Магистерская диссертация|Психология

Магистерская Изучение психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 99

Цена: 2 000
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе

1.2 Причины и факторы, влияющие на успешность социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

1.3 Возможности обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

Выводы по 1 главе

Глава2. Психологическое обеспечение социально-психологической адаптации к трудовому коллективу молодых специалистов строительных компаний

2.1. Анализ системы работы ООО «Трас-сервис» по социально-психологической адаптации молодых специалистов к трудовому коллективу

2.2 Разработка и реализация программы психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

2.3. Условия эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

Актуальность исследования: профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Основой любой современной организации являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников.

Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими.

Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации.

С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Профессиональное становление предполагает появление у личности специалиста новых качеств и свойств, либо развитие имевшихся задатков.

Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос, который рассматривают различные научные отрасли, в связи с тем, что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы «социального» и «несоциального» (молекулярного, индивидуального, макро-, микро- и др.)практически все основные психологические школы внесли свою лепту в исследование адаптации. Сущность, функции адаптации специфически рассматривались в рамках психоаналитического направления (Г. Гартманн, А. Фрейд, А. Адлер), необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки), интеракционизма (Л.Филлипс), когнитивной (Ж. Пиаже), гештальтпсихологии (Ф. Перле) и др.

Адаптация персонала различных организаций или трудового коллективаизучалась отечественными учеными и представлена в научных трудах Т.Ю.Базарова, М.П. Будякиной, А.А.Русалиновой, Н.В. Володиной, Т.С.Кабаченко, А.Я. Кибанова, Р.А.Кузьминой, М.О. Латуха, Е.А.Луцко, Н.Г. Панферовой, Л.Г.Почебут, А.А. Бородко, А.Л.Свенцицкого, В.В. Цалобанова, В.А.Спивака и др. В них феномен рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, которые связанны с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые организационные отношения. В итоге, этот процесс нацелен, во-первых, на получение определенного экономического и социального результата, и, во-вторых, ограничен временным интервалом, по истечении которого ожидаемый эффект должен быть достигнут.

Таким образом, к настоящему моменту в психологическом знании сложилось противоречие между необходимостью психологической помощи в адаптации молодых сотрудников на предприятии и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в профессиональной деятельности практического психолога.

Проблема исследования: каковы возможности и психологические условия обеспечения психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу.

Цель исследования: изучение психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу.

Объект исследования: профессиональная деятельность практического психолога организации.

Предмет исследования: психологическое обеспечение социально-психологической адаптации к трудовому коллективу молодых специалистов строительных компаний.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза исследования, согласно которой адаптация молодых сотрудников к трудовому коллективу будет эффективна в случае разработки и использования в работе практического психолога организации с молодыми сотрудниками программы психологического обеспечения молодым сотрудникам в адаптации к трудовому коллективу, направленной на: освоение эффективных навыком конструктивных межличностных отношений, сплочение трудового коллектива, снижение личностной тревожности молодых сотрудников, формирование адекватной самооценки, повышение мотивации молодых сотрудников к работе.

Задачи исследования :

1.Изучить теоретические основы проблемы адаптации в современном психологическом знании и рассмотреть причины, влияющие на успешность процесса адаптации молодых сотрудников компании.

2.Проанализировать возможности психологического обеспечения молодых сотрудников в психологической адаптации на предприятии.

3.Изучить особенности адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу и на основе полученных данных разработать и апробировать программу психологического обеспечения социально-психологической адаптации к трудовому коллективу молодых специалистов строительных компаний

4. Проанализировать динамику результатов исследования по итогам реализации программы.

Методологическими основами исследования послужили положения о всеобщей связи и зависимости явлений и процессов окружающего мира, о влиянии социального окружения на развитие личности человека. О механизмах адаптации человека к окружающей среде (Селье Г., Казначеев В.П., Авцын А.П., Агаджанян H.A., Баевский P.M., Меерсон Ф.З.); положения о функциональной системе, как психофизиологической основе адаптации (Анохин П.К., Судаков К.В., Медведев В.И.); о роли индивидуально-типологических, личностных особенностей в психосоциальной адаптации человека (Павлов И.П., Теплов Б.М., Небылицын В.Д., Березин Ф.Б.).

Методы исследования:

- теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование (методика «Карта оценки удовлетворенности работой»; методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний»; методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности»).

- качественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база: Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ООО «Трас-сервис» г. Арзамас Нижегородской области. В исследовании приняли участие молодые специалисты ООО «Трас-сервис» в количестве 20 человек.

Исследование проходило в 2 этапа.

На первом этапе осуществлялись теоретическое изучение и анализ философской, социологической, психологической литературы; выбор темы и формулировка проблемы исследования, формулирование на основе этого исходных позиций, выделение объекта, предмета, цели и задач исследования, выдвижение его гипотезы, уточнялись теоретические положения, анализировался и обобщался опыт психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов к трудовому коллективу в условиях строительной компании.

На втором этапе определялись условия организации эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу. На этом этапе разрабатывалась, теоретически обосновывалась и экспериментально апробировалась программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу, а также осуществлялось ее внедрение в практическую деятельность психолога ООО «Трас-сервис».

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе изучения современных научных источников, мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

2. Психологическое обеспечение социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний.

3. Реализация разработанной программы социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу ООО «Трас-сервис» направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности социально-психологической адаптации.

4. Психологическими условиями эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу являются:

1) Сформированность у руководства ООО «Трас-сервис» установок на обеспечение социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу;

2) Опыт организации социально-психологической адаптации ООО «Трас-сервис» с учетом особенностей молодых сотрудников (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с коллективом и т.д.);

3) Обеспечение процесса социально-психологической адаптации ООО «Трас-сервис» как системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для молодых сотрудников;

4) Особенностями психологической профориентационной деятельности психолога и прежде всего системой его отношений к делу.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- уточнены и дополнены особенности и возможности психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний;

- изучен и обобщен опыт организации работы по адаптации в условиях строительной компании;

-на основе изученного опыта разработана программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний;

- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия, обеспечивающие эффективность психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний.

Теоретической основой исследования послужили работы раскрывающие специфику адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу (Б. А. Ефимова, Т. Р. Дорохиной, А. Н. Жмырикова, Ю. А. Зиневич, П. С. Кузнецова, В. А. Петровского).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщен и систематизирован материал по проблеме адаптации в современном психологическом знании; определены причины, влияющие на успешность процесса адаптации молодых сотрудников компании; проанализированы возможности психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран психологический инструментарий, позволяющий изучить проблему адаптации молодых сотрудников; разработана программа психологической помощи сотрудникам в адаптации к трудовому коллективу; проанализирована динамика результатов исследования по итогам реализации программы.

Материалы исследования могут быть использованы психологами в работе с молодыми сотрудниками учреждения, организации, компании и т.д.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях.

Апробация и внедрение полученных результатов: основные положения диссертационного исследования и полученные материалы представлены научной общественности в виде публикаций: статья по теме: «Изучение проблемы адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе» (Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский Союз Ученых» № 3(48), 2018, 5 часть); и статья по теме: «Исследование проблемы социально-психологической адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе» (Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский Союз Ученых» № 9(54), 2018, 3 часть)

Структура курсовой работы: данная работа состоит из ведения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические подходы к изучению проблемы обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу

1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, Г.Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация это свойство организма, что это одновременно равновесие между средой и организмом, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, что это результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель, к которой стремится организм.

Понятиеадаптация(от лат слова adapto - приспособляю) - это приспособление организма к внешним условиям. В современной науке данное понятие трактуют широко. Индивид, согласно А. В. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивной направленности всех психологических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприсобления (саморегуляции, подчинение высших интересов низшим) и другие. [5, с.19]

Можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны адаптация является свойством любой живой саморегулируемой системы, опосредующей ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

В отечественной литературе до недавнего времени вопрос адаптации рассматривался в основном с естественнонаучных позиций, а свойства и признаки биоадаптации зачастую переносились на адаптацию социальную. Рассмотрим социокультурные аспекты приспособительных процессов в социуме. [18, с. 125]

Одним из возможных и достаточно плодотворных подходов к феномену социальной адаптации до сих пор остаётся культурологический, ставящий в центр внимания проблему взаимосвязи социальной адаптации и культуры. Так, в эволюционном направлении (Л.Уайт, Л, Вайда, Р.Рапопорт, М.Харрис и др.) культура рассматривается как адаптивная система или пространство, необходимое для человеческой жизнедеятельности. В этом пространстве все подсистемы, или «векторы» по Л. Уайту, должны взаимно приспосабливаться (коадаптироваться) для достижения определенного баланса.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология и социальные изменения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. – 2015. – Т.6., № 5. – С.5-15.

2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - Москва: Прогресс, 1990 - 336 с.

3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева - М.: Издательский центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. - 221с.

4. Белкин, П. Г. Социальная психология научного коллектива / П.Г. Белкин, Е.П. Емельянов, М.А. Иванов. - М.: Наука, 1987 - 213с.

5 . Бурьянов, О.В. Социальная адаптация шахтеров в процессе становления рыночных отношений: учебное пособие [Текст] / О. В. Бурьянов. - Ростов-на-Дону, 2008. - 289 с.

6. Быченков, В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности [Текст] / В. М. Быченков. - М.: Российская академия социальных наук, 2010. - 976 с.

7. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] /М. Ю. Веденина // Дефектология. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2015. - 218 с.

8. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека: учебное пособие [Текст] / В. Ю. Верещагин. -Владивосток: Д/В ун-т, 2016. - 264 с.

9. Вершинина, Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Вершинина. - Новосибирск: Наука, 2009. – 312 с.

10. Вершинина, Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров [Текст] / Т. Н. Вершинина// Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. -Новосибирск: Наука, 2014. – 254 с.

11. Виньков, P.P. Адаптация к низкопрофессиональной трудовой деятельности: постановка исследовательских задач [Текст] / Р. Р. Виньков// Актуальные проблемы социальной геронтологии: Мат. междисциплин, науч. конф. Саратов: СГТУ, 2008.- 198 с.

12. Виньков, P.P. Горэлектротранспорт как фактор социальной адаптации работников предприятий и организаций: учебное пособие [Текст] / Р. Р. Виньков// Социокультурные проблемы нетипичности: Тез. науч. конф. СГТУ.- Саратов: СГТУ, 2016.-150 с.

13. Власова, О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: учебное пособие [Текст] / О. А. Власова. - М., 2015. - 161 с.

14. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапехникова // Вопросы психологии. – 1985. – №5. -458 с.

15. Георгиева, И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе [Текст] / И. А. Георгиева.- Л., 2016. - 216 с.

16. Дичев, Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: учебное пособие [Текст] / Т. Г. Дичев.- М., 2013. - 201 с.

17. Дичев, Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека: Методологические и социальные аспекты: учебное пособие [Текст] / Т. Г. Дичев.- М.: Наука, 2014. - 184 с.

18. Дорохина, Т. Р. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории»: методические указания [Текст] / Т. Р, Дорохина // Вопросы экономики. М. - 2016. – 149 с.

19. Ефимов, Б.А. Образование как фактор социальной адаптации личности [Текст] / Б. А. Ефимов. - Свердловск, 2010. - 184 с.

20. Ершов, А.Н. Взгляд психолога на активность человека[Текст] / А. Н. Ершов. - М.: Луч, 2015. -159 с.

21. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: учебное пособие [Текст] /А. Н. Жмыриков. - Л.: ЛГУ, 2008. - 220 с.

22. Зиневич, Ю.А. О социально психологической и предметной адаптации начинающего исследователя: учебное пособие [Текст] /Ю. А. Зиневич// Социально - психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: - М., 2009. -154 с.

23. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально психологической адаптации личности: учебное пособие [Текст] /О. И. Зотова // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2009. -265 с.

24. Каверина, В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот[Текст] / В. И. Каверина. - М., 2007. - 122 с.

25. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации: учебное пособие [Текст]/ В. П. Казначеев.- Новосибирск: Наука, 2010. - 191 с.

26. Корольков, А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине: учебное пособие [Текст] /А. А. Корольков.- М., 2011. - 311 с.

27. Кравченко, А.И. Социальная работа: Учебник / А.И. Кравченко– М.: Проспект, 2008. – 416 с.

28. Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве [Текст] /И. К. Кряжева// Прикладные проблемы социальной психологии. -М: Наука, 2016.- 254 с.

29. Кузнецов, П.С. Адаптация в широком и узком смысле: учебное пособие [Текст] /П. С. Кузнецов// Вопросы практической психологии. Саратов: Сарат. пединститут, 2015. -218 с.

30. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П. С. Кузнецов.- Саратов: СГУ, 2016. - 176 с.

31. Кузнецов, П.С. Адаптация пожилых и трудовая деятельность[Текст] /П. С. Кузнецов// Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисципл. научн. конф. Саратов, 2015. – 145 с.

32. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: (На материале деятельности будущих педагогов) / Т.Д. Молодцова. – Р-н-Д : Рост. пед. ун-т, 1997. - 295 с.

33. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения: учебное пособие [Текст] /Н. Ф. Наумова.- М.: Наука, 2008. – 169 с.

34. Панина, Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера: учебное пособие [Текст] / Н. В. Панина.- М., 2016. - 208 с.

35. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности: учебное пособие [Текст] / А. В. Петровский.- М.: Педагогика, 2015. - 240 с.

36. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности: учебное пособие [Текст] / В. А. Петровский.- М.: ТОО «Горбунок», 2014. - 224 с.

37. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды[Текст] /Ж. Пиаже.- М.: Международная пед. академия, 2016. - 680 с.

38. Попов, В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: учебное пособие [Текст] / В. Г. Попов.- Екатеринбург, 2016. - 248 с.

39. Почебут, Л.Г. Показатели адаптации личности в производственном коллективе [Текст] /Л. Г. Почебут// Личность и деятельность: экспериментальная и прикладная психология. Вып. II. Л.: ЛГУ, 2012. – 181 с.

40. Прохватилов, А.А. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе[Текст] / А. А. Прохватилов// Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 2010.- 214 с.

41. Пташкин, А. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: учебное пособие [Текст] / А. А. Пташкин.- Л., 2015. - 264с.

42. Ронгинская, Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: д. психол. наук: 19.00.01 / Ронгинская Татьяна Ивановна.- СПб, 1995. – 292 с.

43. Рыбка, Г.Н. Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности: автореф. дис. …канд. псхол. наук:19.00.13 / Рыбка Галина Николаевна. - СПб., 2006 – 176 с.

44. Сапов, И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека[Текст] / И. А. Сапов.- М.: Наука, 2015. - 146 с.

45. Сафонеева, Н.И. Адаптационные процессы и экология человека: учебное пособие [Текст] / Н. И. Сафонеева. -М, 2011.- 165 с.

46. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе[Текст] / Н. А. Свиридов. - Л., 2013. – 324 с.

47. Селье, Г. Стресс без дистресса[Текст] / Г. Селье.-М.: Прогресс, 2014. - 126 с.

48. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – 152 с.

49. Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс: учебное пособие [Текст] /Н. Смелзер.- М, 2014. - 688 с.

50. Стегний, В.Н. Личность в современном обществе: проблема осознания своего социального будущего [Текст] / В. Н. Стегний.- Пермь, 2013. - 314 с.

51. Степанова, С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. — М.: Наука, 1986.— 240 с.

52. Федотова, Н.Н. Социально- профессиональная адаптация молодежи в современных условиях[Текст] / Н.Н. Федотова.- Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 2016. - 245 с.

53. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджанян, Л.С. Тель, Б.И. Чиркина, С.А. Чеснокова. Алма-Ата: Казахстан, 2014. - 416 с.

54. Самойлова В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 227 с.

55. Холостова, Т.В. Человек как предмет социально-антропологического исследования: учебное пособие [Текст] / Т. В. /Холостова // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис». - 2009. - 358 с.

56. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: учебное пособие [Текст] / Д. Б. Эльконин.– М.: Педагогика, 2015. – 554с.

57. Ярошевский ,М.Г. В поисках новой психологии: учебное пособие [Текст] / М. Г. Ярошевский.– М.: Либроком, 2015. – 302с.

58. Identites collectives et changements sociaux.// Tap P.(ed.) Toulouse,

1980.

59. Schneiderman L. Psychology of Social Change. N.Y., 1988.

60.Thierry J.P. Les problemes sociales et psychologiques. P., 1982.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2014 год 151 стр.
Детерминанты конфликтного взаимодействия в супружеских парах
diplomstud
Магистерская диссертация Психология
2020 год 82 стр.
Дипломная Влияние производственной среды на работников Крайнего Севера
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2017 год 99 стр.
Диссертация Внутриличностный конфликт
Alcofribas
Магистерская диссертация Психология
2019 год 84 стр.
Диплом Особенности познавательного развития детей в предшкольном образовании
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское