ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА»
1.1. ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К «ЭЛЕКТРОННОМУ ГОСУДАРСТВУ»
1.2. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ».
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОСТРОЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВ» В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА»
2.1.1 Опыт построения «электронного государства» в США
2.1.2. Особенности построения «электронного государства» в Великобритании
2.1.3. Специфика построения «электронного государства» в Канаде
2.2 КОНТИНЕНТАЛЬНО - ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
2.3 АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА»
2.3.1 Опыт построения «электронного государства» в Сингапуре
2.3.2. Характерные черты построения «электронного государства» в Южной Корее
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО НА ПРИМЕРЕ РФ
3.1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
3.2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ
3.3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
3.4 АНАЛИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы дипломной работы в том, что с помощью так называемого «электронного государства» граждане получают реальный шанс участвовать в диалоге с властью, влиять на принятие решений и выдвигать собственные инициативы, получать детальную информацию о работе государственных структур и осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.
Существующие сегодня западные схемы управления государством с помощью ИКТ не адаптированы к российским реалиям и требуют серьезного анализа и модификации. Их прямое использование затруднено разными социально-экономическими условиями информатизации регионов. К факторам, определяющим региональную специфику, относятся: цифровое неравенство, низкая компьютерная грамотность населения, отсутствие мотивации у людей принимать активное участие в управлении и выдвигать собственные проекты, нерегулярное финансирование и многое другое.
Как показывает российская практика создания «электронного правительства» существует значительный перевес в сторону предоставления информационных услуг (базы данных, справочная информация, ленты новостей), меньшее внимание уделяется механизмам активного общения с гражданами и предоставления им различных интерактивных услуг.
Объектом исследования является система государственного управления в процессе информатизации, в ходе которого новые информационно-коммуникационные технологии внедряются в сферы жизнеобеспечения общества и становятся главными инструментами политики.
Предметом исследования является характеристика моделей электронного государства и возможности их применения в условиях РФ.
Цель дипломной работы раскрыть сущность и рассмотреть содержание концепции «электронного государства» в её теории и на практике.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть концептуальные направления трансформации общественно-политической системы под воздействием ИКТ;
- охарактеризовать специфические черты зарубежных моделей информационно-коммуникационного обеспечения государственного управления;
- исследовать региональные особенности и этапы внедрения ИКТ в систему органов государственной власти на примере РФ;
- оценить результаты и перспективы информатизации региональных органов государственной власти.
Федеральные законы:
1. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»,1995
2. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г
3. ФЗ «Об электронном документе»
Концепции, стратегии, доктрины и программы:
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 9 сентября 2000 года http://www.netpolitics.ru/course
5. Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан 2005-2010 гг.» - http://www.mcrt.ru/extfiles/20050614162647.doc
6. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р
7. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года
8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов,1995 год http://www-sbras.nsc.ru/win/laws
9. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, 1998 http://www.nbuv.gov.ua/law
10. Концепция формирования информационного общества в России, 1999 http://www.libertarium.ru/libertarium
11. «Концепция формирования электронного правительства до 2010 г»
12. Окинавская Хартия Глобального информационного общества - http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/okinava.htm
13. Программа ПЦПИ - создание общероссийской сети центров публичного доступа к социально значимой информации http://www.ifap.ru/pcpi
14. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 года - http://doka.info/policy/rf-law/strategy
15. ФЦП "Электронная Россия " http://www.e-rus.ru
Научные статьи, журнальные и газетные публикации:
16. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ // «Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере северо-Западного Федерального округа)» //информационная политика, № 24 (341), 2007 http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines
17. Антикоррупционная политика: Фонд ИНДЕМ // Под ред. Сатарова Г.А, 2004
18. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государ¬ст¬вен-но¬го управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. — М.: Эко¬-Тренд, 2002. http://politex.info
19. Дрожжинов В.И. , Штрик А.А. «Электронное правительство информационного общества» // PC WEEK, 2000, №15. http://www.pcweek.ru
20. Солодов В.В. «E-GOVERNMENT и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Научный журнал, серия 21. Управление (государство и общество), №1, 2006 г.
21. Стырин Е.М. «Региональное электронное правительство в России» // Вестник Московского университета. Научный журнал, серия 21. Управление (государство и общество), №1, 2006 г.
22. Сурин А.В. «Стратегии развития электронного правительства» Вестник Московского университета. Научный журнал, серия 21. Управление (государство и общество), №2, 2006 г.
23. «Е-Правительство в Азии: обеспечение инноваций в сфере государственных услуг в ХХI веке». Под ред. Джеймса С.Л. Йонга. Глава 9 – Сингапур: Times Editions, 2003
24. Электронный журнал PCWeek/Russian Edition // Статья «Электронизация в правительстве США» - http://www.pcweek.ru
Интернет-Источники:
25. Аналитический портал- http://offline.cio-world.ru
26. Виртуальная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
27. Глобальный союз против коррупции Transparency International -http://www.transparency.org
28. Данные исследовательских компаний Interactive Bureau и Porter Research http://goliath.ecnext.com
29. Европейская экономическая комиссия ООН -http://www.un.org/russian/ecosoc/unece/
30. Единый сайт правительства Сингапура - http://www.gov.sg
31. Институт архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при Правительстве РФ http://www.ane.ru/
32. Институт развития информационного общества (ИРИО) - http://www.iis.ru
33. Интерет-издание о высоких технологиях - http://www.cnews
34. Интернет - сайт «Национального рейтинга прозрачности закупок» - http://www.nrpz.ru
35. Исследовательская ассоциация EKOS- www.ekos.com
36. Информационно-аналитический портал Республики Татарстан - http://www.tatcenter.ru
37. Информационно-вычислительный Центр Правительства Пермского края - http://www.ivc.permreg.ru
38. Информационно - справочный портал http://www.morepc.ru
39. Информационный сайт политических комментариев http://www.politcom.ru
40. Информация с сайта - http://www.compress.ru/Archive
41. Информация с сайта -www.gallup.co.kr
42. Международная ассамблея столиц и крупных городов- «Электронный город» http://www.e-gorod.ru
43. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации - http://www.minsvyaz.ru
44. Национальный проект «Образование» http://www.edu-murman.ru
45. Опрос, проводимый «Левада-центром» - «Доверие институтам власти» на 2007 год http://www.levada.ru
46. Официальный сайт для информации о Плане Действий по е-Правительству в Сингапуре www.egov.gov.sg
47. Официальный сайт Европейской комиссии в Интернет http://ec.europa.eu
48. Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга www.assembly.spb.ru
49. Официальный сайт ООН в России - http://www.un.org/russian
50. Официальный сайт «Госзаказ Чувашской Республики»- http://zakupki.cap.ru
51. Официальный сайт фонда «Общественное мнение» - http://www.fom.ru
52. Пермский региональный сервер - http://www.perm.ru
53. Портал государственного электронного бизнеса в Сингапуре -www.gebiz.gov.sg
54. Портал «Электронный гражданин» (e-Citizen)в Сингапуре - www.ecitizen.gov.sg
55. Правительственный портал США - http://www.usa.gov
56. Сайт Министерства информации и связи Республики Татарстан - http://www.mcrt.ru
57. Центральный правительственный портал Великобритании - UK Online («Великобритания в Сети») -http://www.open.gov.uk
58. Шлюз государственных служб Великобритании (Government Gateway)- http://www.gateway.gov.uk
59. Электронная юридическая группа, защищающая права людей в электронном мире (Electronic Frontier Foundation) - http://www.eff.org
60. Электронный глоссарий http://www.glossary.ru
61. Электронное правительство для Чувашской Республики - http://www.egov.cap.ru
62. Электронное првительство Республики Татарстан – http://kabmin.tatar.ru