Дипломная работа|Международные отношения

Дипломная Роль и место Китая и России в ШОС (2001 - 2017)

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Интересы Китая и России в ШОС

            1.1 Интересы Китая в ШОС

            1.2 Интересы России в ШОС

            1.3 Совпадение и расхождение интересов держав в ШОС

            1.4 Сотрудничество двух держав в рамках ШОС

Глава 2. Членство в ШОС

            2.1 Страны-участники

            2.2 Страны-наблюдатели

Глава 3. Отношение к ШОС других стран и организаций

            3.1 Отношение США к ШОС

            3.2 Отношения ШОС и ЕС

            3.3 Отношение НАТО к ШОС

            3.4 Отношение ООН к ШОС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Актуальность темы исследования. В сегодняшних непростых реалиях ХХI века в большой мере растет авторитет международных межправительственных организаций, в рамках которых различные государства имеют возможность  упрочить безопасность, развивать экономические отношения  и взаимодействие между гражданами. Поэтому  Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), как одна из ведущих международных организаций Евразии, является интересным объектом для  исследования характерных особенностей современного состояния межгосударственных связей в различных сферах межгосударственного взаимодействия.

Формирование Шанхайской организации сотрудничества напрямую связано с геополитическими трансформациями, охватившими евразийский континент после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1991 году. Граница между Китайской Народной Республикой (КНР) и СССР трансформировалась в связи с формированием новых независимых государств на постсоветском пространстве: наряду с преемницей СССР – Российская Федерация (РФ), появились Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. В этих условиях первостепенной задачей стала необходимость выстраивания добрососедских отношений и укрепления регионального режима безопасности, учитывая общую обеспокоенность афганской угрозой.

Бесспорно, стержнем ШОС являются РФ и КНР, поэтому актуальность исследования самой Шанхайской организации сотрудничества и отношений России и Китая в рамках ШОС дает возможность понять и проанализировать геополитические особенности взаимодействия этих двух стран в ЦентральноАзиатском регионе. На заседании Совета глав государств ШОС (2003) руководитель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что «создание ШОС является важным событием в области развития международных отношений в начале XXI века, а также важнейшим изменением геополитической ситуации на Евроазиатском материке после окончания холодной войны. Она провозглашает и реализует новую концепцию безопасности и новую теорию государственных отношений, занимается поиском и развитием новой модели регионального диалога и сотрудничества, способствует обеспечению мира и развитию региона и всего мира. Тем самым ШОС внесла важный вклад в развитие многополярного мира и создание нового разумного и справедливого международного политического и экономического порядка»[1].

 Очевидно, что именно ШОС стала для РФ и КНР той международной площадкой, где могла формироваться общая стратегическая повестка по вопросам безопасности и экономики, однако расхождения в понимании роли Центральной Азии (ЦА) в геополитических планах этих государств тормозило развитие ШОС, получившей даже определение «спящей» организации.

Мирополитические условия и активизация интеграционных процессов в Евразии во втором десятилетии ХХI века – создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и появление проекта «Один пояс, один путь» – подтолкнули страны ШОС к кардинальной трансформации своей позиции в отношении интеграции новых членов и выработке перспективной стратегии развития. Активизация деятельности ШОС во многом связана и с усиливающейся угрозой, исходящей от новых террористических организаций, действующих в регионе Ближнего и Среднего Востока. Именно поэтому борьба с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом становится важнейшим направлением совместной деятельности государств ШОС.

Таким образом, актуальность определения проблемного поля взаимоотношений России и Китая в ШОС обусловлена повышением значимости ШОС как региональной евразийской организации в результате ее расширения за счет крупных азиатских держав и кардинального изменения ее геополитического веса в контексте современных евразийских интеграционных процессов.  

Работа основана на трудах ученых, в которых проанализирован процесс создания и развития Шанхайской организации сотрудничества в качестве одного из участников региональной безопасности. Это работы таких российских ученых, как А.В. Абрамов[2], Л.Б. Аристова и Н.К. Семенова[3], Е.В. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин[4] , А. Волохова [5] , Г.Д. Агафонов и Л.Е. Васильев[6], М. Ашимбаев и Г.И. Чуфрин[7] и многих других.

Объектом данного исследования является деятельность ШОС в новых геополитических условиях. Предмет – взаимодействие России и Китая в рамках ШОС.

 Цель  исследования – определить круг проблем политико-экономического взаимодействия России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - провести ретроспективный анализ формирования ШОС; - рассмотреть структуру и основные направления деятельности ШОС; - охарактеризовать стратегические интересы России в ШОС в контексте обеспечения безопасности в евразийском регионе; - определить особенности стратегических интересов Китая в ШОС; - оценить перспективы развития ШОС в новых геополитических условиях.

Теоретические и методологические основы исследования составили как общетеоретические, так и общеметодологические уровни научного исследования. 

Методологическую основу

исследования составили общенаучные и политологические методы исследования: метод ретроспективного анализа позволил рассмотреть основные этапы становления ШОС; метод структурно-функционального анализа позволил раскрыть институциональные особенности развития ШОС в новых геополитических условиях;  метод сравнительного анализа оказался полезен при сопоставлении стратегических позиций России и Китая в ШОС

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы исследования могут быть использованы в разработке новых учебных курсов по направлению «Международные отношения», а материалы могут быть полезны при преподавании курсов по внешней политике в высших учебных заведениях.

 

Глава 1. Интересы Китая и России в ШОС

  • Интересы Китая в ШОС

Интерес Китая к Центральной Азии фактически и  привел к созданию ШОС, которая заняла прочную позицию в политической жизни стран Центральной Азии[8]. Среди основных целей и задач в этом контексте можно назвать:  - консолидацию государств-членов по укреплению взаимного доверия, дружбы и добрососедства;  - расширение сфер взаимодействия в различных направлениях с целью укрепления безопасности и стабильности как, в первую очередь, в регионе, так и в мире в целом;  - помощь в построении нового политического и экономического миропорядка, основанного на  честности, демократичности и  рациональности;

- развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями, основанными на равноправии и взаимном уважении, согласно «шанхайскому духу» сотрудничества;  - объединение усилий в целях предотвращения и мирном урегулировании международных конфликтов;  - коллективный поиск решений проблем, которые могут возникнуть в будущем.[9]

 Как один из основателей ШОС Китайская Народная Республика оказала очень сильное влияние на формирование и развитие данной организации. Поэтому для лучшего и более реалистического понимания природы Организации необходимо рассмотреть политику Китая в отношении Шанхайской Организации Сотрудничества.[10]

В рамках ШОС сегодня реализуется несколько масштабных проектов, успешная реализация которых приведет к значительным изменениям жизни региона, и даже, возможно, повлияет на изменение существующего баланса сил на евразийском континенте, в пользу КНР. 

Участие в данной структуре позволяет Китаю активно развивать взаимоотношения со странами Центральной Азии в качестве неотъемлемой части региональной политики и экономики, продвигать свои инфраструктурные и торговые проекты (например, «Экономический пояс Шелкового пути»)[11].

 Регион ЦА богатый ресурсами и ценный своим геополитическим положением определяет причины заинтересованности Китая в его присутствии в регионе:

  1. получение расширенного контроля над ситуацией в Центральной Евразии, поскольку геополитическое доминирование позволит продвигать влияние на Ближний, Передний Восток, Южную Азию и Кавказ, а также установить контроль над ситуацией в Афганистане;
  2. постепенное вытеснение США с азиатской части континента;

3.расширение географического пространства для развития экономической сферы, так как для Пекина окажутся доступными рынки не только постсоветского пространства, но и Европы;

  1. получение новых источников поставок энергетических и других стратегически важных природных ресурсов.[12]

Для Китая регион Центральной Азии, а именно страны СНГ, имеет особую важность.  По оценкам экспертов, входящие в него страны располагают 16,3% мировой территории, почти 5% численности населения, 25% разведанных запасов природных ресурсов, 10% мирового промышленного потенциала[13].  

Развитие данного региона и инвестиции в него являются выгодными для стремительно развивающегося Китая. Однако этот путь важен и для других его участников. В Европу будут поступать дешевые товары из Азии, поток китайских инвестиций в страны Центральной Азии будет способствовать их развитию, а в России – преодолению отставания между разными частями страны.

Как подчеркивает российский эксперт А. Каукенов в статье «Политика Китая в Шанхайской Организации Сотрудничества», тесные связи и многосторонние отношения со странами Центральной Азии также позволят КНР снизить энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и утвердиться в данном регионе. За период 2000-2010 гг. страны Центральной Азии стали на 2040% более инвестиционно-зависимыми от Китая в таких отраслях, как энергетика, развитие инфраструктуры, транспорт, нефтегазодобывающая отрасль. И эта тенденция продолжается.  Китаю выгодно сотрудничество с данным регионом с геостратегической точки зрения: активное сотрудничество со странами-соседями позволяет создать благоприятное окружение и усилить позиции в регионе[14].

 ШОС выступает платформой взаимодействия Китая, России и республик Центральной Азии. Китай инициирует расширение полномочий ШОС и ее превращение в экономическую группировку, при этом Организация дает возможность Китаю применить весь свой экономический потенциал и укрепиться в регионе, так как его мощь значительно выше, чем у государств ЕАЭС.198 Китай предоставил полную поддержку Узбекистану в проведении в 2016 году саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, что тоже говорит о заинтересованности Китая в развитии отношений с регионом

Самым важным для КНР партнером в регионе является Казахстан205. В 2006 году казахстанская нефть поступила в Китай по маршруту «Казахстан-Китай», после чего отношения начали стремительно развиваться. В 2005 году был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Атасу-Алашанькоу», активно используется нефтепровод «Кенияк-Кумкол». 206 В конце 2012 г. состоялось подписание документов между Банком Развития Китая и Казахстаном о выделении 1,8 млрд. долларов США на строительство газопровода «Бейнеу-Шымкент» на территории Республики Казахстан.

Китайские компании приобретают порядка 20–25% от добычи нефти – не намного меньше, чем добывается для государственного «Казмунайгаза». Также КНР стал основным покупателем туркменского газа (в 2014 г. 61% экспорта из страны был направлен в Китай). Китайские инвестиции в Казахстан, Туркмению и Узбекистан превышают российские в 10,7 раза.207 Кроме Казахстана, Туркмения и Узбекистан также занимают приоритетные места в энергетической  политике Китая в Центрально-Азиатском регионе. В 2006 г. CNPC (China National Petroleum Corporation) совместно с «Лукойл»,   «Узбекнефтегаз», и другими компаниями создали группу «Аральское море», утвердившую соглашение с правительством Узбекистана по проработке нефтегазовых ресурсов в Аральском море. Особого внимания (из большого числа проектов) заслуживает Трансазиатский газопровод (ТАГ), строительство которого началось  в августе 2007 г.208  В октябре 2010 года начата передача газа по обеим линиям газопровода Центральная Азия-Китай. В конце 2011 года пропускная способность газопровода достигла 30 миллиардов куб. м.

Проанализировав направление внешней политики Китая по отношению к постсоветскому пространству, можно увидеть, что данное сотрудничество учитывает интересы обеих сторон, так как КНР способствует развитию региона, а регион, в свою очередь, помогает китайскому руководству добиться своих интересов на международной арене. Создание Шанхайской организации сотрудничества также содействует установлению долгосрочных и тесных связей между КНР и ЦА, как двух стратегических партнеров. Очевидно, что все процессы, связанные с ШОС, создают предпосылки не только для изменения геополитического состояния региона, но и для перемены отношений на всей международной арене.

  1. Ташкентская декларация 15-летия Шанхайской организации сотрудничества. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/5094
  2. Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. 07 июня 2002». – [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.kremlin.ru/events/articles/2002/06/40067/145971.shtml 
  3. Декларация десятого заседания Совета глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте от 10-11 июня 2010 г». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.germania.diplo.de/Vertretung/russland/ru/08politik/1-bilaterale-beziehungen/bilaterale-vertraege/0-bilaterale-vertraege.html
  4. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств Содружества. 15 апреля 1994 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 7. 
  5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. 14 июня 2001 г». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3406
  6. Договор  о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР 2001 года». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: htt p://r r u/200 9/0 3/2 0/russi a-kitaido k.htm l
  7. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/25.html; Концепция внешней политики России 2008 URL: http://special.kremlin.ru/acts/785; Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. URL: 1 Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. URL: http://ww mi d.r u/br p_4.ns f/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7 F
  8. Хартия Шанхайской организации сотрудничества. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.china.org.cn/russian/33359.htm
  9. Декларация десятого заседания Совета глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте от 10-11 июня 2010 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.germania.diplo.de/ Vertretung/russland/ru/08-politik/1-bilateralebeziehungen/bilaterale-vertraege/0-bilateralevertraege.html
  10. Абрамов А.В. Политический институт и политическая институционализация: определение понятий // Власть. Май 2010. С. 55.
  11. Агафонов Г.Д., Васильев Л.Е. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества. М., 2008.
  12. Аристова Л.Б., Семенова Н.К. Энергетические проекты в Центральной Азии. ИДВ РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.
  13. Ахметов Е.Б. (2012) Успехи ШОС и обеспечение региональной военно-политической безопасности: междисциплинарный подход // Вестник КазНУ. № 4 (60). С. 11–16.
  14. . Белая Книга КНР «Национальная оборона в 2004 году». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kz.chineseembassy. org/rus/ztbd/guofangbaipishu/t177085.htm (дата обращения: 17.03.2016) 6.
  15. Боришполец К П. ШОС и НАТО: альтернатива или взаимодополнение? / Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. - М. : МГИМО-Университет, 2007. – С. 432-450.
  16. Ваэзи М. Цели и интересы России и Китая в ШОС. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://csef.ru/ru/ politica-i-geopolitica/416/czeli-i-interesykitaya-i-rossii-v-shos-2093
  17. Ван Тао. Китайско-российские отношения на фоне сотрудничества в северо-восточной Азии // Научный журнал Хецэ. ‒ 2014. ‒ № 6. ‒ С. 46-47.
  18. Ван Ш., Вань Ч. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству. Свободная Мысль. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svom.info/entry/478-na-puti-k-vzaimovygodnomu-sotrudnichestvu/ 197
  19. Винокуров Е.Ю., Джадралиев М.А., Щербанин Ю.А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше // Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. Март 2013. С. 20-2
  20. Волохова А. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2010.
  21. . Внешняя политика Китая. ‒ Пекин: Знания мира, 2008. – С. 328
  22. Встреча члена Госсовета КНР Дай Бинго с генсеком ООН [Электронный ресурс] http://russia peopl e.co m.c n/3152 0/656222 4.html2 6.1 2.200 8.
  23. Ваэзи М. Цели и интересы Китая и России в ШОС. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/477/czeli-i-interesy-kitaya-i-rossii-v-shos-2093
  24. Гребенщиков Э. Россия – Китай. На перекрестках азиатской дипломатии. // Азия и Африка сегодня: ежемесячный научный и общественно-политический журнал. 2004. №9. С.10.
  25. Для китайско-российских отношений характерны высокий уровень, стратегическая значимость и успешность взаимодействия [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn// n/2014 /0519 / c31521-8729356.html
  26. Евтушенко В. С. Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской организации сотрудничества: стратегические цели стран // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 256-259. — URL https://moluch.ru/archive/158/44763/ (дата обращения: 20.03.2019).
  27. Киреев А.А. Политика КНР в рамках ШОС и группы БРИКС // Современный Китай в системе международных отношений. ‒ М.: КРАСАНД, 2012. ‒ С. 19.
  28. Князев А. Саммит ШОС не обещает особых сюрпризов [Электронный ресурс] // Независимая газета. – URL: http://www.ng.ru/dipkurer/ 2015-06-29/ 11_shos .html [дата обращения: 29.06.2015].
  29. Каукенов А. Политика Китая в Шанхайской организации сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. – 2007. - № 3 (51). – С. 73 – 89.
  30. Колдунова Е. Ниведита Дас Кунду Доклад грантополучателй Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2014
  31. Колдунова Е., Дас Кунду Н. (2014) Роль России в ШОС и Центральной Азии: вызовы и возможности. Режим доступа: http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/SCO_rus.pdf
  32. Комментарий: Китай и Россия ‒ важные силы в обеспечении мира и стабильности во всем мире [Электронный ресурс] URL: http://russia peopl e.co m.c n//n/201 5/050 9/c9518 1-888965 4.htm l
  33. Клочихин Е. А. Место межправительственных организаций среди акторов мировой политики // «Приватизация» мировой политики: локальные действия глобальные результаты. М.: Голден-Би. 2008. С. 105.
  34. Ларин А. Г. К оценке экономической деятельности Китая на постсоветском пространстве в свете российских интересов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/publications/ monograph/591-k-oczenke-ekonomicheskojdeyatelnosti-kitaya-na-postsovetskomprostranstve-v-svete-rossijskix-interesov (дата обращения: 01.03.2016)
  35. Ли Дунян. Реформа ООН: положение, вызовы и перспективы // Современный мир. ‒ 2015. ‒ № 10. – С. 14.
  36. Ли С. Шанхайская организация сотрудничества: важная площадка совместного строительства «Экономического пояса шелкового пути». // Русский исследовательский журнал. 2016. № 2. С. 29-37
  37. Ли Кэцян на встрече с Д. Медведевым призвал приложить совместные усилия к развитию китайско-российских отношений и развитию ШОС. 2013/11/30 [Электронный ресурс] URL: http:// ru.china-embas sy.org/rus/zegx/t1109850.htm
  38. Ли Юйбо. После XVI Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая: понимание и практики внешней политики Китая // Научный журнал «Наблюдение и мысль». ‒ 2014. ‒ № 2.
  39. Лю Ин. Анализ Российско-китайского Стратегического интереса в ШОС // Диплом университета Нань чан. 27.05.2013. ‒ С. 24-25.
  40. ЛюЦян Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 2.
  41. Ма Ф. Региональная безопасность Центральной Азии и стратегическое взаимодействие между Китаем и Россией. // Современные международные социалистические вопросы. 2009. № 3. С. 48-58 13
  42. Погодин С. Н., Тараканова Т. С. Проблемы сотрудничества Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в регионе Центральная Азия. // Евразийский юридический журнал. 2016. № 7 (98). С. 317-319.
  43. После Крыма. Каким будет новый глобальный миропорядок. 01 июня 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// lenta.ru/articles/2016/06/01/after_crimea/ (дата обращения: 19.08.2016) 15. США и Китай остаются крупнейшими торговыми партнерами ЕС. 27 марта 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurointegration.com.ua/rus/ news/2015/03/27/7032337/
  44. Султанов Б. Казахстан и Шанхайская организация сотрудничества в современных геополитических реалиях // Ситуация в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества. Сборник материалов конференций. С.292, 297.
  45. Товарооборот между Россией и Китаем в 2016 году вырос на 2,2%. РИА Новости.  01.2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/ economy/20170113/1485621451.html (дата обращения: 28.09.2017)
  46. Транснациональный газопровод Туркменистан-Китай — успешная реализация международного энергетического партнерства // Центр новостей ООН. 04 января 2010. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/ story.asp?NewsID=12888 (дата обращения: 20.04.2016)
  47. Хань К., Ван Ч. О китайско-российском сотрудничестве и предотвращении рисков на фоне «Экономического пояса шелкового пути». // Русский исследовательский журнал. 2015. № 5. С. 61-67.
  48. Хуашэн Ч. Китай, Россия, США: интересы, позиции, взаимоотношения в Центральной Азии. // Центральная Азия и Кавказ. 2004. №5(35). С. 132. 20. Чжан Н. Стратегический анализ расширения членства ШОС. // Вестник Ляонинского университета: издание философских и общественных наук. 2016. № 4. С. 147-153
  49. ШОС: становление и перспективы развития. Материалы международной конференции / под ред. М. Ашимбаева и Г. Чуфрина. Алматы: ИМЭП, 2010. 196 с
  50. Юн С. М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992-2008). Томск, 2009.
  51. Фань Гуан. Стратегия США в Центральной Азии и ШОС // Исследование международных отношений (Гоцзи гуаньси яньцзю). — 2006. — № 8. — C. 72.
  52. Фролова И. Реакция замещения. // Национальная оборона. – 2016. - Вып. №1
  53. Фу И. Неравносторонний треугольник отношений Китая, России и США. // Женьмин Жибао. 23.12.2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n/2015/1223/c95181-8994641.html
  54. Austin G. European Union Policy Responses to the Shanghai Cooperation Organization. BP02/04. Brussels, 2002
  55. Boland J. “Ten Years of the Shanghai Cooperation Organization.” (2011): 29-31. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ww w.brooking s.ed u/~/medi a/researc h/file s/paper s/201 1/6/shangha i-cooperatio n-organizationbolan d/0 6_shangha i_cooperatio n_organizatio n_bolan d.pd f
  56. Boucher R. U.S. Policy on Multilateral Organizations in Central Asia. Statement before the U.S. Helsinki Commission. 2006, September 26 // http://www.usembassy.kz/documents/ boucher-statement-2006.html
  57. Davis J.K., Sweeney M.J. Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Were Do We Go from Here? — Wash.: The Institute for Foreign Policy Analysis, 2004. — C. 70. URL: http:// www.ifpa.org/pdf/S-R-Central Asia.pdf
  58. Sean L. Yom. Power Politics in Central Asia: The Future of the Shanghai Cooperation Organization. — 2002. — № 4. — C. 8. URL: http://www.asiaquarterly.com/content/view/ 129/40
  59. Svante E. Cornell. Соединенные Штаты Америки и Центральная Азия. — 2004. — C. 245. URL: www.cacianalyst.org/view_article.php?articleid=3662 
  60. Suzdaltsev A. "After the entrance of India and Pakistan to the SCO the new security structure has formed in Asia.") [Suzdal'tsev A. «Posle vstupleniya Indii i Pakistana v ShOS v Azii sformiruetsya novaya struktura bezopasnosti».] ru (accessed: 10 July 2015.
  61. Zhao Huasheng. SCO in China-Russian relations. [Chzhao Khuashen. ShOS v Kitaysko-rossiyskikh otnosheniyakh]. World and razvitie.=Mir i razvitie. 2010. No.2. p. 38-39
  62. Zimmerman T. The New Silk Roads: China, the U.S., and the future of Central Asia. / New York University. 13. 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ci c.ny u.ed u/site s/defaul t/file s/zimmerma n_ne w_sil k_roa d_fina l_2.pd f
  63. Cohen A. The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia? – Washington, 2001. P. 132.
  64. Song Weiqing (2014) Interests, Power and China’s Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization (SCO)/ Journal of Contemporary China, 23 (85).
  65. European Community. Regional Strategy Paper for Assistance to Central Asia to the period 2007 — 2013. Brussels, 2007. P. 10.
  66. Cohen A. The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia? Washington. 2001. P. 132. European Commission. A maturing partnership — shared interests and challenges in EU — China relations. COM (2003). 533 final. Brussels, 2003. P. 11.
  67. Р. 5. 2 Ibid. Р. 7. 3 Ibid. Р. 11. 4 The EU and Central Asia: Strategy for New Partnership. Luxembourg, 2009. P. 15.
  68. Lee Yuybo. After the XVI National Congress of the Communist Party of China's understanding and practice of China's foreign policy LLC. [Li Yuybo. Posle XVI Vsekitayskogo s"ezda Kommunisticheskoy partii Kitaya ponimanie i praktiki vneshney politiki OOO Kitaya. /Nauchnyy zhurnal «Nablyudenie i mysl'». 2014. №2.]. Scientific journal "The observation and thought." 2014.  №2. (in Chinef) 11
  69. Fairbank J. K. China. A New History. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press. 2001. P. 197-198.
  70. Pak M. The Shanghai Cooperation Organisation: a new world power? 04.2016 / ERA Institute. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.erainstitute.org/the-shanghai-cooperation-organization-a-new-world-power/
  71. Ta-Chen J. Thoughts on Issues of Sino-Russian Economic and Trade Cooperation Facing the 21st Century. // Ta Kung Pao. July18 inFBISCHJI-2000-0718. 2000.
  72. Qiu Xia. Changes in the world are need a better and equitable international order - Chinese experts. Home People. [Tsyu Sya. Izmenyayushchemusya miru nuzhen bolee sovershennyy i spravedlivyy mezhdunarodnyy poryadok -- kitayskie eksperty. Na sayt Zhen'min']. Available at: http://russian.people.com.cn//n/2015/0305/c95181-8857447.html [accessed: 05.03.2015] (in Russ
  73. Wang J. China’s Changing Role in Asia. Tokyo: Japan Center for International Exchange, 2004.
  74. Yu Bin. The relations between China and Russia in the perod after the cold war // International politics studies. — 2006:, 2002. — С. 124.
  75. Yang Shu. New development of the relations between Russia and the countries of Middle Asia // International studies. — 2006:, 2007. — С. 32–33.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Международные отношения
2012 год 75 стр.
Диплом Торгово-экономическое сотрудничество КНР и Великобритании
Telesammit
Дипломная работа Международные отношения
2015 год 72 стр.
Диплом Формы и методы международной торговли
diplomstud
Дипломная работа Международные отношения
2017 год 60 стр.
Диплом Санкции как инструмент внешней политики США в XXI в
Telesammit
Дипломная работа Международные отношения
2016 год 135 стр.
Диплом Внешне-экономические отношения России со странами Латинской Америки
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское