Дипломная работа|Литература

Диплом Изучение биографии писателя в школьном курсе литературы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 57

Цена: 2 900
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития у старших школьников представлений о биографии писателя

1.1. Изучение биографии писателя как литературоведческая и методическая проблема 

1.2. Программно-методические требования к изучению биографии писателя в школьном курсе литературы

1.3. Методические аспекты работы по развитию представлений о биографии писателя в старших классах

Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по изучению биографии писателя в старших классах

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Выявление уровня развития у старшеклассников представлений о биографии писателя

2.3. Развитие представлений о биографии писателя в процессе экспериментальных уроков

Заключение

Список литературы

Приложения

Школьный курс литературы имеет большое значение в развитии личности ребёнка. Именно с изучения биографии писателя начинается понимание его произведения, социальной жизни и, в целом, законов развития человеческого общества. Благодаря усвоению материала по названной учебной дисциплине учащиеся получают возможность не только познакомиться с различными фактами и событиями прошлого, с различными писателями, но и осознать своё место в обществе.

В последние годы культурологический подход все чаще определяет важнейшие проблемы содержания литературного образования, служит их теоретико-методологическим обоснованием. Культурологический подход к литературному образованию заключается, прежде всего, в осмыслении литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, мировой культуры. В таком аспекте должны изучаться и биографии писателей.

Анализ философской, психологической, педагогической, литературоведческой, методической литературы и школьной практики показал, что в настоящее время в методике преподавания литературы утвердились определенные традиции в подходе к изучению биографии писателя

Биография писателя как важная область в литературоведении показана в исследованиях В.В. Афанасьева, Г.П. Бердникова, Д.Д Благого, Н.В. Богословского, Л.П. Гроссмана, Ю.М. Лотмана, В.Н. Орлова и других.

Вопросами совершенствования изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством в разное время занимались методисты А.Д. Алферов, Л.В. Глебова, В.В. Голубков, К.В Мальцева, Н.Д. Молдавская, М.А. Рыбникова и другие.

Воспитательному и познавательному значению изучения биографии писателя в школе в разное время посвящали труды Г.К. Бочаров, В.И. Водовозов, Е.С. Добычина, М.П. Касторская, С.А. Смирнов и другие.

В школьной практике этому важному разделу литературы уделяется все меньше и меньше внимания, хотя уже давно сказано видными методистами, что биография писателя – это первый шаг к изучению его творчества. Необходимы новые подходы к изучению жизненного и творческого пути писателя. Недостаточное осмысление современных подходов к изучению биографии писателя, важность разработки новых технологий обучения литературе свидетельствует об актуальности поднимаемой нами проблемы.

Объект исследования – процесс изучения биографии писателя старшими школьниками в курсе литературы.

Предмет исследования – задания, направленные на формирование у учащихся представлений о биографии писателя.

Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и разработка экспериментально проверенной системы заданий в процесс изучения биографии писателя в старших классах.

Задачи:

1. Проанализировать изучение биографии писателя как литературоведческую и методическую проблему.

2. Изучить программно-методические требования к изучению биографии писателя в школьном курсе литературы.

3. Рассмотреть методические аспекты работы по развитию представлений о биографии писателя в старших классах

4. Выявить уровень развития у старшеклассников представлений о биографии писателя.

5. Разработать методы и приемы по изучению биографии писателя в старших классах.

5. Выявить результативность проведенной работы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщение, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т. д.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование), прогностические (проектирование), экспериментальные (констатирующий и обучающий эксперименты).

Основные этапы исследования. На первом этапе исследования вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, были изучены связанные с ней психологические, педагогические и методические труды, были определены рабочая гипотеза, цели и задачи, основные направления исследования.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, были разработаны модели уроков по изучению биографии писателя, осуществлялся обучающий эксперимент.

На третьем этапе продолжалось проведение обучающего эксперимента, обобщались и систематизировались результаты исследования в ходе контрольного среза, формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определены основные цели, приемы, средства изучения биографии писателя на разных этапах литературного развития школьников, способствующие личностному освоению школьниками литературного материала.

