1. Этнопсихологические особенности управления в многонациональных коллективах
Задача 8
Описать полномочия и обязанности какого-либо менеджера (директора, нач. отдела, бригадира и т.д.) конкретной организации.Провести анализ организации труда и исполнения рабочего времени данного менеджера. В контрольной работе изложить результат анализа и инструменты проведения анализа (фотографию рабочего времени, анкету и т.д.), которые Вы использовали.
Разработать рекомендации по совершенствованию трудового процесса данного менеджера.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
1. Этнопсихологические особенности управления в многонациональных коллективах
Национально-психологические особенности обладают способностью влиять на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов.
Это помогает, с одной стороны, находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции воспитания и впоследствии учитывать их в общественной жизни в конкретном национальном регионе.
С другой стороны, фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе (для чего можно использовать специальные методики исследования), на которые влияют национально-психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий со стороны руководителей, социальных работников и социальных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий.
В нашей стране имеется очень много коллективов (профессиональных и иных групп), многонациональных по своему составу. Именно в них наиболее выражение проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения.
Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью.
Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.
Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. В то же время сфера подобных межнациональных отношений в этих коллективах находится в постоянном развитии, может в зависимости от обстоятельств в большей или меньшей степени трансформироваться. Так, после развала СССР во многих районах средней полосы России появилось большое количество мигрантов из бывших союзных республик, которые в условиях нового культурного окружения проявляют большую сплоченность в совместных действиях, зачастую ведут себя активнее и организованнее, чем местные жители. Это вызывает определенное недовольство со стороны последних, к мигрантам относятся настороженно, а порой и негативно.
Часто в многонациональном коллективе руководитель, социальный работник, социальный педагог впервые встречаются с представителями той или иной национальности и в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. Данные исследований показывают, что межнациональное общение в таком коллективе требует от каждого человека преодоления дополнительных психологических трудностей.
Практика свидетельствует, что большинство руководителей многонациональных коллективов, особенно низшего звена, испытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Объясняется это рядом причин. Главная среди них — отсутствие соответствующей подготовки. В настоящее время большинство молодых специалистов оказываются практически беспомощными, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе. Социологические опросы показывают, что только через 4 — 5 лет после начала практической деятельности у людей, стоящих во главе трудовых коллективов, появляются достаточные знания национально- и социально-психологических особенностей тех людей, среди которых им приходится работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнационального взаимодействия и отношений.
1. Коргова М.А. Проблемы работы многонациональных команд в организациях и возможные пути их разрешения // Управление персоналом, №7 2004 – С. 60-65.
2. Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.
3. Мазур И.И. Всеобщая история менеджмента. – М.: ЕЛИМА, 2006. – 888с.
4. Резник С.Ю. Особенности управления персоналом в полиэтническом коллективе организации.//Сборник статей студентов "Россия и социальные изменения в современном мире". Том №2. - Ломоносовские чтения 2004г.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. 4-е изд.-ие, исправл. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 368с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. – М.: Аспект, 2006. – 208с.
7. Управление человеческими ресурсами/Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб: Питер, 2002. – 1200с.