Актуальность темы исследования. В сегодняшних непростых реалиях ХХI века в большой мере растет авторитет международных межправительственных организаций, в рамках которых различные государства имеют возможность упрочить безопасность, развивать экономические отношения и взаимодействие между гражданами. Поэтому Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), как одна из ведущих международных организаций Евразии, является интересным объектом для исследования характерных особенностей современного состояния межгосударственных связей в различных сферах межгосударственного взаимодействия.
Формирование Шанхайской организации сотрудничества напрямую связано с геополитическими трансформациями, охватившими евразийский континент после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1991 году. Граница между Китайской Народной Республикой (КНР) и СССР трансформировалась в связи с формированием новых независимых государств на постсоветском пространстве: наряду с преемницей СССР – Российская Федерация (РФ), появились Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. В этих условиях первостепенной задачей стала необходимость выстраивания добрососедских отношений и укрепления регионального режима безопасности, учитывая общую обеспокоенность афганской угрозой.
Бесспорно, стержнем ШОС являются РФ и КНР, поэтому актуальность исследования самой Шанхайской организации сотрудничества и отношений России и Китая в рамках ШОС дает возможность понять и проанализировать геополитические особенности взаимодействия этих двух стран в ЦентральноАзиатском регионе. На заседании Совета глав государств ШОС (2003) руководитель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что «создание ШОС является важным событием в области развития международных отношений в начале XXI века, а также важнейшим изменением геополитической ситуации на Евроазиатском материке после окончания холодной войны. Она провозглашает и реализует новую концепцию безопасности и новую теорию государственных отношений, занимается поиском и развитием новой модели регионального диалога и сотрудничества, способствует обеспечению мира и развитию региона и всего мира. Тем самым ШОС внесла важный вклад в развитие многополярного мира и создание нового разумного и справедливого международного политического и экономического порядка»[1].
Очевидно, что именно ШОС стала для РФ и КНР той международной площадкой, где могла формироваться общая стратегическая повестка по вопросам безопасности и экономики, однако расхождения в понимании роли Центральной Азии (ЦА) в геополитических планах этих государств тормозило развитие ШОС, получившей даже определение «спящей» организации.
Мирополитические условия и активизация интеграционных процессов в Евразии во втором десятилетии ХХI века – создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и появление проекта «Один пояс, один путь» – подтолкнули страны ШОС к кардинальной трансформации своей позиции в отношении интеграции новых членов и выработке перспективной стратегии развития. Активизация деятельности ШОС во многом связана и с усиливающейся угрозой, исходящей от новых террористических организаций, действующих в регионе Ближнего и Среднего Востока. Именно поэтому борьба с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом становится важнейшим направлением совместной деятельности государств ШОС.
Таким образом, актуальность определения проблемного поля взаимоотношений России и Китая в ШОС обусловлена повышением значимости ШОС как региональной евразийской организации в результате ее расширения за счет крупных азиатских держав и кардинального изменения ее геополитического веса в контексте современных евразийских интеграционных процессов.
Работа основана на трудах ученых, в которых проанализирован процесс создания и развития Шанхайской организации сотрудничества в качестве одного из участников региональной безопасности. Это работы таких российских ученых, как А.В. Абрамов[2], Л.Б. Аристова и Н.К. Семенова[3], Е.В. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин[4] , А. Волохова [5] , Г.Д. Агафонов и Л.Е. Васильев[6], М. Ашимбаев и Г.И. Чуфрин[7] и многих других.
Объектом данного исследования является деятельность ШОС в новых геополитических условиях. Предмет – взаимодействие России и Китая в рамках ШОС.
Цель исследования – определить круг проблем политико-экономического взаимодействия России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - провести ретроспективный анализ формирования ШОС; - рассмотреть структуру и основные направления деятельности ШОС; - охарактеризовать стратегические интересы России в ШОС в контексте обеспечения безопасности в евразийском регионе; - определить особенности стратегических интересов Китая в ШОС; - оценить перспективы развития ШОС в новых геополитических условиях.
Теоретические и методологические основы исследования составили как общетеоретические, так и общеметодологические уровни научного исследования.
Методологическую основу
исследования составили общенаучные и политологические методы исследования: метод ретроспективного анализа позволил рассмотреть основные этапы становления ШОС; метод структурно-функционального анализа позволил раскрыть институциональные особенности развития ШОС в новых геополитических условиях; метод сравнительного анализа оказался полезен при сопоставлении стратегических позиций России и Китая в ШОС
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы исследования могут быть использованы в разработке новых учебных курсов по направлению «Международные отношения», а материалы могут быть полезны при преподавании курсов по внешней политике в высших учебных заведениях.
Глава 1. Интересы Китая и России в ШОС
Интерес Китая к Центральной Азии фактически и привел к созданию ШОС, которая заняла прочную позицию в политической жизни стран Центральной Азии[8]. Среди основных целей и задач в этом контексте можно назвать: - консолидацию государств-членов по укреплению взаимного доверия, дружбы и добрососедства; - расширение сфер взаимодействия в различных направлениях с целью укрепления безопасности и стабильности как, в первую очередь, в регионе, так и в мире в целом; - помощь в построении нового политического и экономического миропорядка, основанного на честности, демократичности и рациональности;
- развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами и международными организациями, основанными на равноправии и взаимном уважении, согласно «шанхайскому духу» сотрудничества; - объединение усилий в целях предотвращения и мирном урегулировании международных конфликтов; - коллективный поиск решений проблем, которые могут возникнуть в будущем.[9]
Как один из основателей ШОС Китайская Народная Республика оказала очень сильное влияние на формирование и развитие данной организации. Поэтому для лучшего и более реалистического понимания природы Организации необходимо рассмотреть политику Китая в отношении Шанхайской Организации Сотрудничества.[10]
В рамках ШОС сегодня реализуется несколько масштабных проектов, успешная реализация которых приведет к значительным изменениям жизни региона, и даже, возможно, повлияет на изменение существующего баланса сил на евразийском континенте, в пользу КНР.
