Введение
1. Понятие товарных запасов, их классификация
1.1 Оценка товарных запасов
1.2 Абсолютные и относительные показатели
1.3 Факторы, влияющие на оборачиваемость и величину товарных запасов на торговом предприятии
1.4 Анализ и нормирование товарных запасов
1.5 Система показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости
2. Экономическая характеристика предприятия
2.1 Методы оценки оптимальности товарных запасов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Розничный товарооборот связан с развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, с пенсионным фондом, с государственным бюджетом и денежным обращением.
Основным экономическим содержанием розничного товарооборота является продажа товаров потребителям через розничную торговую сеть и предприятия общепита.
Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения материальных благ, на стадии перехода их сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные средства.
Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям. Кроме того, для обеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговое оборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортные средства и прочее. Чтобы обзавестись таким имуществом, торговая организация должна иметь необходимые средства, которые называются источниками формирования имущества. К ним относятся вклады собственников, займы, кредиты, прибыль организации, целевое финансирование, безвозмездные поступления, задолженность поставщикам и покупателям. За счет этих источников формируется не только основной, но и оборотный капитал организации.
И, наконец, основным фактором торгового процесса является труд, то есть вклад людей в производство в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.
Руководители предприятия должно формировать полную и достоверную информацию о результатах деятельности торговой организации. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Руководитель, который своевременно получает такую информацию, может проанализировать текущую деятельность торговой организации и принять правильное управленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительных финансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческой деятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечения финансовой устойчивости организации.
Кроме руководителя и менеджеров организации, пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица.
1. Понятие товарных запасов, их классификация
Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения необходимы определенные запасы товаров. В словарях существует несколько понятий товарных запасов. Вот некоторые из них:
Товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
В зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).
Товарные запасы – это продукция, находящаяся в сфере обращения (на складах производственных предприятий, торговых и сбытовых организаций, в розничной торговой сети и в пути) и предназначенная для реализации. Товарные запасы - необходимое условие непрерывности производственного процесса.
Товарные запасы в розничной торговле - наличные резервы товаров, предназначенные для продажи через торговую сеть. Стоимостная (инвентаризационная) оценка товарных запасов осуществляется на основе бухгалтерских документов фирм. Учитываются лишь запасы товаров, находящихся на складах торговых предприятий. При этом оцениваются запасы только тех складских помещений, из которых товары непосредственно доставляются на прилавок для продажи.
В стоимость товарных запасов не включаются расходы, связанные с использованием складского здания, оборудования, материалов, которые не предназначены для прямой продажи. Стоимостная оценка товарных запасов производится на основе данных о себестоимости произведенной продукции. У компаний, занятых как производством, так и реализацией продукции, запрашиваются статистические данные о затратах, связанных с перемещением оцененных по себестоимости товаров внутри компаний от мест производства или складских помещений до мест розничной торговли.
Товарный запас — это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
- характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
Необходимость образования товарных запасов, предметов потребления, вызвана следующими причинами: непрерывностью процессов обращения; сезонностью производства и потребления; неравномерностью размещения производства и районов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый; необходимостью образования страховых резервов, а также другими причинами.
Товарные запасы классифицируют по различным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения имеются товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, что связано с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортировки в отдельные районы страны.
В зависимости от размера и типа розничного торгового предприятия выбирается и система товарного и бухгалтерского учета. Торговая организация разрабатывает порядок движения товарных запасов и учета товаров. Этот порядок закрепляется в распорядительных документах организации, в том числе учетной политике, правилах документооборота и т.д. При этом необходимо выбрать:
1) вид учета товарных запасов: суммовой или количественно-суммовой;
2) способ продвижения товара от поступления в торговое предприятие до продажи населению. Здесь возможны такие варианты:
а) товар от поставщика поступает на центральный склад магазина под отчет заведующего складом. Зав.складом по накладным на внутреннее перемещение отпускает товар в отделы магазина. В отделах товар принимает материально ответственное лицо, назначенное приказом руководителя организации. Это может быть завотделом, старший продавец или продавец. При такой системе движения товаров товарные отчеты составляют и завскладом, и материально ответственные лица отделов магазина. Эти отчеты сдаются директору магазина, который проверяет их, подписывает и передает в бухгалтерию;
б) товар от поставщика поступает на склад магазина под отчет замдиректора или директора магазина (зависит от размеров торгового предприятия). Со склада товар по заборным листам передается в отделы магазина. Товарный отчет составляется в целом по магазину директором или заместителем директора;
в) товар от поставщика поступает непосредственно в отдел магазина под отчет завотделом или другого лица, назначенного приказом директора организации. Товарные отчеты составляет каждый отдел и сдает директору магазина. Директор проверяет эти товарные отчеты, подписывает и передает их в бухгалтерию.
Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01.
Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.
Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.
Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той системой, которая предлагается бухгалтерской программой.