Введение
1. Теоретические основы исследования образов детства в творчестве Л.Н. Толстого
1.1. Тема детства в русской прозе XIX века
1.2. Обращение Л.Н. Толстого к теме детства
2. Анализ образов детства в произведениях Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир» и «Русские книги для чтения»
2.1. Ребенок и его картина мира в повести «Детство»
2.2. Концептуализация детства в романах «Война и мир», «Анна Каренина»
2.3. «Книги для чтения» Л.Н. Толстого как способ аксиологической концептуализации детства
Заключение
Список литературы
Настоящая работа посвящена изучению концептосферы детства в произведениях Л.Н. Толстого. Концептосфера представляет собой совокупность концептов, объединенных на уровне тем и мотивов.
Ребенок и детство – одна из ведущих и ключевых тем литературы. По замечанию Е.Е. Диановой, «…в определенном смысле, это универсальная тема… которая объясняется тем, что детство – такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе» . Универсалии или концепты играют большую роль при моделировании культурной ситуации, анализе состояния культуры.
Как отмечает Е.Е. Дианова, «отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы» . Произведения о детях в разные исторические периоды писались в различных жанрах, что было вызвано требованиями той или иной эпохи.
Л.Н. Савина считает, что «образ ребенка присутствовал в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план» .
По мнению П. Кавени, «в обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательности темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления, изначальной чистоты и наивности». Только в первой трети XIX в. образ детства начинает занимать определенное место в искусстве и к середине века достигает своего апогея, когда ребенок становится центром социально-культурной жизни.
Стоит отметить, что в последние годы появилось много работ, посвященных изучению темы детства в литературе. Можно выделить диссертации Е.Е. Диановой , В.Я. Зимина , М.А. Крыловой , Т.М. Лобовой , В.В. Сальниковой , Е.А. Тереховой , О.И. Хусаиновой и др. Работа Л.Н. Савиной посвящена анализу проблематики детства в творчестве Л.Н. Толстого.
Цель данной работы – проанализировать концептосферу детства в творчестве Л.Н. Толстого (на основе произведений «Детство», «Война и мир», «Анна Каренина» и «Русские книги для чтения»).
Задачи:
1. Проанализировать тему детства в русской прозе XIX века.
2. Изучить обращение Л.Н. Толстого к детской теме.
3. Провести анализ концептов детства в творчестве Л.Н. Толстого и концептуализируемых героев-детей.
4. Определить особенности концептосферы детства в творчестве Л.Н. Толстого.
5. Выявить проблемы повествования, связанные с восприятием ребенком окружающего мира.
Объектом исследования были избраны биография Л.Н. Толстого, его художественные произведения, в которых наиболее ярко раскрыта исследуемая тема. Предметом изучения являются формы и способы воплощения темы детства в текстах Л.Н. Толстого.
Материал исследования – тексты таких произведений как «Детство», «Война и мир» и «Русские книги для чтения».
Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые дается системно-целостное описание феномена детства у Л.Н. Толстого, определяются его содержательная структура и место, занимаемое им в индивидуально-авторской системе ценностей.
Теоретическая значимость исследования связана с выявлением ключевых образов и мотивов детства как составляющих концептосферы, анализом их сюжетообразующей роли в художественном мире Л.Н. Толстого.
Научно-практическое значение работы обусловлено возможностью использования ее материалов при чтении общих лекционных курсов и разработке спецкурсов по истории русской литературы XIX века на филологических факультетах высших учебных заведений, а также на уроках литературы в средней школе.
1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5 т. – Т. 1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука. – М.: Правда, 1966. – С. 332.
2. Алпатов А.В. Творчество А.Н. Толстого. – М.: Учпедгиз, 1956. – 198 с.
3. Афанастева Т.М. Толстой и детство. – М.: Знание, 1978. – 96 с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
5. Бочаева Н.Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А. Бунина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Елец. 1999. – 28 с.
6. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». – М.: Худ. лит., 1987. – 155 с.
7. Бурсов Б. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. – М.: Художественная литература, 1981. – 405 с.
8. Волошановская М.Е. Мир детства как предмет философского анализа // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. –№ 2. – С. 263-266.
9. Выборнова К.А. Образ детства в русской мемуарной прозе: стилистические средства передачи «детского взгляда» на мир // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2010. – №3. – С. 5-11.
10. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Гимназисты. Студенты. Инженеры. – М.: Художественная литература, 1977. – 723 с.
11. Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 4. Обломов. – М., 1978. – С.87.
12. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. – М., 1963. – С. 206-207.
13. Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 – М., 1996. – 249 с.
14. Елизаветина Г.Г. Традиции Русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н. Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. – М., 1985. – С. 55.
15. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. О спациальной структуре детских рассказов Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/article.php?id=80
16. Зимин Владимир Яковлевич. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Курск, 2004. – 192 с.
17. Ковальчук О.В. Детство в российском и мировом социокультурном пространстве // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2012. – № 21 (август). – С. 186-190.
18. Коровин В. И., Ауэр А. П., Вершинина Н. Л. История русской литературы XIX века: в 3-х частях. Ч. 3. 1870-1890-е годы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 544 с.
19. Крылова М.А. Автобиографическая тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского («Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»): Проблема жанра: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Нижний Новгород, 2000. – 228 с.
20. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 796 с.
21. Курнант Н.Б. Воспоминания о «смерти маменьки» в дворянских мемуарных текстах конца XIX века // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. – М., 2003. – C. 70.
22. Ланская О.В. Концепт «дом» в языковой картине мира: На материале повести Л.Н. Толстого и рассказа «Утро помещика»: Дис. …канд. филол. наук. – Калининград, 2005. – 199 с.
23. Легонькова В. Б. Человек и природа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Магнитогорск, 2001. – 187 с.
24. Лобова Т.М. Феноменология детства в творчестве М.Ю. Лермонтова: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Екатеринбург, 2008. – 177 с.
25. Ломунов К.Н. Лев Толстой: очерк жизни и творчества / К.Н. Ломунов. – 2-е изд. – М.: Детская литература, 1984. – 272 с.
26. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 166 с.
27. Ляпушкина Е.И. «Сон Обломова»: коммуникативные стратегии текста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 1. – № 2. – С. 7-17.
28. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/05.php
29. Мущенко Е.Г. Поэтика прозы А.Н. Толстого. – М.; Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1983. – 106 с.
30. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 424 с.
31. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 3-17.
32. Первова Г.М. Феномен детства в изображении Л.Н. Толстого // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 15-19.
33. Петрикова Н.Н. Детство в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2007. – Т. 2. – № 17. – С. 220-225.
34. Проскурина Т.Д. Русские писатели XIX века о семье: моногр. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 260 с.
35. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 602 с.
36. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблема человеческого общения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 404 с.
37. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: Л. Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Волгоград, 2002. – 385 с.
38. Сальникова В.В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка: на материале книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Бирск, 2006. – 261 с.
39. Соловьев Е. А. Лев Толстой. Его жизнь и литературная деятельность. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 303 с.
40. Терехова Е.А. Произведения Н.С. Лескова для детей и проблема детского чтения в публицистике и критике писателя: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 – Орел, 2008. – 201 с.
41. Толстой А.Н. Повести и рассказы. – М.: Художественная литература, 1985. – 336 с.
42. Толстой Л.Н. Азбука. – Ленинград: Детская литература, 1990. – 100 с.
43. Толстой Л.Н. Детство // Собр. соч. / ред. колл.: М.Б. Храпченко (гл. ред.) и др. Т.1. – М.: Художественная литература,, 1978. – С. 11-186.
44. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.: Художественная литература, 1986. – 320 с.
45. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Собр. соч.: в 20 т. Т.15. – М Художественная литература, 1964. Т.15. (статьи об искусстве и литературе). – С.10-36.
46. Фортунатов Н. М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. – М.: Сов. пис., 1983. – 320 с.
47. Хусаинова О.И. Тема детства в творчестве Н.В. Гоголя: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. – Саратов, 2009. – 225 с.
48. Чернышевский Н. Г. Собр. соч. в 5 тт. Т. 3. – М.: Правда, 1974. – С. 333-334.
49. Шестакова Е.Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина XIX века и русское зарубежье начала ХХ века) // Филологический класс. – 2006. – № 16. – С. 27-30.
50. Шкловский В. Лев Толстой. – М.: Молодая гвардия, 1963. – С. 29-32, 48-51.
51. Чай Чжин Хи. Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Проблема жанра: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 1999. – 26 с.