Магистерская диссертация|Психология

Магистерская диссертация Управление процессом профессионального становления начинающих педагогов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 86

Цена: 1 900
Купить работу

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы управления процессом становления начинающего учителя в современной школе

1.1. Профессиональное становление начинающего педагога как психолого-педагогическая проблема

1.3 Организационно – педагогические условия управления процессом становления начинающего учителя в современной школе

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по совершенствованию организационно – педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающего учителя на базе МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И. Плотникова»  

2.1 Анализ организационно - педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающих педагогов

2.2.Диагностика показателей профессионального становления начинающих педагогов  

2.3 Система работы по улучшению организационно-педагогических условий управления профессионального становления начинающих педагогов

2.4 Динамикарезультатовисследования показателей профессионального становления начинающих педагогов

Заключение  

Актуальность исследования. В взаимосвязи с фундаментальными социально-экономическими и культурными преобразованиями, совершающимися в России на рубеже XX и XXI столетий, стремительно меняются условия социализации и самореализации молодежи. От состояния молодежной политики зависит самое близкое будущее страны, способность общества к преодолению целого кризиса и перспектива развития России.

Основные принципы образовательной политики в России раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а

также Федеральной программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Концепция взаимосвязана с известными направлениями социально -экономической политики Правительства РФ и фиксирует приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Программа действий Минобразования России по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года одним из пунктов содержит «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом». В этой связи управление процессом профессионального становления начинающего учителя – очень значимый подход.

Важное место в социально-демографической группе молодежи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России весомо растет роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Ежегодно в общеобразовательные школы, дошкольные и другие учебно-воспитательные учреждения страны приходят сотни тысяч молодых специалистов. Изменения в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе, их трудовой деятельности:

- низкая оплата учительского труда дает очень маленькие возможности молодым педагогам в начале их самостоятельного пути устроить свой быт, личную жизнь, что вызывает частое недовольство не только своим положением, но и своей работой;

- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих необходимых старых и немалого числа новых установок, что осложняет и тормозит его профессиональное становление;

- разные взгляды молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в определенное противостояние в рамках школы;

- возрастание воздействия семьи на школу требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями, которая еще не сложилась в вузе, и др.

В управлении профессиональным становлением молодых педагогов как социально - профессиональной группой также назрел ряд противоречий:

- между несовершенством нормативно-правовых основ трудоустройства выпускников высших учебных заведений и неразработанностью системы социально-педагогической поддержки молодого специалиста;

- между усиливающимися тенденциями социальной дезадаптации молодых учителей в современных условиях работы в образовательных учреждениях и неподготовленностью руководителей разных уровней к возрождению традиций российского образования по работе с молодыми учителями;

- между потребностью в создании целостной территориальной системы управления профессиональным становлением и отсутствием преемственности в организации работы с молодыми учителями на школьном и муниципальном уровнях;

- потребностью школы в управлении процессом профессионального становления начинающих педагогов и отсутствием его методологического сопровождения в период адаптации;

- необходимостью формирования рациональных способов и приёмов педагогической деятельности и несовершенством теоретического и практического обеспечения, отсутствием разработанных методик и технологий по их формированию у начинающих педагогов.

В исследованиях многих авторов находят отражение теоретические предпосылки перестройки работы с молодым учителем с учетом современных условий.

Особое место в структуре становления начинающего учителя занимает ее профессиональная компонента, разрабатываемая в трудах В.Т. Ащепкова, М.П. Будякиной, С.Г.Вершловского, Б.Г. Гершункого, И.А. Колесникова, А.А. Марковой, В.И Михеевой, А.Г. Мороза, М.Н. Певзнера, Т.С. Поляковой.

Различные аспекты профессионального становления молодого педагога рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых А.П. Егоршин, Э.Ф. Зеер, Р.Х. Калимуллин, А.Е. Морон, А.Г. Порышев, С.М. Редлих, К.А. Славская, Т.В. Черникова, Т.В. Шадрина.

При этом без должного внимания остаются проблемы управления профессиональным становлением начинающих учителей, не относящихся к категории «молодой специалист». В регионах России наблюдается практика по использованию различных форм и методов обеспечения управления профессионального становления начинающих учителей, но эта практика носит фрагментарный характер, не содержит диагностического инструментария самооценки и экспертной оценки по выявлению процесса управления профессиональных затруднений, образовательных и индивидуально-личностных потребностей начинающего учителя. Процесс управления профессиональным становлением начинающего учителя рассматривался в основном с психолого-педагогической точки зрения, не достаточно уделялось внимание возможностям управления данным процессом в клиентоориентированной парадигме. Недостаточная разработанность управления процессом профессионального становления начинающего педагога на нынешнем этапе развития науки и общества диктует необходимость её более глубокого исследования.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствует целостный подход к рассмотрению всей системы работы по управлению профессиональным становлением молодых учителей; мы также не выявили иследований, направленных на определение организационно – педагогических условий способствующих эффективному управлению процессом профессионального становления начинающих педагогов в современной школе, что и определило выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающих педагогов.

 Объект исследования: управление процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе.

Предмет исследования: организационно – педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе.

Гипотеза исследования: управление процессом профессионального становления начинающего учителя в условиях современной школы будет эффективно, при соблюдении следующих организационно - педагогических условий:

  1. Использование руководителями образовательных учреждений традиционного российского образования по работе с молодыми учителями, а именно: института наставничества.

2.Создание целостной системы управления профессиональным становлением и преемственности в организации работы с молодыми педагогами на школьном и муниципальном уровнях.

  1. Организация методологического сопровождения начинающих педагогов в период адаптации, включающего формирование рациональных способов и преемственность педагогической деятельности.
  2. Использование специально подобранных диагностических методик, направленных на выявление затруднений начинающих педагогов с целью своевременного и эффективного решения проблем.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1.Провести анализ основных понятий управления процессом профессионального становления начинающих педагогов в современной школе. Раскрыть понятие «начинающий педагог», «профессиональное становление», «управление процессом профессионального становления начинающего педагога»».

2.Выявить организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающих педагогов в современной школе.

3.Изучить показатели профессионального становления начинающих педагогов.

4.Сконструировать систему работы по улучшению организационно-педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающих педагогов.

  1. Проанализировать динамику результатов исследования.

Методологической основой исследования является учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее активности в процессе развития, идеи целостности субъективной реальности человека, рефлексивного характера процесса управления развитием, единства психолого–педагогической науки и практики в области профессионального становления начинающего педагога.

Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые О.С. Анисимов, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, О.В. Назарова, М.И. Седова, С.Л. Фоменко. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы А.Т. Ащепкова, В.М. Лизинский, А.К. Марковой, А.Г. Мороз; анализу деятельности молодого педагога в процессе его социально­-профессионального становления – работы С.Б. Астафьева, И.Я. Каплунович, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого педагога в процессе его профессионального становления, исследуют Е.И. Сахарчук, Л.М. Митина, С.А. Уханова, А.И. Ходаков.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых-педагогов и психологов:

- труды отечественных ученых по разработке теории управления становления начинающих специалистов ( В.И. Дубровина, А.П. Егоршин, Э.Ф. Зеер, Р.Х. Калимуллин, А.Я. Кибанов, А.Е. Морон, А.Г. Порышев, С.М. Редлих, К.А. Славская, Т.В. Черникова, Т.В. Шадрина и др. );

- научные труды по организации и управлению научно-методической деятельностью (О.С. Анисимов, М.В. Бикетова, В.А. Груздов, В.Е. Иноземцева, Ю.Н. Лачугина, В.А. Никитин, С.В. Степанов, С.А. Уханова);

- концепции управления профессиональным становлением ( С.Я. Батышев, Т.Г. Браже, Б.Л. Ерёмин, И.Я. Каплунович, А.И. Кукуев, А.Г. Порышев,Е.И. Сахарчук, т.В. Черникова, И.С. Якиманская и др.).

- концепции процессного подхода в управлении (Л.И. Белозёрова, В.А. Груздов, О.В. Нетягина, Ю.П. Поваренков, М.И. Седова).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ методической, психологической, педагогической и управленческой литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов в сфере образования; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа; констатирующий и формирующий эксперименты;методы качественной и количественной обработки полученных данных.

 Нормативная база исследования:

1.Закон РФ "Об образовании".

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

   К внутришкольным документам относятся:

1.Образовательный план на основе базисного учебного плана.

  1. Календарно-тематическое планирование.
  2. Рабочая программа.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абрамовская средняя общеобразовательная школа имени П.И. Плотникова Арзамасского района, Нижегородской области. В исследовании приняли участие 11 сотрудников педагогического коллектива.

Исследование проходило в 3 этапа:

На констатирующем этапе - были проанализированы организационно-педагогические условия управления становлением начинающего педагога и диагностика профессионального становления.

На формирующем этапе - была разработана и апробирована система работы по улучшению организационно – педагогических условий управления профессиональным становлением начинающих педагогов.

На контрольном этапе - была проведена повторная диагностика профессионального становления начинающих педагогов и проанализирована динамика результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1.Профессиональное становление молодого учителя - процесс поэтапного практического овладения педагогической профессией, характеризующийся ценностно-смысловой переориентацией личности педагога, направленный на формирование профессионального самоопределения, социально-профессиональной субъектной позиции, личностное и статусное развитие.

  1. Методическое сопровождение начинающих педагогов рассматривается как система, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях затруднения. Методическое сопровождение является содействием в разработке нового качества дидактического обеспечения образовательного процесса (программ, технологических карт дисциплин, учебно-методических комплексов и т.д.) на принципах уровневости и усложнения.
  2. Управление процессом адаптации начинающего педагога в современной школе– представляет собой комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов методам и приёмам работы с воспитанниками, взаимодействию с субъектами педагогического процесса; использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений муниципальной общественностью;

4.Необходимым и достаточным организационно-педагогическим условием в процессе профессионального становления молодого учителя выступает система наставничества: развитие устойчивой мотивации к выбранной профессии и вовлечение молодого учителя в процесс самопознания, самоосмысления, самооценки, самоконтроля и непрерывного саморазвития и самоосуществления; конкретизация и поэтапное формирование профессиональных умений по использованию полученных знаний в практической деятельности; организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров для молодых специалистов и педагогов-наставников с целью обмена опыта.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. На основе анализа исследований в области педагогики, психологии и управления раскрыты понятия «начинающий педагог», «профессиональное становление», как процесс управления становлением начинающего педагога в современной школе.

2.Определены условия управления становления молодого учителя, соответствующие современной школе.

3.Определено содержание управленческой деятельности руководителя по формированию личностно-профессиональной индивидуальности и профессиональной адаптации молодых педагогов в современной школе.

4.Выявлены критерии и факторы успешного процесса управления становления молодого специалиста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании изучения опыта управленческой деятельности МБОУ «Абрамовская СШ им. А.И. Плоникова» Арзамасского района, Нижегородской области определяется возможностью применения  диагностического инструментария по выявлению профессиональных затруднений и системной работы по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе.

Материалы исследования могут быть использованы:

- руководителями образовательных учреждений и организаций с целью улучшения организационно-педагогических условий управления профессиональным становлением начинающих педагогов;

- органами государственной власти и местного самоуправления при выработке государственной и региональной политики в направлении «Наставник как штатная единица образовательной организации».

Достоверность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам, репрезентативностью выборки исследования, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

Апробация и внедрение полученных результатов: основные аспекты проблемы, раскрывающие ведущие положения магистерского исследования, и полученные материалы доведены до научной общественности в виде публикаций на : Всероссийской студенческой научно - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей» 2017 г., Арзамас; VII Междунродной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» 2017 г., Казань; Молодой учёный №25 (211) «Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления» 2018 г., Казань и выступлений автора с докладами на заседаниях кафедры педагогики дошкольного и начального образования, научном семинаре для магистрантов, педагогическом совете в МБОУ Абрамовская СШ 2017 г., Педагогические чтения АФ ННГУ 2018г.

Результаты исследования были представлены на научно – практических конференциях всероссийского и международного уровней в виде публикаций в сборниках по материалам конференций и статьи в Международном научно-исследовательском журнале (таблица 1):

Таблица 1

Название

Выходные данные

Количество страниц (п.л.)

1.

К вопросу об управлении профессиональным становлением начинающего учителя в современной школе

Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей», Арзамас, 2017г.

3

2.

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

VII Международная научная конференция конференция

«Инновационные педагогические технологии»

Казань, 2017г

3

3.

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления.

 

Международный научный журнал «Молодой ученый» №25 (211) июнь 2018 г.

4

 Структура магистерского диссертационного исследования соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы управления процессом становления начинающего учителя в современной школе

1.1. Профессиональное становление начинающего педагога как психолого-педагогическая проблема

На профессиональное формирование педагога в значительной степени влияют первые годы работы - этап его профессионального становления. Непосредственно этот период акцентирует специалиста в социальной и профессиональной среде. Он является основой его будущей профессиональной карьеры и определяет ее успешность.

Интерес к процессу профессионального становления проявляли многие ученые - исследователи, среди них: М.П. Будякина, Б.Г. Гершунский, Э.Ф Зеер, Л.М. Митина, А.А.Маркова, А.Г. Мороз, А.А. Орлов, Т.С. Полякова и др. В своих исследованиях ученые по-разному определяют понятие «профессиональное становление», сопоставляют его с такими понятиями, как «профессиональная подготовка», «профессиональная готовность», «профессиональное развитие», «профессиональное формирование», «профессиональное мастерство», «профессиональная направленность», «профессиональное самоопределение», «профессиональная пригодность», «профессионализация», «идентификация личности с профессией», «самореализация в профессии», «вхождение в профессию».

Термин «становление» часто используется в педагогике, психологии, философии. Его определение дается по - разному и соответственно используется в разных контекстах.

По мнению А.А. Марковой, «становление» выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений [59, с. 211].

Т.С. Полякова указывает, что «становление» определяется как приобретение новых признаков и форм в процессе развития [76, с. 128].

Б.Г. Гершунский в свих исследованиях процесс становления рассматривается как этап процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно включает в себя как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление - это «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного направления, сильное изменение [29, с. 697].

А.А. Орлов рассматривает «становление» как длительный процесс развития личности с начала становления профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [71, с. 213].

Э. Ф Зеер считает, что становление - «это большая часть онтогенеза человека, которая включает в себя период с начала становления профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни» [42, с. 336].

Таким образом, термин «становление» употребляется в трех значениях: как синоним «развития», как выражение процесса создания предпосылок, как характеристика начального этапа уже возникшего процесса, когда происходит переход от старого к новому, рост нового, его упрочнение и превращение в развитую систему.

Мы будем рассматривать, что «становление» как один из этапов процесса формирования. И если рассматривать данное определение в конкретный период времени, то «становление» - это этап профессионального развития, следующий за этапом профессиональных намерений, в результате которого происходит закрепление специалиста в определенной профессии. Под профессиональным развитием будем понимать период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни.

В психолого-педагогической литературе в уже имеющихся определениях понятия «профессиональное становление» можно найти разные подходы: социальный; психологический, данный поход имеет две трактовки: развитие личности через профессию и самореализация личности через профессию; педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос проблемы с позиции управления данным процессом.

А.Г. Мороз считает, что профессиональное становление - это «область общественной практики, где тесно переплетаются интересы общества и конкретного человека и его сущность состоит в преобразовании индивида в специалиста способного оказывать активное влияние на формирование профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом» [64, с. 28].

Э.Ф. Зеер профессиональное становление сопоставляет с профессиональной деятельностью, понимая его как «процесс прогрессивного изменения личности под воздействием общественных влияний, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление». Под профессиональным формированием данный автор предполагает «развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также результативного выполнения профессиональной деятельности». Совместно с этим, исследователь не ограничивается данным определением и включает подобные качества, как формирование профессиональной направленности, компетентности, значимых профессиональных качеств и их развитие, готовности к постоянному профессиональному росту, поиск наилучших приёмов качественного и творческого выполнения задач в связи с индивидуально-психологическими особенностями человека. Э.Ф. Зеер также высказывает суть о том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность меняется: обогащается направление развития, формируется опыт и компетентность, развиваются профессиональные качества [42 , с. 339].

И.А. Колесников считает, что профессиональное становление - это динамическое качество личности, связанное с формированием и развитием личностных и профессиональных качеств, осмысленным отношением к выбранной профессии, оказывающим большое влияние на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Совместно с этим, как отмечает названный автор, профессиональное становление характеризуется стабильной необходимостью в саморазвитии, в преобразовании жизни и себя как личности [52, с. 102].

Л.М. Митина исследует этот термин как решение профессионально важных, всё наиболее трудных задач - познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в ходе чего специалист овладевает важным комплексом, связанным с его профессиональными, деловыми и нравственными свойствами [62, с. 33].

По мнению А.А. Марковой, профессиональное становление - это продуктивный процесс формирования и саморазвития личности, изучения и самопроектирования профессионально направленных видов деятельности, установление собственного места в мире профессий, осуществление себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма. Профессиональное становление личности, согласно суждению автора, обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особенным смыслом, придаёт профессиональной биографии значимость [59, с. 211].

А.Г. Мороз в своих трудах о самоактуализации человека, принял за парадигму такие отношения как «учитель-ученик», анализирует данные отношения в интерпретации самоактуализированного учителя. Автор полагает, что «урок для самоактуализированного учителя - это не ситуация противостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний заинтересованностей, а приятная вероятность сотрудничества с учеником, возможность совместного изучения и совместного познания истины». Самоактуализированному учителю необходимо владеть «начальственностью тона, многозначительностью интонаций, он ведет себя просто и естественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, не изображает из себя профессора-всезнайку, он сохраняет за собой возможность просто быть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и стремится сделать так, чтобы они не соперничали друг с другом. В следствии такого рода установки преподавателя в стенах его класса не осуществимы зависть, страх, подозрительность или тревога».

Задачи самоактуализации носят индивидуальный характер и станут заключаться в планировании, самораскрытии, выборе возможных путей развития, формирования своего стиля педагогической деятельности [64, с. 29].

М.Н. Певзнер полагающий, что это процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей [74, с. 139].

В.Г. Онушкин так же согласен с этой точкой зрения - позиционирует профессиональное формирование как процедуру развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности, к пониманию своего призвания, к становлению профессионализма. Он утверждает, что профессиональное становление исполняется через развитие профессионального самосознания, что обретает собственное представление в самосовершенствовании, самообразовании личности [70, с. 90].

В своих трудах Т.С. Полякова указывает, то что «Профессиональное становление начинающего педагога» - это педагогическая деятельность, в ходе которой происходит процесс формирования личности педагога, т.е. формируется и фиксируется социальная и профессиональная позиция учителя, завершается формирование отношения к профессии, происходит приобретение профессионализма [76 с. 128].

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2017 год 99 стр.
Диссертация Внутриличностный конфликт
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское