Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Естественным ходом работодателя и обязанностью его службы управления персоналом становится работа по адаптации нового работника.
Адаптация является одним из неотъемлемых элементов системы управления персоналом учреждения. Несмотря на это, адаптационным мероприятиям в учреждении подчас уделяется минимум внимания, так как временные и организационные ресурсы службы персонала инвестируются преимущественно в развитие систем оценки и обучения.
Внедрение системы адаптации персонала в учреждении представляет собой достаточно сложную задачу, но от нее зависит решение таких важных задач , как уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров, возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для учреждения, вхождение работника в коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды, снижение тревожности и неуверенности, которые испытывает новый работник. Всё это определяет теоретическую и практическую актуальность изучения такого процесса, как адаптация.
Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом учреждения. Несмотря на это, адаптационным мероприятиям в учреждении подчас уделяется минимум внимания, так как временные и организационные ресурсы службы персонала инвестируются преимущественно в развитие систем оценки и обучения.
Нередко учреждения используют только отдельные элементы адаптации, например, проводят для новичков вводные курсы или выдают всем пришедшим «справочник сотрудника». Но для того чтобы проводимые мероприятия были эффективными, необходим системный подход к адаптации новых сотрудников.
Целью работы является исследование системы адаптации молодого специалиста в условиях организации в теории и на практике.
Задачи работы:
- исследовать теоретические основы адаптации молодого специалиста в условиях организации;
- проанализировать существующую систему адаптации молодого специалиста в Поликлиники «Консультативно-диагностический центр» АГМУ
Объект исследования: Поликлиника «Консультативно-диагностический центр» АГМУПредмет исследования: система адаптации персонала в организации.
Теоретическую основу исследования составляют труды Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., Кузнецова Ю.В., Максимцова М.М., Маслова Е.В., Мескона М.Х., Одегова Ю.Г., Плешина И.Ю., Подлесных В.И., Самыгина С.И., Сульдина Г.А., Столяренко Л.Д., Травина В.В., Хедоури Ф., и других авторов.
Практическая часть исследования построена на материалах в Поликлиники «Консультативно-диагностический центр» АГМУ
1. Авдеева, А.А.Организация профориентации и адаптации персонала / А.А. Авдеева //. - Москва.: Проспект, 2013. - 315 c.
2 Алешин, А. Методические аспекты реинжиниринга бизнес-процессов
управления трудовыми ресурсами / А. Алешин // РИСК: ресурсы,информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 1, Ч. 1. – С. 221-224.
3 Анциферова, Л. Т. Мотивация процесса управления персоналом /Л. Т. Анциферова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т 14, № 4. – С. 1426-1429.
4 Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления: учебное пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова //. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 288 с.
5 Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии : учебное пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова //. – Москва: ЮНИТИ ДАНА, 2012. – 193 с.
6 Бабосов, Е. М. Управление персоналом: учебное пособие / Е. М. Бабосов, Э. Г. Вайнилович, Е. С. Бабосова //. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 287 с
7 Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: теория и
практика : учебник для бакалавров / Т. Ю. Базаров // ; Высш. шк. экономики. – Москва: Юрайт, 2014. – 380 с.
8 Бакирова, Г. Ф. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г. Х. Бакирова. //– Москва : ЮНИТА-ДАНА, 2015. – 591 с.
9 Барбарская, М. Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе / М. Н. Барбарская // Основы экономики, управления и права. – 2014. – № 4. – С. 118-122.
10 Борисова, А. А. Структура и статус службы управления персоналом российских предприятий / А. А. Борисова // Российское предпринимательство. – 2012. – № 8. – С. 77-82.
11 Буданова, М. В. Определяем качество мотивации труда работников предприятия: методика анализа системы мотивации труда персонала промышленного предприятия / М. В. Буданова, С. А. Афонина // Российско предпринимательство. – 2012. – № 8. – С. 83-88
12 Воронов, Н. А. О концептуальной сущности макроуровней системы управления производством / Н. А. Воронов, Д. В. Губанов, О. Ф. Алехина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2014. – № 1. – С. 43-46.
13 Гапоненко, А. Инновации в менеджменте как факто конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 5. – С. 88-95.
14 Гапонова, О. Культура предпринимательства и становление малог инновационного предприятия / О. Гапонова, И. Коршунов // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 7. – С. 102-114.
15 Данченок, Л. А. Управление комплексным интернет-маркетингом / Данченок Л. А., Дейнекин Т. В. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 4. – С. 97-105.
16 Егоршин, А. Управление персоналом предприятий во время кризиса и посткризисный период / А. Егоршин, В. Груздева // Человек и труд. – 2012. – № 11. – С. 48-50.
17 Жолобова, О. В. Управление персоналом – залог эффективности деятельности предприятия / О. В. Жолобова // Справочник экономиста. – 2013. – № 10. – С. 107-111.
18 Заика, М. М. Методический подход к процессу оценки развития компетенций персонала / М. М. Заика // Сибирская финансовая школа. – 2012. – № 2. – С. 132-135.
19 Захарова, Т. И. Оценка персонала: учебно-практическое пособие / Т. И. Захарова, Д. Е. Стюрина //. – Москва : Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 168 с.
20 Иванкова, О. Г. Учет, анализ и аудит управления персоналом / О. Г. Иванкова, И. В. Кальницкая, О. В. Максимочкина // Российское предпринимательство. – 2014. – № 1. – С. 4-13.
21 Кадровая траектория / М. Ремизов [и др.] // Экономические стратегии. – 2014. – № 3. – С. 36-41.
22 Кафидов, В. В. Управление человеческими ресурсами: для бакалавров и специалистов / В. В. Кафидов //. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер - 2012. – 202 с.
23 Кибанов, А. Я. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижение и кадровым резервом / Е. В. Каштанова. // –Москва : Проспект, 2013 – 64 с.
24 Козлова, Т. В. Организация и планирование производства: учебно- практическое пособие / Т. В. Козлова. // – Москва : Евразийский открытый институт, 2012 – 195 с.
25 Кондратьев, Э. Управленческий персонал предприятия: оценка потенциала развития / Э. Кондратьев // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 11/12. – С. 158-166.
26 Лисовский, П. Система мотивации торгового персонала в розничных точках / П. Лисовский // Справочник экономиста. – 2012. – № 8. – С. 109- 116.
27 Мамонов, Е. Лидеры в коллективе: сотрудничать или избавляться? / Е. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2012. – № 6. – С. 68-74.
28 Мамонов, Е. Мотивируем сотрудников: с чего начать / Е. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2013. – № 6. – С. 72-79.
29 Мамонов, Е. Разрабатываем регламент: на что обратить внимание / Е. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2012. № 4. – С. 79-84.
30 Милехина, О. В. Факторы успешной адаптации персонала к организационным изменениям / О. В. Милехина, И. Б. Адова // Сибирская финансовая школа. – 2013. – № 4. – С. 100-107.
31 Михайлова, А. С. Особенности управления персоналом на разных стадия жизненного цикла организации / А. С. Михайлова // Сибирская финансовая школа. – 2013. – № 6. – С. 59-64.
32 Михайлова, М. Р. Текучесть персонала: верно ли мы оцениваем ее уровень / М. Михайлова, А. Асташина // Стандарты и качество. – 2013. – № 11. – С. 58-60.
33 Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник : для вузов по специальности «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / под ред. А. Я. Кибанова. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 412 с.
34 Невская, Л. Современные подходы к формированию инновационного персонала предприятий / Л. Невская // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 2. – С. 312-315.
35 Некрестьянов, В. Организация процесса управления при ведении восстановительных работ / В. Некрестьянов // Предпринимательство. – 2013. – № 4. – С. 158-164.
36 Одегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник для бакалавров для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Ю. Г. Одегов, Г. Г.
Руденко ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – Москва : Юрайт, 2014. – 513 с.
37 Парабеллум, А. Кузница кадров. Как создать очередь желающих работать у вас / А. Парабеллум, А. Меркулов, Н. Мрочковский. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 171 с.
38 Подрез, А. Д. Участие персонала в управлении / А. Д. Подрез. // Москва : Лаборатория книги, 2012. – 182 с.
39 Просвиркина, Е. Ю. Оценка работы кадровых служб на российских предприятиях : факторы, влияющие на проведение оценки деятельности кадровых служб на российских предприятиях / Е. В. Просвиркина // Российское предпринимательство. – 2012. – № 11. – С. 81-86.
40 Ричи, Ш. Управление мотивацией : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ.; под ред. Е. А. Климова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 399 с.