Актуальность исследования. Сегодняшний момент социального развития российского общества, характеризующийся глубокими общественными переменами, сопряженными, прежде всего, с обновлением порядка ценностей, образовывает своеобразную обстановку, требующую от всякого лица независимого решения касательно цели, значения бытия, осмысливания сути собственного существования. Всевозможные внешние метаморфозы могут быть сопровождаемыми неблагоприятными психическими последствиями, если они не подкрепляются соответствующими переменами в организации ценностей самого индивидуума, не обретают опору в его личностно-смысловых образованиях. В данных случаях имеет место быть недостающая развитость приспособлений личной адаптации. Одной из форм грядущей дезадаптации в подобных ситуациях считается внутриличностный конфликт, который сопутствуется таковыми выраженными неблагоприятными результатами, как личная необустроенность, непостоянность и неясность, утрата психологического баланса при напряженных ситуациях. В окончательном результате все это приводит к шаткости и неуравновешенности нервной системы, несбалансированности ее проявлений. В особенности это касается лиц с виктимностью.
Актуальность теоретического изучения внутриличностного конфликта предопределяется и небольшим количеством специализированных исследований, посвященных этой теме. Так, по оценке А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, к завершению XX столетия вопросу внутриличностного конфликта было посвящено только 8% публикаций в отечественной конфликтологии, тогда как на исследование межличностных конфликтов доводится почти 83% трудов. В тот же момент, большая часть изучений внутриличностного конфликта принадлежит иностранным авторам (Дж. Доллард, К. Гольдштейн, К. Левин, Н. Миллер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и др.). Среди российских изыскателей внутриличностный конфликт исследовался в основном представителями медицинского направления, рассматривавшими его как базу происхождения невротических реакций (Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.)
Исследование литературы продемонстрировало, что вопрос психологии внутриличностного конфликта и его воздействия на виктимность личности мало разработана, что ценностно-смысловая предопределенность внутриличностного конфликта как условия виктимности не выступала в качестве темы особого изучения. Не считая того, в академических исследованиях не имеется изучения внутриличностного конфликта как целого психического явления, особенность которого содержится в единстве и связи его общественных и психологических причин.
Исследование академических работ по психологии личности указывает, что вопрос внутриличностных конфликтов в той либо другой мере поднимался и поднимается в российской науке (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Среди передовых российских исследований отличаются работы, каковые выделяют понятие о вопросе внутриличностного конфликта, обозначают отдельные подходы к исследованию целостной методологии внутриличностных конфликтов, методик их преодоления, и в которых внутриличностный конфликт рассматривается как борьба разнонаправленных индивидуальных тенденций, сопровождающаяся психологическим напряжением либо переживанием (К.А. Абульханова-Славская, Ю.Е. Алешина, А.Я. Анцупов, Л.Ф. Бурлачук, Н.В. Веселова, Ф.Е. Василюк, Е.А. Донченко, Е.Л. Доценко, Е.В. Зайцева, В.Г. Зазыкин, А.И. Захаров, О.И. Зотова, Г.И. Козырев, М.Ю. Колпакова, Е.Ю. Коржова, Н.В. Крогиус, И.К. Кряжева, О.В. Кузьменкова, Е.В. Лекторская, Е.Л. Милютина, Л.М. Митина, В.А. Тихоненко, и др.); как конфликты потребностей (А. Маслоу, К. Левин, Г. Мюррей, С.Б. Каверин и др.) и конфликты, предопределенные духовными причинами (Р. Ассаджиоли, В. Франкл, Н.А. Коваль и др.). Отдельные ученые особенно акцентируют внимание на значимость общественных причин в вырабатывании внутренних противоречий (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л. Бинсвангер, Л.И. Божович, М. Босс, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Г. Салливан, А. Спиваковская, Э. Фромм, К.Юнг и др.).
Не взирая на большой энтузиазм к исследованию внутриличностного конфликта и его воздействия на виктимность личности, экспериментальных данных на эту взаимозависимость и психологических критериев обоюдного развития этих феноменов представлено не в достаточной степени.
Проблема исследования содержится в разрешении вопроса о воздействии внутриличностного конфликта на формирование виктимности личности.
Решение поставленных вопросов даст возможность в конкретной степени разрешить следующее противоречие:
между неоднозначностью происхождения внутриличностного конфликта и малой изученностью психологических и социально-педагогических характеристик виктимности, покоящейся на базе внутриличностного конфликта и позволяющего выделить обоюдные взаимосвязи между данными двумя феноменами.
Потребность розыска путей разрешения этого противоречий и обозначила проблему данного исследования.
Объект исследования: внутриличностный конфликт как личностный фактор интерактивного виктимогенеза личности, приводящий к формированию у нее виктимности.
Предмет: детерминирующая роль внутриличностного конфликта в зарождении, формировании и развитии виктимности личности.
Цель: раскрыть детерминирующую роль и влияние внутриличностного конфликта на зарождение, формирование и развитие виктимности личности.
Исходя из цели исследования, были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ внутриличностных конфликтов.
2. Осуществить теоретический анализ специфики виктимности личности.
3. Эмпирически установить влияние внутриличностного конфликта на виктимность личности человека.
4. Разработать методы профилактической работы и психологической помощи при наличии внутриличностного конфликта у людей с виктимностью.
Исходя из объекта, целей, задач исследования была сформулирована общая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о наличии влияния внутриличностного конфликта на виктимность личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические положения деятельностного подхода к исследованию личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), теории активного отражения личностью окружающего мира К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев и др.), «Я»-концепции личности (И.С. Кон и др.), целостно-системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Е.В. Шорохова, В.А. Петровский и др.).
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнения и систематизация экспериментальных и теоретических данных.
2. Эмпирический метод: методы психологического исследования, тестирование, анкетирование.
3. Методы количественной обработки данных: коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы по методике Б.Д. Карвасарского (исследование внутриличностных конфликтов).
2. Методика исследования склонности к виктимности, разработанная О.О. Андронниковой.
Базу исследования представляют сотрудники Муниципального казенного учреждения городского-оздоровительного центра «Тимуровец».
Выборку исследования составили вожатые Муниципального казенного учреждения городского-оздоровительного центра «Тимуровец» в количестве 40 человек: юноши (16 человек – 40%) и девушки (24 человека – 60%) в возрасте 18-20 лет.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались критическим анализом данных, имеющихся в отечественных и зарубежных источниках; соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; тщательным планированием эксперимента; использованием валидных методов исследования, соответствующих методологии, целям и задачам диссертации; применением аппарата математической статистики в сочетании с качественным анализом; экспериментальной апробацией разработанных положений; многолетним личным опытом психолого-педагогической работы диссертанта.
Научная новизна:
1. Выявлено наличие влияния внутриличностного конфликта на виктимность личности.
2. Разработаны методы профилактической работы и психологической помощи при наличии внутриличностного конфликта у людей с виктимностью.
Практическая значимость:
- результаты, полученные в ходе теоретико-эмпирического исследования, могут быть включены в лекционные курсы и научно-методические материалы, способствующие преодолению внутриличностных конфликтов при наличии виктимности;
- результаты исследования могут использоваться в работе практических социальных психологов.
Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам исследования разработана программа психологического сопровождения и поддержки лиц с виктимностью, направленные на преодоление их внутриличностных конфликтов.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна:
1. Внутриличностный конфликт есть системное динамическое образование, в основе которого лежит поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая состояние дискомфорта.
2. Внутриличностный конфликт у субъекта с виктимностью развивается как следствие неблагоприятной самореализации в результате одновременного влияния объективных и субъективных факторов, выступающих в неразрывном единстве и определяющих его содержание.
3. Внутриличностный конфликт у субъекта с виктимностью имеет такие формы выражения, как невозможность постановки индивидом субъективно значимых целей самореализации, неспособность выбрать адекватные средства и методы их достижения, утрата значимости осуществляемой деятельности, отказ от деятельности, направленной на приближение целей самореализации в пользу другой деятельности, смещение временной перспективы.
4. Внутриличностный конфликт у субъекта с виктимностью может быть преодолен с помощью психологической коррекции, направленной на разрешение личностных, профессиональных и иных социальных проблем, через принятие ответственного решения и определение перспектив самореализации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников и 4 приложений. Список используемых источников включает 91 наименований работ. В тексте содержится 3 таблицы, 8 рисунков. Объем диссертации составляет 99 страниц машинописного текста.
1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс : учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 100 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – М., ЮНИТИ, 1999.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учебное пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2009. – 157 с.
4. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М.: ПМБ РАУ, 1993.
5. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Сластенина ; Межд. академия наук педагогического образования. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 264 с.
6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
7. Бабосов Е.М. Конфликтология [Текст] : учебное пособие / Е.М. Бабосов ; допущено Министерством образования Республики Беларусь. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
8. Барановский Н.А. Введение в виктимологию: учебно-метод. пос. / Н.А. Барановский. – М.: «БИП-С», 2002.
9. Баринов А.М. Виктимологический аспект чрезвычайных ситуаций [Текст] / А. М. Баринов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 22. – С. 143-146.
10. Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Механизмы психологической защиты // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2006. – Т. 97. – Вып. 2. – С. 44-48.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: Университетская книга, АСТ, 1998.
12. Боброва Е.В. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у наркозависимой молодежи [Текст] / Боброва Е. В. // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2011. – № 3. – С. 57-60.
13. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
14. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
15. Варчук Т.В. Виктимология [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Варчук, К.В. Вишневецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 191 с.
16. Варчук Т.В. Учение о жертве преступления [Текст] / Т. В. Варчук // Юридическая психология. – 2008. – № 4. – С. 39-42/
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., Изд-во МГУ, 1984.
18. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
19. Вересов Н. Н. Формула противостояния, или Как устроить конфликт в коллективе. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
20. Волков А.А. Психологический конфликт как условие развития личности [Текст] : научное издание / А. А. Волков, В. М. Волкова // Вестн. Сев.-Кавказ. гуманит. ин-та. – 2014. – № 2. – С. 273-279.
Всего 91 источник