Участие в данной структуре позволяет Китаю активно развивать взаимоотношения со странами Центральной Азии в качестве неотъемлемой части региональной политики и экономики, продвигать свои инфраструктурные и торговые проекты (например, «Экономический пояс Шелкового пути»)[11].
Регион ЦА богатый ресурсами и ценный своим геополитическим положением определяет причины заинтересованности Китая в его присутствии в регионе:
- получение расширенного контроля над ситуацией в Центральной Евразии, поскольку геополитическое доминирование позволит продвигать влияние на Ближний, Передний Восток, Южную Азию и Кавказ, а также установить контроль над ситуацией в Афганистане;
- постепенное вытеснение США с азиатской части континента;
3.расширение географического пространства для развития экономической сферы, так как для Пекина окажутся доступными рынки не только постсоветского пространства, но и Европы;
- получение новых источников поставок энергетических и других стратегически важных природных ресурсов.[12]
Для Китая регион Центральной Азии, а именно страны СНГ, имеет особую важность. По оценкам экспертов, входящие в него страны располагают 16,3% мировой территории, почти 5% численности населения, 25% разведанных запасов природных ресурсов, 10% мирового промышленного потенциала[13].
Развитие данного региона и инвестиции в него являются выгодными для стремительно развивающегося Китая. Однако этот путь важен и для других его участников. В Европу будут поступать дешевые товары из Азии, поток китайских инвестиций в страны Центральной Азии будет способствовать их развитию, а в России – преодолению отставания между разными частями страны.
Как подчеркивает российский эксперт А. Каукенов в статье «Политика Китая в Шанхайской Организации Сотрудничества», тесные связи и многосторонние отношения со странами Центральной Азии также позволят КНР снизить энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и утвердиться в данном регионе. За период 2000-2010 гг. страны Центральной Азии стали на 2040% более инвестиционно-зависимыми от Китая в таких отраслях, как энергетика, развитие инфраструктуры, транспорт, нефтегазодобывающая отрасль. И эта тенденция продолжается. Китаю выгодно сотрудничество с данным регионом с геостратегической точки зрения: активное сотрудничество со странами-соседями позволяет создать благоприятное окружение и усилить позиции в регионе[14].
ШОС выступает платформой взаимодействия Китая, России и республик Центральной Азии. Китай инициирует расширение полномочий ШОС и ее превращение в экономическую группировку, при этом Организация дает возможность Китаю применить весь свой экономический потенциал и укрепиться в регионе, так как его мощь значительно выше, чем у государств ЕАЭС.198 Китай предоставил полную поддержку Узбекистану в проведении в 2016 году саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, что тоже говорит о заинтересованности Китая в развитии отношений с регионом
Самым важным для КНР партнером в регионе является Казахстан205. В 2006 году казахстанская нефть поступила в Китай по маршруту «Казахстан-Китай», после чего отношения начали стремительно развиваться. В 2005 году был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Атасу-Алашанькоу», активно используется нефтепровод «Кенияк-Кумкол». 206 В конце 2012 г. состоялось подписание документов между Банком Развития Китая и Казахстаном о выделении 1,8 млрд. долларов США на строительство газопровода «Бейнеу-Шымкент» на территории Республики Казахстан.
Китайские компании приобретают порядка 20–25% от добычи нефти – не намного меньше, чем добывается для государственного «Казмунайгаза». Также КНР стал основным покупателем туркменского газа (в 2014 г. 61% экспорта из страны был направлен в Китай). Китайские инвестиции в Казахстан, Туркмению и Узбекистан превышают российские в 10,7 раза.207 Кроме Казахстана, Туркмения и Узбекистан также занимают приоритетные места в энергетической политике Китая в Центрально-Азиатском регионе. В 2006 г. CNPC (China National Petroleum Corporation) совместно с «Лукойл», «Узбекнефтегаз», и другими компаниями создали группу «Аральское море», утвердившую соглашение с правительством Узбекистана по проработке нефтегазовых ресурсов в Аральском море. Особого внимания (из большого числа проектов) заслуживает Трансазиатский газопровод (ТАГ), строительство которого началось в августе 2007 г.208 В октябре 2010 года начата передача газа по обеим линиям газопровода Центральная Азия-Китай. В конце 2011 года пропускная способность газопровода достигла 30 миллиардов куб. м.
Проанализировав направление внешней политики Китая по отношению к постсоветскому пространству, можно увидеть, что данное сотрудничество учитывает интересы обеих сторон, так как КНР способствует развитию региона, а регион, в свою очередь, помогает китайскому руководству добиться своих интересов на международной арене. Создание Шанхайской организации сотрудничества также содействует установлению долгосрочных и тесных связей между КНР и ЦА, как двух стратегических партнеров. Очевидно, что все процессы, связанные с ШОС, создают предпосылки не только для изменения геополитического состояния региона, но и для перемены отношений на всей международной арене.