Введение
А. Теоретическая часть
- Сформулируйте определения научным категориям «причина» и «следствие» и рассмотрите формы причинно-следственных отношений
- Изучите и раскройте классификацию причинно-следственных отношений
- Изучите и изложите основные методы научного познания и логики для установления и отображения причинно-следственных отношений между факторами или действиями
- Представьте примеры графического отображения причинно-следственных отношений
Б. Практическая часть: усвоение приемов анализа факторов проблемной ситуации и установления причинно-следственных связей
- Выбрать и описать проблемную ситуацию, которая характерна для определенного вида деятельности, порождающая проблему
- Систематизировать главные факторы, определяющие ситуацию (движущие силы к усилению возможностей или преодолению спада), факторы, сдерживающие или препятсвующие позитивному изменению в деятельности
- Раскрыть источники (причины) того, каким образом сформировались главные факторы, вызывающие проблемную ситуацию, и построить причинно-следственную диаграмму типа диаграммы Ишикавы (Иссикавы) 14
- Предложить предупреждающие (превентивные) мероприятия для устранения негативных изменений, т.е. проблемной ситуации в определенном виде деятельности
- Составить заключение по содержанию изученных материалов и Вашего представления практических наработок
В. Карта понятий, используемых при изучении материала для выполнения задания
Г. Структура выстроенной методологии исследований по тематике магистерской диссертации и категории исследований: объект и предмет, парадигма и научная идея, цель и задачи
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Процесс познания в науке можно анализировать с различных точек зрения: философской и социологической, психологической и феноменологической, исторической и логической, гносеологической и методологической. Нас будет интересовать, прежде всего, методологическая сторона познания. Поскольку проблемы методологии теснейшим образом связаны с философией и логикой, при обсуждении методов науки мы постоянно будем обращаться к понятиям и принципам логики и диалектики. Но это, разумеется, не исключает, а скорее предполагает специальное изучение тех общенаучных приемов и средств исследования, с помощью которых достигается новое знание в науке.
Научное познание, по сути дела, представляет исследование, которое характеризуется своими, особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Необходимость в специальном анализе методов науки станет яснее, если мы предварительно рассмотрим особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки – от мнений так называемого здравого смысла.
Целью самостоятельной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области изучения методологии научных исследований, практическое выполнение заданий, графических изображений в указанной сфере, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи работы:
- Выполнить теоретическую часть задания: сформулировать определения научным категориям «причина» и «следствие», рассмотреть формы причинно-следственных отношений, изучить и раскрыть классификацию причинно-следственных отношений, изложить основные методы научного познания и логики для установления и отображения причинно-следственных отношений между факторами или действиями, представить примеры графического отображения причинно-следственных отношений.
- Сделать практическую часть, в результате которой необходимо усвоить приемы анализа факторов проблемной ситуации и установления причинно-следственных связей.
- Составить карту понятий, используемых при изучении материала для выполнения задания.
- Отобразить структуру выстроенной методологии исследований по тематике магистерской диссертации и категории исследований: объект и предмет, парадигма и научная идея, цель и задачи.
- Гусев А.Н., Измайлов Н.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. – М.: Смысл, 2010.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.: МГУ, 2007.
- Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 2008.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: Дело, 2010.
- Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Инст-т молодежи, 2007.
- Могилевский В.Д. Методология систем. – М.: Экономика, 2009.
- Микешина Л.А. Методология научного знания в контексте культуры. – М., 2012.
- Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
- Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999.
- Основы экономических исследований. – М.: ДИС, 2003.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 2009.
- Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 2008.
- Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. – М.: NOTA DENE, 2012.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютерах /Под. ред. Фигурнова В.Э. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Философия и методология науки. – М.: Аспект-прес, 2006.