Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с
развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает
существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных
проблем, увеличение численности занятых работников». По численности
работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ
и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах
занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 -
1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в
стране малого предпринимательства является одним из направлений
экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон
направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации
права граждан на свободное использовали» своих способностей и имущества для
осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и
социальная роль малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики
имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и
отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на
следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям
хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого
предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении
принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на
управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи,
проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и
способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на
требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость
собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда
отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными
конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в
расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко
используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых
предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда
высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно
сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого
предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных)
рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают
средства к существованию большему количеству люден, чем крупные
предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и
распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по
сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение
как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении
работ, оказании услуг.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и
определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения
на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к
изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных
финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность
хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого
предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами,
условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с
менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью
собственников малых и средних предприятий.
Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том,
что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В
современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно
новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о
производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко
владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими
структурами бизнеса.
Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго
существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный
доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика
показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе,
чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые
предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в
своей деятельности рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация
предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в
маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы
участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух,
трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное
принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются
и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный
капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в
кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии
малого бизнеса.
Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое
предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для
испытания Столов и принципов предпринимательства будущего.
Для экономики в целом деятельность малых компании оказывается важным
фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса
специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся
экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе
развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого
предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации
общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства
страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое
предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,
социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о
деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно
свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с
развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий
относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой
инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство
является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также
занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства
является условием решения следующих проблем:
формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,
способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует
повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики. Малое
предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
привлечение личных средств населения на развитие производства.
Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей
заинтересованностью, чем в крупных;
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
способствование более эффективному использованию творческих
возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов
ремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для
которых крупное производство налагает определенные ограничения
(домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
формирование социального слоя собственников, владельцев,
предпринимателей;
активизация научно-технического прогресса;
освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных
производств;
содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки
комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих
производств;
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий
за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных
задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное
удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются
эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения
нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений,
быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая
конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому,
что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность
для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений -
все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд
причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на
усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской
Федерации.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране:
инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение
платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая
защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых
знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной
культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения,
связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-
продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ
регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
- В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки
малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое
предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на
все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань
банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия,
функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения,
потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет.
Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого
бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к
предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе,
подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства
на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы
основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги;
законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки,
дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской
системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных
площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;
недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия
Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены
на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с
арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток
культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности;
кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность
производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет;
невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие
западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только
перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные
предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия,
необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в
особенности.
1. Постановление Правительства РСФСР «О мерах поддержке малых предприятий
в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406.
2.Постание Правительства РФ « О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 11 мая 1993 г. №446.
3.Закон РСФСР «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря . №222-ФЗ.
4.Налоговый Кодекс . Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля
1998г.
5.Отчет о поступлениях Государственных налогов и других платежей в
бюджет и внебюджетные фонды по Государственной налоговой инспекции
Тукаевского района на 01.01.99 г.
6. Аскери О. «Как быстро увеличить налоговые поступления с опорой на
средний класс». Финансовый бизнес 1999 г. №2 с.55-58.
7. Балацкий Е. «Точки Лаффера и их экономическая оценка» // Экономика и
жизнь - 1997г. №12 с.85-94
8. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное .-
М.: БЭК,1997г. с. 500-529
9. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании» //
Финансовая газета - 1998г. №14 (4) с.5
10. Воробьев С. Портер А. «Налоговые реформы» // Финансовая Россия - 1998г.
№24 (7) с.6
11. Высоков В .«Малый бизнес «в тени» - государству жарко» // Экономика и
жизнь - 1998 №20 (5) с.1.
12. Ермаков В . «Через тернии к звездам» // Бизнес и политика
1998г. №4 с.53-56
14. Исаков Д.М. «Налогообложение иностранных юридических лиц» Финансовая
газета - !998г. №27(7) с.23-26.
15. Кашин В.А. «Налоговая система и оздоровление национальной экономики» //
Финансы - 1998г. №8 с.23-26.
16. Киров Е.А. «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие
субъекты» // Финансы -1998г. №9 с.30-32
14. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-
коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 1988г. c.34-61
14. Князев В.Г. «Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных
странах.» // Финансы.1999г. №2 с.29-34
14. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной
и Восточной Европы » // Проблемы прогнозирования 1998г. №2 (4) с.107-
115
20. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М,
1998г. с.106-159.
21. Налоги и налогообложение . // Учебное пособие. Под редакцией
Русаковой И.Г., Кашина В.А. М.: Финансы ,1998г.
22. .Литвинин М. И. «Налоговая нагрузка и экономические интересы
предприятий» // Финансы 1998г. №5 с.29-31.
23. Николаев А.А. «Налоговое планирование: мировой опыт.» // Бухгалтерский
вестник 1998г. №5 с.32-36
20. Никонов Н.А. «О некоторых вопросах применения малыми предприятиями
законодательства о налоге на прибыль » // Бизнес и политика. - 1998г.
№9 с.13-33
20. Подпорин Ю.Р. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности субъектов малого предпринимательства» // Финансовая Россия -
1998г. №9 (3) с.
21. Попов Н.А. «Налоговое регулирование в зарубежных странах». //
Менеджмент в России и за рубежом -1998г. №6 (12) с.51-61
22. Попонова Н.Г. ,Павлюченко В.П, «О налогообложении предприятий в
ФРГ» // Финансовая газета - 1998г. №14(4) с.5
23. Рассказов А.В. «Влияние налогового кодекса на развитие малого
предпринимательства» // Бизнес и политика - 1998г. №5-6, с.20-25, с.16-
20.\
24. Реймер Л. «Оброк или десятина» // Экономика и жизнь -1998г. №20(5) с.52-
55
25. Румянцев А.В. «Налоговое регулирование в зарубежных странах.» //
Менеджмент в России и за рубежом - !998г. №6(12) с. 51-61.
26. Телятников Н.Б. «Налогообложение в Израиле». // Финансы - 1998г. №4
с.29-31.
27. Торкановский Е.М. «Организационно-правовые меры развития малого бизнеса
в России» // Бизнес и политика - 1998г. № 3-4 с. 53-56.
28. Финансовое право, учебник, Под редакцией Химичева Н.И. - М.:БЕК, 1996г.
с. 247-284.
29. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е.С.
-М.: «Перспектива» 1997г. с. 511-528.
30. Фомина О.Л. «Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц» //
Хозяйственное право -1998 №10 с.82-87.
31. Штарев С.С. «Использование налоговых механизмов в обеспечении нового
качества экономического роста» // ЭКО 1998г. №5 с. 53-62