Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития у старших школьников представлений о биографии писателя
1.1. Изучение биографии писателя как литературоведческая и методическая проблема
1.2. Программно-методические требования к изучению биографии писателя в школьном курсе литературы
1.3. Методические аспекты работы по развитию представлений о биографии писателя в старших классах
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по изучению биографии писателя в старших классах
2.1. Организация экспериментального исследования
2.2. Выявление уровня развития у старшеклассников представлений о биографии писателя
2.3. Развитие представлений о биографии писателя в процессе экспериментальных уроков
Заключение
Список литературы
Приложения
Школьный курс литературы имеет большое значение в развитии личности ребёнка. Именно с изучения биографии писателя начинается понимание его произведения, социальной жизни и, в целом, законов развития человеческого общества. Благодаря усвоению материала по названной учебной дисциплине учащиеся получают возможность не только познакомиться с различными фактами и событиями прошлого, с различными писателями, но и осознать своё место в обществе.
В последние годы культурологический подход все чаще определяет важнейшие проблемы содержания литературного образования, служит их теоретико-методологическим обоснованием. Культурологический подход к литературному образованию заключается, прежде всего, в осмыслении литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, мировой культуры. В таком аспекте должны изучаться и биографии писателей.
Анализ философской, психологической, педагогической, литературоведческой, методической литературы и школьной практики показал, что в настоящее время в методике преподавания литературы утвердились определенные традиции в подходе к изучению биографии писателя
Биография писателя как важная область в литературоведении показана в исследованиях В.В. Афанасьева, Г.П. Бердникова, Д.Д Благого, Н.В. Богословского, Л.П. Гроссмана, Ю.М. Лотмана, В.Н. Орлова и других.
Вопросами совершенствования изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством в разное время занимались методисты А.Д. Алферов, Л.В. Глебова, В.В. Голубков, К.В Мальцева, Н.Д. Молдавская, М.А. Рыбникова и другие.
Воспитательному и познавательному значению изучения биографии писателя в школе в разное время посвящали труды Г.К. Бочаров, В.И. Водовозов, Е.С. Добычина, М.П. Касторская, С.А. Смирнов и другие.
В школьной практике этому важному разделу литературы уделяется все меньше и меньше внимания, хотя уже давно сказано видными методистами, что биография писателя – это первый шаг к изучению его творчества. Необходимы новые подходы к изучению жизненного и творческого пути писателя. Недостаточное осмысление современных подходов к изучению биографии писателя, важность разработки новых технологий обучения литературе свидетельствует об актуальности поднимаемой нами проблемы.
Объект исследования – процесс изучения биографии писателя старшими школьниками в курсе литературы.
Предмет исследования – задания, направленные на формирование у учащихся представлений о биографии писателя.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и разработка экспериментально проверенной системы заданий в процесс изучения биографии писателя в старших классах.
Задачи:
1. Проанализировать изучение биографии писателя как литературоведческую и методическую проблему.
2. Изучить программно-методические требования к изучению биографии писателя в школьном курсе литературы.
3. Рассмотреть методические аспекты работы по развитию представлений о биографии писателя в старших классах
4. Выявить уровень развития у старшеклассников представлений о биографии писателя.
5. Разработать методы и приемы по изучению биографии писателя в старших классах.
5. Выявить результативность проведенной работы.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщение, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т. д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий и обучающий эксперименты).
Основные этапы исследования. На первом этапе исследования вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, были изучены связанные с ней психологические, педагогические и методические труды, были определены рабочая гипотеза, цели и задачи, основные направления исследования.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, были разработаны модели уроков по изучению биографии писателя, осуществлялся обучающий эксперимент.
На третьем этапе продолжалось проведение обучающего эксперимента, обобщались и систематизировались результаты исследования в ходе контрольного среза, формулировались выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: определены основные цели, приемы, средства изучения биографии писателя на разных этапах литературного развития школьников, способствующие личностному освоению школьниками литературного материала.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и научно обоснованы методические условия и принципы изучения жизни и творчества писателя в старших классах.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания литературы в средних школах, лицеях, гимназиях. Представленные материалы могут найти применение при разработке спецкурсов для студентов и элективных курсов для учащихся старших классов по изучению биографии писателей.