Никольская, О. Г. Новоселова, Л.Г. Нуриева, Т. Питерс, Е.И. Пономаренко, В.В. Ткачева, Э. Шоплер и другие), а также использования дидактических игр в коррекционно-развивающем процессе (С.Е. Гайдукевич, Л.О. Кривощапова, А.А. Нестерова, А.А. Романов, О.С. Рудик, А.В. Третьяк, Н.А. Чижова, Л.И. Эльконинова, Е.А. Янушко и другие).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут использоваться в работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра для развития связной устной речи. Разработанный календарно-тематический план, а также игры, которые использовались в развитии связной речи могу быть использованы специалистами.

База исследования: исследование проводилось на базе Центра помощи детям «Диада+1» (Новосибирск, ул. Гоголя 204/1). В исследовании принимали участие 6 детей с заключением ПМПК «расстройство аутистического спектра».

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе «Теоретический аспект развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра» раскрыта сущность связной речи в психолого-педагогических и психолингвистических исследованиях, определены особенности развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра, охарактеризованы методы развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Вторая глава «Экспериментальное исследование развития связной речи у детей с расстройством аутистического спектра» содержит описание организации и методов исследовательской работы по изучению связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, разработку коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с использованием дидактических игр, а также качественный и количественный анализ результата экспериментального исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Заключение содержит выводы по проделанной работе.

1. Адеева, Т. Н. Дети с расстройствами аутистического спектра: современные представления и педагогическая помощь / Т.Н. Адеева, Е.В. Куфтяк. – Кострома: КГУ, 2017. – 196 с.

2. Азова, О.И. К вопросу об аутизме // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник / О.И. Азова. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. – С. 7-20.

3. Артемова, Е.Э.. К вопросу изучения проблем общения у детей с расстройствами аутистического спектра / Е.Э. Артемова, С.Н. Камышева // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – С. 16-22.

4. Безруких, М. М. Основы психофизиологии письма / М. М. Безруких. Екатеринбург, 2015. - 189 с.

5. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм. – М.: Академический Проект, 2013. – 488 с.

6. Богдашина, О. Б. Аутизм: определение и диагностика / О.Б. Богдашина. – Донецк: Лебедь, 1999. – 124 с.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2013. – 1008 с.

9. Гайдукевич, С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич. – Минск: Вентланд, 2009. – 276 с.

10. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М., 2011. – 256 с.

11. Горудко, Т.В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация / Т.В. Горудко. – Минск: БГПУ, 2015. – 148 с.

12. Гребенникова Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 3 (13). – С. 16-22.

13. Григоренко, Е.Л. Расстройства аутистического спектра / Е.Л. Григоренко. – М.: Практика, 2018. – 280 с

14. Гринспен С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. – Теревинф, 2016. – 512 с.

15. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н.И. Жинкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/.

16. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2004. – 80 с.

17. Кренева, Е. С. Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств / Е.С. Кренева// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 15, № 19. – С. 297–299.

18. Кривощапова, Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.

19. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 138-166.

20. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.

21. Лурия, А. Р. Очерки психологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия М., 2012. – 140 с.

22. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. / А. Р. Лурия – М.: Академия, 2012. – 178 с.

23. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2005. – 96 с.

24. Милешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутического спектра и другими особенностями / О. Милешкевич, Ю. Эрц. – М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2014. – 207 с.

25. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

всего 49 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское