Введение
Раздел I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Теоретические аспекты организации экономических механизмов медицинской помощи детям-сиротам и детям, находящихся в трудной жизненной ситуации
1.2 Материально-технические аспекты организации экономических механизмов помощи детям-сиротам и детям, находящихся в трудной жизненной ситуации
Раздел II ПРОГРАММА «ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
2.1 Основные проблемы в сфере детства и принимаемые меры
2.2 Понятие и предназначение программы «Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
2.3 Реализация программы «Диспансеризация детей-сирота и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Заключение
Библиография
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье детей ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза.
В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе – психическим расстройствам, третье – врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Следует отметить, что нозологическая структура инвалидности соответствует структуре хронической патологии, наиболее часто встречающейся в детском возрасте. Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям – ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20–50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костно-мышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.
Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ . Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка , где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами. В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, - и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. Не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи утрачивают свои позиции, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.
Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Несовершеннолетние дети в силу своей физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества.
Численность детского населения России в последние десятилетия продолжает убывать катастрофическими темпами. За два последние десятилетия в нашей стране детей стало меньше на 11 млн.: численность детей в возрасте до 16 лет с 36 млн. человек в 1989 г. снизилась до 25 млн. человек в 2011 году. Число детей в нашей стране с каждым годом сокращается, и если эта динамика сохранится, то к 2025 году их число будет составлять всего 22 млн.
В июне 2011 года на пресс-конференции в РИА «Новости» Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, отметил, что сейчас в России почти 700 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это больше, чем в СССР после Второй мировой войны. Причина тому – асоциальное поведение родителей, и как следствие – социальное сиротство.
Актуальность темы заключается в стремительном росте детей – сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной и медицинской защиты. Социальная и медицинская защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня – это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Цель исследования – рассмотреть организационно-экономические механизмы медицинской помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях на примере программы «Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», возникающие при этом актуальные проблемы, проанализировать действующее законодательство Российской Федерации на данную тему.
Объект исследования – совершенствование организационно-экономических механизмов медицинской помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях на примере программы «Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Предмет исследования – организационно-экономические механизмы медицинской помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретических и материально-технических аспектов организации экономических механизмов помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях.
2. Изучение практики внедрения данных механизмов.
Проблема совершенствования организационно-экономических механизмов медицинской помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации детально исследуется в работах Альбицкого В.Ю., Баранова А.А., Болотникова И.Ю. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - №7. - 21.01.2009.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812; 2010, № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; 2012, № 14, ст. 1553, № 50 (часть 4), ст. 6954, № 53 (ч. 1), ст. 7605.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1999, № 28, ст. 3471; 2005, № 1, ст. 18; 2006, № 31, ст. 3437; № 45, ст. 4627; № 52, ст. 5497; 2007, № 7, ст. 834; 2008, № 17, ст. 1756; 2009, № 1, ст. 20; № 52, ст. 6428; 2011, № 49, ст. 7041, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7627.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52, ст. 5496, 2011, № 50, ст. 7364.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2010, № 49, ст. 6420; 2011, № 27, ст. 3873, 2013, № 9, ст. 872.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2011, № 30, ст. 4600, 2013, № 8, ст. 720.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 263, 23.11.2011.
11. Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 № 616-87 (ред. от 29.04.2013) «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ЗС СПб 16.11.2005) // Санкт-Петербургские ведомости, № 225, 01.12.2005.
12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012.
13. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42, ст. 5009.
14. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета, № 166, 04.09.2009.
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
16. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2011 № 367-р (ред. от 01.10.2012) «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 21.03.2011, № 12, ст. 1655.
17. Выступление Министра Минздравсоцразвития РФ Михаила Зурабова на Всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России» (8 ноября 2006 года, Москва) // Журнал «Время новостей», № 206, 09 ноября 2006 г.
18. Альбицкий В.Ю. Особенности состояния здоровья и система организационных и профилактических мероприятий оздоровления часто болеющих детей: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. М., 1986.- 31с.
19. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Камаев И.А., Огнева М.Л. Часто болеющие дети. – Нижний Новгород.: 2003. – 180 с.
20. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность //Российский педиатрический журнал. – 2008. – № 1. – С. 32-35.
Всего 62 источника