ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы кадрового менеджмента в современной библиотеки
1.1 Основные понятия и задачи менеджмента
1.2 Основы библиотечного кадрового менеджмента
1.3 Сущность кадрового менеджмента
1.4 Пути повышение эффективности кадрового планирования
ГЛАВА 2. Анализ формирование кадров библиотечных менеджеров
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы данной курсовой работы состоит с том, что социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.
Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Особую актуальность данной проблематике придает принципиально изменившийся характер внешней среды библиотеки в условиях информационной эры: от стабильной, определенной - к нестабильной, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Чрезмерная типизация и регламентация организационных структур явились одной из причин слабой адаптации библиотек к новым условиям. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.
Активные поиски инновационных типов управления, соответствующих современным задачам и функциям библиотечной деятельности, нашли наиболее полное и целостное отражение в концепции библиотечногоменеджмента. Термином «библиотечный менеджмент» обозначается особая сфера социально-практической деятельности библиотеки и научная дисциплина, ставящая задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Библиотечный менеджмент использует широкий спектр концепций мирового менеджмента, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности, с учетом специфических особенностей, как российских реалий, так и собственно библиотечного дела.
Развитие библиотечного менеджмента проходит на фоне смены общей управленческой парадигмы - процесса, характерного для мирового менеджмента. Устаревшие концептуальные подходы к менеджменту, связанные с понятием «рационального управления», сменяет маркетинговая парадигма, содержанием которой становится адаптивные, гибкие системы управления.
Специфика библиотечного менеджмента по сравнению с предыдущими теориями определяется, по меньшей мере, двумя его главными особенностями: ориентированностью на решение актуальных проблем управленческой деятельности библиотек и междисциплинарным характером. Формирование научных основ библиотечного менеджмента было движимо не академическим, а, прежде всего, социальным интересом достижения большей эффективности в библиотечном обслуживании населения. В связи с этим главными задачами библиотечного менеджмента стали: разработка моделей эффективного планирования, гибких организационных структур, обеспечивающих библиотеке стратегические позиции и высокий уровень адаптации к изменениям; формирование комплекса некоммерческого маркетинга, позволяющего библиотеке достичь значимого социального эффекта; развитие методической работы на принципах инновационного менеджмента; выработка механизма управления персоналом и т.п.
Цель работы заключается в комплексном исследовании основ библиотечного менеджмента как концепции управления современной библиотекой.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Охарактеризовать содержательную характеристику понятий "менеджмент" и других базовых понятий библиотечного менеджмента;
2. Рассмотреть содержание функций библиотечного менеджмента;
3. осветить используемые технологии библиотечного менеджмента.
Предмет изучения: проблема кадрового менеджмента в современной библиотеки.
Объект: кадровый менеджмент.
Степень изученности темы:
Интереса к персоналу как к важному ресурсу организации, в использовании которого скрыты значительные резервы, впервые встречается в работах родоначальника английской классической политэкономии В. Пети (XVII в.), который предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят».
В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи.
В XX столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала — Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Изучением особенностей управления в библиотечной сфере занимались, и другие.
В качестве метода исследования используется анализ документации.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, исследовательской части, заключения, списка литературы.
В теоретической части рассматривается характеристика базовых понятий библиотечного менеджмента; раскрывается содержание его функций; освещаются используемые в нем технологии.
В исследовательской части рассматривается формирование кадров менеджеров на примере библиотек г. Барнаула.
В заключении подводится итог всей курсовой работы, в котором рассматривается
1. Абрамов К.И. Библиотечное дело России на пороге XXI в. // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. М.,1998. -C.il-15.
2. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / Под ред. Тамбовцева В.Л. М.: Наука, 2014. - 216 с.
2.Андреева, Н. Е. Персонал стратегия: эффективное кадровое планирование в библиотеке / Н. Е. Андреева // Учреждения культуры. — 2015. - №9. - С. 70-80.
4. Анисимов, В. М. Кадровая служба и управление персоналом организации : практическое пособие кадровиков / В. М. Анисимов. - М. : Экономика, 2013. - 704 с.
5. Бугаева, Р. У. Профессиональная квалификация библиотечных работников и пути ее повышения / Р. У. Бугаева // Научные и технические б-ки. - 2013. - № 6. - С. 62-71.
6. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс : учебник / О.С. Виханский, А. М. Наумова. - М. : Гардарики, 2015. -528 с.
7. Вялова, Л. М. Документационное обеспечение деятельности кадровой службы : учеб. пособие / Л. М. Вялова. - М. : Академия, 2013. - 176 с.
8. Герасимов, Б. Н. Менеджмент персонала : учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, В. Г. Чумак, Н. Г. Яковлева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 448 с.
9. Ежова, Л. С. Инновационные методы кадровой политики: технология разработки и реализации программы управления, развития и мотивации персонала / Л. С. Ежова // Справ, рук. учреждения культуры. - 2016. - № 1. - С. 64-84.
9. Коргова, М. А. Социодиагностика как первый этап оптимизации кадрового менеджмента организации / М. А. Коргова // Упр. персоналом. - 2014. - № 5. - С. 40-44.
10. Коргова, М. А. «Портрет» кадровых служб организаций современной России / М. А. Коргова // Упр. персоналом. 2014. - № 8-9. - С. 28-30.
11. Курбатова, М. Б. Методы обучения. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. Б. Курбатова, М. И. Магура // Управление персоналом. -2014. - № 11-12. - 80 с. - (Спецвыпуск журнала № 12).
12.Документоведение и документационное обеспечение управления: некоторые вопросы теории и практики [Текст] : [сб. ст.] / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. ун-т", ф-т полит. наук, каф. документоведения ; [отв. ред. А. Р. Ивонин]. – Барнаул : Изд-во АГУ, 2010. – 112, [1] с.
13.0Документоведение и документационное обеспечение управления: некоторые вопросы теории и практики [Текст] : [сб. ст.] / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. ун-т", ф-т полит. наук, каф. документоведения ; [отв. ред. А. Р. Ивонин]. - Барнаул : Изд-во АГУ, 2010. – 112, [1] с
14.Документы [Текст] : Делопроизводство. – 9-е изд., перераб. и доп. / под ред. М. В. Стенюкова. – М. : Приор, 2012. – 412 с.
15.Документы и делопроизводство [Текст] : справочное пособие. - М. : Экономика, 2011. – 270с.
16.Зиновьева, Н. Б. Документ или документированная информация? [Текст] / Н. Б. Зиновьева // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 5. – С. 113–120.
17.Лиховид, Т. Ф. Понятие «информация» и «документ» в интерпретации западных специалистов [Текст] / Т. Ф. Лиховид // Библиография. – 2014. – № 4. – С. 33–38.
18.Плешкевич, Е. А. Методологические проблемы идентификации документа как объекта познания [Текст] / Е. А. Плешкевич // Библиотековедение. – 2013. – № 6. – С. 15–22.
19.Фрадкин В. Н. Прошлое, настоящее и будущее носителей информации [Текст] / В. Н. Фрадкин // Компьютер Price. – 2003. –№46. – 174 с.
20.Швецова-Водка, Г. Н. Оригинальная трактовка документирования и документа [Текст] / Г. Н. Швецова-Водка // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 7. – С. 11–25.
21.Янковая, В. Ф. Как организовать делопроизводство [Текст] : / В. Ф. Янковая // Справочник секретаря и офис-менеджера. – №1. – 2010. – С. 12–13.