Теоретическая значимость исследования: выявлены и научно обоснованы методические условия и принципы изучения жизни и творчества писателя в старших классах.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания литературы в средних школах, лицеях, гимназиях. Представленные материалы могут найти применение при разработке спецкурсов для студентов и элективных курсов для учащихся старших классов по изучению биографии писателей.

  1. Белинский, В.Г. Собр. соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. – Т. 8. – М., 1982. – 486 с.
  2. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Академия, 1999. – 399 с.
  3. Евлампиева О.А. Изучение биографии писателя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.cap.ru/?t=publ&eduid=11410&publ=372714
  4. Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 286 с.
  5. Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. 10-й класс: метод. пособие. – СПб., 2004. – 256 с.
  6. Жирков Д.Д. Личностно-деятельностный подход в изучении биограф писателя (на примере биографии А.П. Чехова) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. – 2014. – № 1 (12). – С. 85-89.
  7. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – М.: Просвещение, 1964. – 164 с.
  8. Коровин В.И. Литература. 10 класс. Часть 1, 2: Учебник / В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – 800 с.
  9. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Программа по литературе 5-11 классы, Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений. Литература / под ред. В. Я. Коровиной – М.: Просвещение. 2010. – 196 с.
  10. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Часть 1, 2: Учебник: в 2-х частях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.
  11. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. П. и др. Программа по литературе 5-11 классы. Базовый уровень / Программы общеобразовательных учреждений. Литература; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение. 2010. – 175 с.
  12. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Часть 1, 2: Учебник: в 2-х частях / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – 700 с.
  13. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Часть 1, 2: Учебник-хрестоматия / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – 640 с.
  14. Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Часть 1, 2: Учебник-хрестоматия / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – 640 с.
  15. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Часть 1, 2: Учебник-хрестоматия / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – 800 с.
  16. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
  17. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спором... Дидактические материалы по литературе. 9 класс – М.: Просвещение, 2010. – 196 с.
  18. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя / В кн.: Преподавание литературы в старших классах. – М.: Просвещение, 1964. – С.18-43.
  19. Курдюмова Т. Ф. Как рассказать о биографии писателя // Литература. – 2005. – №5. – С. 6-7.
  20. Литература. 11 класс. Часть 1, 2: Учебник / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014. – Ч.1 – 399 с.; Ч.2 – 455 с.
  21. Лотман Ю.М. Биография – живое лицо // Новый мир. – 1985. – № 2. – С. 228-236.
  22. Меньших Е.В. Методы и приемы изучения биографии писателей // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. II. – № 2. – С. 72-75.
  23. Паршина С.Г. Изучение биографии писателя с привлечением литературного краеведения (на материале биографий Радищева, Лермонтова, Белинского). – М., 1966. – С. 3
  24. Педагогические мастерские: Франция – Россия / под ред. Э. С. Соколовой. – М., 1997. – 128 с.
  25. Полосухин В. В. Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника. Постановка педагогической проблемы // Художественное образование в парадигме современной культуры: Сборник научных трудов. – М., 2006. – 206 с.
  26. Полосухин В. В. Взаимосвязи личности и творчества. Опыт моделирования биографии писателя // Искусство в школе. – 2006. – №6. – С. 12-14.
  27. Примерные программы основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010, 2011.
  28. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10-11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
  29. Программы общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы (Базовый уровень): 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной – 10-е изд. – М.: Просвещение. 2008. – 252 с.
  30. Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 160 с.
  31. Родионова О.А. Пути и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя в средних классах // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 9 (59). – С. 51-56.
  32. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. – Волгоград: Перемена, 1994. –152 с.
  33. Тимофеева Е.Н. Роль педагогических мастерских в развитии интереса учащихся к личности писателя чтению его произведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 231-238.
  34. Царева О.И. Изучение биографии писателя как методическая проблема // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. – Мн., 2007. – Вып. 8. – 62 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Литература
2016 год 68 стр.
Диплом Образы детства в творчестве Л.Н. Толстого
Telesammit
Дипломная работа Литература
2019 год 55 стр.
Дипломная Марина Цветаева Сводные тетради
katyakat
Дипломная работа Литература
2019 год 60 стр.
Дипломная Образ снегурочки в мировой литературе
Telesammit
Дипломная работа Литература
2005 год 74 стр.
Дипломная Нереализованные сюжеты в драматургии А.П.Чехова

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское