Актуальность темы.
В политологической науке обращалось внимание на то, что региональные связи, как правило, материализуются в виде многосторонних организаций, однако зачастую регион может возникнуть и существовать без формальной институциализации. Крупные державы также способствуют регионализации в отдаленных от их территорий частях земного шара. Это зачастую дает дополнительные рычаги воздействия на региональную ситуацию или внешнюю политику отдельных стран.
СБЕР как формат регионального сотрудничества на Севере Европы является уникальной организацией. По сути дела он в постоянном режиме генерирует объединительную повестку дня – как на муниципальном, так и на макрорегиональном уровнях. Происходящие в регионе и мире изменения не только порождают новые вызовы, но и открывают дополнительные возможности, побуждают к более активным действиям по решению стоящих задач. В Совместном коммюнике содержатся важные положения, задающие алгоритм совместных действий по борьбе с серьезными вызовами, с которыми сталкивается регион. В ряду наиболее актуальных – изменение климата, которое носит не только глобальный характер, но и имеет ярко выраженное региональное, северное преломление, поскольку затрагивает традиционный образ жизни и деятельность коренных народов Севера.
Полезной площадкой для углубленного и заинтересованного обмена мнениями по всему спектру региональных проблем на Севере стал международный форум «Арктика – территория диалога», заседание которого состоялось в Архангельске в 2011 году. В центре дискуссии не случайно были проблемы транспорта. Ускоренное таяние льдов может впервые придать нашему региону не только геополитическое, но и новое, геоэкономическое звучание, причем не только с точки зрения облегчения доступа к природным ресурсам. Открываются перспективы использования Северного морского пути (СМП) как кратчайшего водного маршрута между Севером Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По оценкам специалистов, к 2020 году объем грузоперевозок по Севморпути может возрасти до 60-65 млн. тонн в год[1]. Создание комплексной транспортной системы в Арктике в целях обеспечения морских перевозок в акватории СМП является составной частью государственной политики России в регионе. Подготовлен проект Федерального закона, регулирующего все аспекты судоходства в акватории Северного морского пути, который внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Ресурсы нашего региона, обуславливающие его серьезные конкурентные преимущества и повышенный международный интерес к нему, – это не только железная руда, никель или нефть, не только биоресурсы. Безусловно, запасы сырья в регионе значительны. Но не стоит ждать их истощения, чтобы перейти на новый уровень развития. Как сказал один мыслитель, каменный век завершился не потому, что кончились камни.
Способствовать этому призвана концепция «кластеров роста», которая отражена в Совместном коммюнике. Требуется призыв к более тесному объединению усилий приграничных регионов для создания перспективных продуктов и технологий, способных активно привлекать инвестиции, генерировать научно-технические и организационные инновации, стимулировать социально-экономическое развитие населенных пунктов, учитывая интересы коренных народов. Одной из важных задач, способных изменить облик региона к лучшему, видится содействие расширению контактов между людьми. Россия и Норвегия сделали первый шаг, подписав Соглашение об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий. На повестке дня – продвижение к либерализации в региональном контексте, а в идеале надо вести речь об отмене визового режима между всеми нашими странами и между Россией и ЕС.
Степень изученности проблемы: При проведении анализа данного исследования потребовали изучения широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов. Изучение научной литературы, материалов конференций и других работ позволяет утверждать, что в прямой постановке вопросы всестороннего анализа Баренцева сотрудничества в правовой науке не исследовались. Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные аспекты, составляющие содержание этого процесса, подвергались изучению отечественными и зарубежными учеными. Имеющийся исследовательский материал по рассматриваемой проблематике можно условно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют работы, в которых изучаются современные интеграционные процессы в системе международных отношений, изменение роли государства и его субнациональных единиц во внешних связях. Общеметодологическое значение для понимания современного развития системы международных отношений имели работы российских политологов Барсегова Ю.Г.[2], Барыгина И.Н.[3], Велюхановой Л.В.[4], Гаджиева К.С.[5], Гаврилова Ю.Н.[6], Хозина Г.С.[7], Чебанова С.[8]
К авторам данной группы также можно отнести: Плотникову О.В. с работой «Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы»[9], а также работу этого же автора под названием: «Теория, система и практика международных связей регионов»[10], Старикович Г. «Отказ от вступления в ЕС - Особенность или закономерность?»[11], работу Рязанцева И.П. «Современное регионоведение в дискурсе экономической социологии: опыт постановки проблемы»[12] и др.
Особенностям регионализации и мирового опыта участия федеральных субъектов во внешних связях, а также проблемам парадипломатии посвящены работы Быковой Е.В.[13], Бурнаевой Е.[14], Каримовой А.Б.[15], Колосова В.А.[16] и другие. Большую помощь исследователю оказало знакомство с новыми научными разработками, которые посвящены анализу участия России в других региональных интеграционных образованиях: Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)[17].
Российской специфике участия регионов во внешнеэкономических связях и проблемам разграничения предметов ведения центра и субъектов Федерации во внешних связях посвящены работы следующих авторов: Котилко В.В., Орлова Д.В. В «России и рядом: экономические связи внутри страны и вне ее»[18]; Куклински Э. «Региональное развитие - начало поворотного этапа»[19]; Матвеев В.Ю. «Регионализм как принцип правовой политики государства»[20]; Миголатьев A.A. «Мировой политический процесс: век XX»[21] и др.
Другую группу исследований составляют непосредственно труды, в которых рассматриваются вопросы развития Баренцева сотрудничества. Это работы ученых: Сергеева П.[22], Крылова С.[23], Лилленрума П.[24], Глотова В.А.[25] и др. Ряд публикаций посвящены особенностям интеграционных процессов на Севере Европы.
История российско-скандинавских связей и их отдельные направления получили отражение в работах: Никонов В.Н. «Новые технологии могут и навредить»[26]; «Мурманск и Гронинген: сотрудничество породненных городов»[27]; Писарев В.Д. «Дипломатия океанического соуправления»[28]; Портер М. «Международная конкуренция»[29] и др.
Третью группу исследований составляют непосредственно труды, в которых рассматриваются вопросы развития Баренцева сотрудничества. Это работы российских и зарубежных ученых: Покка X. «Баренцево сотрудничество»[30]; Рязанцев И.П. «Современное регионоведение в дискурсе экономической социологии: опыт постановки проблемы»[31]; Новиков В.В., Соболь И.А. «Приморские субъекты Российской Федерации как участники международных отношений»[32]; Тимашкова О. «Североевропейский регион: современный взгляд»[33] и др.
Кроме того, в работе впервые использовались аналитические материалы, а также были подвергнуты анализу работы зарубежных авторов, таких как Сулли Арне[34], Тресселт П.[35], Холст Й.[36] Большую помощь в исследовании проблемы оказали книги Плотниковой О.В. «Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы», «Теория, система и практика международных связей регионов»[37].
Поскольку важнейшей составляющей регионального сотрудничества являются внешнеэкономические связи, в работе использовались труды видных экономистов: Аксенова М.А. «Развитие общехозяйственной конъюнктуры и внешнеэкономических связей Финляндии»[38]; Куклински Э. «Региональное развитие - начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество»[39]; Войтенко Н.В., Шанин A.B. «Экономика и внешняя торговля Норвегии»[40] и др.
Основную документальную базу дипломной работы представляют Конституции Российской Федерации и других федеративных государств, ряд международных документов, законодательство российского государства (Указы, Постановления, федеральные программы), декларации, коммюнике, подписанные Россией. Важными источниками послужили также российские и зарубежные статистические обзоры, информационные бюллетени.
В ходе исследования автором изучен большой объем документов Совета Баренцева/Евроарктического региона, его структурных подразделений, тексты соглашений, деклараций и коммюнике, решения совещаний и рабочих групп. В научный оборот впервые вводятся материалы архивов Департамента по сотрудничеству с субъектами Федерации, Парламентом и общественными организациями и Второго Европейского департамента МИД РФ, региональных администраций Северо-Запада.
Таким образом, в современной научной литературе исследованы некоторые аспекты Деятельности СБЕР по развитию внешнеполитических и внешнеэкономических связей, однако, представляется правомерным определить как недостаточно исследованные вопросы специфики Баренцева сотрудничества, как с точки зрения анализа места СБЕР в современной системе международных отношений, так и участия российского Северо-Запада в процессах региональной интеграции.