Введение
1 Теоретический вопрос
Возникновение науки и основные этапы ее развития. Философские основания и сущностные черты классического, неклассического и постнеклассического этапов развития научного знания. Основные подходы к исследованию проблем науки: неотомизм, неокантианство и неопозитивизм. Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Э.Мах, Венский кружок и т.д.). Постпозитивистские концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, Ф.Фейерабенда, М.Полани.
Ситуационное (практическое) задание
Можно ли согласиться с утверждением Т.Куна: «Если стоит проблема выбора между альтернативными теориями, два исследователя, следующие одному и тому же набору критериев выбора, могут прийти к различным заключениям».
Вопрос: Какие факторы влияют на позицию ученого при выборе научной теории?
Заключение
Библиографический список
Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что ее интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приемы, методы, которые свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки. При этом она может обращаться и обращается к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. частных наук.
Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Цель работы – изучить основные этапы возникновения науки.
Задачи работы:
- Раскрыть философские основания и сущностные черты классического, неклассического и постнеклассического этапов развития научного знания.
- Изучить основные подходы к исследованию проблем науки.
- Бартенев С. А. История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому экзамену: [учеб. пособие] / С. А. Бартенев ; Всерос. акад. внеш. торговли. – М. : Магистр, 2008. – 270 с.
- Гейзенберг В. Шаги за горизонт: Пер. с нем./Сост. А. В. Ахутин; Общ. ред. и вступ. ст. Н. Ф. Овчинникова. – М.: Прогресс, 1987. – 368 с.
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с.
- Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.
- Островский Э. В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 с.
- Поспелова О. В. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / Поспелова О.В., Янковская Е.А.; Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова. – Архангельск, САФУ, 2012. – 117 с.
- Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада : хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Логос, 1996.
- Трофимов В.К. Общие проблемы философии науки. Курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 143 с.
- Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352с.
- Философия науки: общ. проблемы познания, методология естеств. и гуманитар. наук: хрестоматия : учеб. пособие / А. Н. Аверюшкин [и др.]; [отв. ред.-сост. Л. А. Микешина]; Каф. философии Моск. гос. пед. ун-та. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.