ВКР|Логопедия

ВКР Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2017 | Страниц: 59

Цена: 3 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ СУРДОПЕДАГОГА

1.1. Развитие слухового восприятия в онтогенезе

1.2. Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха после кохлеарной имплантации

1.3. Методика развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха после кохлеарной имплантации

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ СУРДОПЕДАГОГА

2.1. Описание и обоснование методики организации исследования исходного уровня слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами

2.2. Анализ констатирующего этапа исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами

2.3. Системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих. Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.

Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого ребенка.

Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации любого человека. Поэтому формирование такого рода представлений у детей с нарушением слуха является актуальной задачей в современной психологической и педагогической науке. Проблема развития у данной категории детей полноценных, адекватных научной картине мира представлений об окружающей действительности не является новой в психологии и педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии.

Нарушения слуха различной степени выраженности оказывают существенное влияние на психофизическое развитие ребенка (Г. Л. Выгодская, Л.С. Выготский, А. А. Катаева (Венгер), Э. И. Леонгард, Т. И. Обухова, Т.В. Розанова, Е. Н. Сороко, Г. В. Трофимова, С. Н. Феклистова и др.). Особенности в физическом развитии, вызванные нарушением деятельности вестибулярного аппарата, а в ряде случаев и общей физической ослабленностью из-за различных заболеваний, проявляются в нарушении координации движений, состояния равновесия, осанки, задержке в развитии локомоторных и статических функций и т. д. Это, в свою очередь, отражается не только на формировании межанализаторных связей, сужении пространства, но и на развитии восприятия и ощущений (вибрационных, кинестетических, осязательных). Недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии свойств и качеств объектов приводит к задержке в развитии чувственной основы. Дети, имеющие различную степень потери слуха, лишены (полностью или частично) возможностей воспринимать речевое воздействие, его эмоциональную и интонационную стороны, результатом чего является отсутствие голосовых и речевых реакций, не развивается речевое дыхание, голосовой и артикуляционный аппарат. Таким образом, нарушение слуха не только само по себе сужает ориентировку в звуковом пространстве, поскольку весь мир как неречевых, так и речевых звуков оказывается для ребенка «закрытым» или обедненным, но и негативно влияет на своевременное включение его в речевую деятельность, в процесс взаимодействия с окружающими объектами (сначала на уровне манипулирования, а затем и в ситуации предметной деятельности). Все это сказывается на развитии таких психических процессов и состояний, как внимание, память, мышление, эмоциональная сфера и т. д., а, следовательно, и на выработке мотивационно-потребностного плана деятельности.

Недостаточность развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, особенности развития после кохлеарной имплантации, актуальность проблемы на современном этапе определили цель, задачи и объектно-предметную область настоящей исследовательской работы.

Цель работы – на основе анализа теоретических источников и практического исследования разработать систему коррекционной работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога.

Объект исследования – слуховое восприятие детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предмет исследования – работа сурдопедагога по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.

Задачи исследования:

1. Изучить развитие слухового восприятия в онтогенезе.

2. Проанализировать особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

3. Провести исследование исходного уровня слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.

4. Описать деятельность сурдопедагога по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.

Методы исследования:

1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение;

2) эмпирические методы: тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем теоретических и методических материалов для развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров – сурдопедагогов.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе раскрыты теоретические аспекты развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога. Во второй главе представлены результаты собственного эмпирического исследования и разработанная система коррекционной работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами на занятиях сурдопедагога. Заключение содержит выводы по проделанной работе.

1. Абрамян В.А. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 1. – С. 95-96.

2. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека: учебник / Н.А. Агаджанян. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

4. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

6. Гончарова Е.Л. Как изменяются задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 6 (сентябрь). – С. 5-12.

7. Грищенко А.В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха / А.В. Грищенко // Вестник Витебского государственного университета. – 2011. – Т. 6. – № 66. – С. 85-88.

8. Гулевская Н. С. Использование компьютерных программ в развитии слуха и речи детей раннего возраста с нарушенным слухом / Н.С. Гулевская, И.В. Королева // Традиции и инновации в специальном образовании: Материалы XIV междунар. конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». – СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. – С. 253-257.

9. Дудкова И.М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И.М. Дудкова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 152-155.

10. Дундукова Е.В. Особенности работы логопеда в послеоперационный период кохлеарной имплантации / Е.В. Дундуковой, Т.И. Меерзон // Студенческая наука XXI века. – 2015. – №2. – С. 83-85.

11. Ершова В.В. Психологическая адаптация детей с нарушениями слуха после кохлеарного имплантирования / В.В. Ершова, М.Р. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – № 2 (апрель). – С. 79-84.

12. Жарова Г.В. Структура коррекционной работы по преодолению вторичного недоразвития речи у детей после кохлеарной имплантации / Г.В. Жарова, Г.П. Царев, И.Ю. Смирнова // Российская оториноларингология. – 2016. – №3. – С. 67-69.

13. Жукова О. С. К вопросу о взаимодействии сурдопедагога и логопеда в реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации / О.С. Жукова, И.В. Королева // Два века российской сурдопедагогики: Матер. Всероссийск. конгресса сурдопедагогов. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – С. 225-231.

14. Кокорева Е.Г. Психофизиологические механизм компенсации центральной нервной систем и системы кровообращения у детей с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 331-333.

15. Компьютерная тренажерная система для реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов после операции кохлеарной имплантации / Е. А. Огородникова [и др.]. // Российская оториноларингология. – 2008. – Приложение №1. – С. 342–347.

16. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.

17. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

18. Королева И.В. Методические подходы к оценке динамики развития процессов слухоречевого восприятия у детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева, Е.А. Огородникова, С.П. Пак [и др.] // Российская оториноларингология. – 2013. – №3. – С. 75-84.

19. Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Ч. 1. «Слуховой метод» / И.В. Королева // Российская оториноларингология. – 2011. – №2. – С. 88-98.

20. Королева И. В. Развитие восприятия неречевых сигналов как одно из направлений слуховой реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами / И.В. Королева, Е.А. Огороднкова // Материалы XVII съезда оториноларингологов России (тезисы). Нижний Новгород. 7-9 июня 2006 г. – СПб., 2006. – С. 28-29.

21. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации / И.В. Королева. – СПб.: С-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 286 с.

22. Королева И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) / И.В. Королева // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 90-115.

23. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2007. – 104 с.

24. Королева И. В. Факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева // Новости оторино лар. и логопатол. – 2002. – № 2. – С. 25-32.

25. Кузнецов А.П. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 44-46.

26. Кукушкина О.И. Подход к реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2016. – № 4 (август). – С. 44-51.

27. Левченко И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.

28. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Академия, 2009. – 196 с.

29. Матвеева А.С. Речевая терапия в педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации / А.С. Матвеева // Российская оториноларингология. – 2012. – №6. – С.105-108.

30. Матвеева М.В. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / М.В. Матвеева, Т.В. Коршунова – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 176 с.

31. Микшина Е.П. Изучение и оценка психического развития детей раннего возраста с нарушением слуха / Е.П. Микшина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 11. – С. 245-254.

32. Некуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 410 с.

33. Носачев Г.Н. Психология и психопатология познавательной деятельности (основные симптомы и синдромы): учебное пособие / Г.Н. Носачев, И.Г. Носачев. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.

34. Обухова Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.

35. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода. Вып. 3. (из опыта экспериментальной работы) / под ред. Л. И. Руленковой. – М.: ЦППРРиК, 2007. – 130 с.

36. Огородникова Е.А. Развитие и оценка восприятия временных характеристик звуковых сигналов у пациентов с кохлеарными имплантами с использованием инструментальных методик / Е.А. Огородникова, И.В. Королева, С.П. Пак, А.А. Балякова // Российская оториноларингология. – 2010. – №2. – С. 91-97.

37. Пасторова А.Ю. Интегрированное образование дошкольников с нарушением слуха / А.Ю. Пасторова, Е.П. Микшина, Л.А. Зигле // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 2 (февраль). – С. 40-46.

38. Результаты использования компьютерной тренажерной системы в практике реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов с кохлеарными имплантами / И. В. Королева [и др.] // Российская оториноларингология. – 2008. – Приложение №1. – С. 297–304.

39. Руленкова Л. И. Аудиология и слухопротезирование / Л.И. Руленкова, О.И. Смирнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 208 с.

40. Савченко Д.В. Межполушарная асимметрия сенсомоторных функций у детей с нарушением слуха / Д.В. Савченко // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С. 1549-1552.

41. Сатаева А.И. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева, А.В. Буданцов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2 (март). – С. 20-32.

42. Сатаева А.И. Запускающий этап реабилитации: четыре сессии работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2016. – №4 (август). – С. 52-59.

43. Сатаева А.И. Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева // Вестник оториноларингологии. – 2015 – №1. – С. 28-31.

44. Серубай С.К. Кохлеарная имплантация как современный метод реабилитации детей с нарушенным слухом / С.К. Серубай, Г.Б. Омиржанова // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1. – С. 57-60.

45. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2009. – 264 с.

46. Хименкова Е.С. Развитие коммуникативных навыков младших школьников после кохлеарной имплантации в игровой деятельности / Е.С. Хименкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 1. – С. 34-41.

47. Черная И.Ю. Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха / И.Ю. Черная // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – С. 100-102.

48. Широкова И. На пути к возвращению слуха / И. Широкова // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. – 2016. – № 4 (апрель). – С.74-75.

49. Шматко Н.Д. Организация педагогической реабилитации детей с кохлеарными имплантами / Н.Д. Шматко // Вестник оториноларингологии. – 2015. – № 3. – С. 25-27

50. Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское