Глава 2. Анализ государственной политики в сфере международных отношений на примере Новосибирской области
2.1 Анализ координации международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области
Внешнеторговый оборот за январь-июнь 2011 года составил 1033,9 млн. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2010 года увеличился на 112,0 млн. долларов США (на 12,2%). Сальдо внешнеторгового оборота уменьшилось на 13,5% и составило 30,0 млн. долларов США.
По сравнению с январем-июнем 2010 года товарооборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 19,6%, а со странами СНГ – сократился на 11,2% и составил соответственно 836,3 млн. долларов США и 197,5 млн. долларов США. В результате доля стран дальнего зарубежья в объеме товарооборота за январь-июнь 2011 года заняла 80,9%, стран СНГ – 19,1% (за январь-июнь 2010 года – 75,9% и 24,1% соответственно).
Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 104 стран дальнего и ближнего зарубежья (в январе-июне 2010г. – из 95 стран). При этом 79,4% стоимостного объема внешнеторгового оборота пришлось на торговлю с Китаем, Украиной, Ираном, Германией, Болгарией, США, Узбекистаном, Бельгией, Киргизией, Японией. По сравнению с январем-июнем 2010 года объем товарооборота с Китаем, Ираном, Болгарией, Бельгией вырос, а с Украиной, Германией, США, Узбекистаном, Киргизией и Японией снизился.
В январе-июне 2011 года на территории Сибирского федерального округа экспортно-импортные операции осуществили 898 участников ВЭД Новосибирской области, включая физических лиц, не прошедших государственную регистрацию, в том числе 845 участников ВЭД, зарегистрированных в налоговых органах Новосибирской области (для сравнения: в январе-июне 2010 года - 963 и 772 участника ВЭД соответственно).
На территории Новосибирской области действуют 18 организаций иностранных государств.
С 1993 года в целях продвижения экспортного потенциала Новосибирской области действует Представительство (информационно-экономический центр) Новосибирской области в Германии (г. Франкфурт-на-Майне).
Новосибирская область участвует в реализации федеральных программ, направленных на развитие торгово-экономических, научно-технических, культурных связей с иностранными государствами, в том числе в Программе приграничного сотрудничества регионов России и Казахстана.
Положительная динамика заключения соглашений Новосибирской области с административно-территориальными образованиями зарубежных государств за последние годы свидетельствует об активизации внешнеэкономической деятельности области и привлекательности ее инвестиционного потенциала.
В настоящее время действуют 17 Соглашений о сотрудничестве Новосибирской области с административно-территориальными образованиями стран дальнего зарубежья, с 10 административно-территориальными образованиями государств СНГ.
С субъектами Российской Федерации действуют 25 соглашений, в том числе в 2011 году подписано «Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Новосибирской областью и Республикой Татарстан».
На территории Новосибирской области реализуется Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках.
Информация по продлению (предоставлению) полномочий по реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках.
В целях привлечения в Новосибирскую область туристов и повышения качества их обслуживания, Правительством Новосибирской области проводится аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии.
Администрация Новосибирской области проводит активную политику по развитию международных и внешнеэкономических связей. Регулярно проводятся презентации торгово-экономического, научно-технического и культурно-образовательного потенциала области за рубежом, осуществляется прием иностранных делегаций официальных и деловых кругов, проводятся международные и межрегиональные ярмарки, форумы, конференции, семинары и бизнес-встречи. В настоящее время действует девять заключенных администрацией области соглашений о сотрудничестве с иностранными партнерами дальнего зарубежья и семь соглашений с иностранными партнерами из стран СНГ.
При администрации области действует совет по туризму, регулярно проводятся заседания рабочих групп по развитию внешнеэкономических связей. В целях продвижения организаций и предприятий области на европейские рынки в Германии во Франкфурте-на-Майне работает Информационно-экономический центр Новосибирской области.
Координирующую и организационно-методическую поддержку международных и внешнеэкономических связей области осуществляет Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, размещенное в Новосибирске.
В Новосибирске работают генеральные консульства Германии, Болгарии, Узбекистана, вице-консульство Киргизии, отделение Посольства Белоруссии, торгово-экономические представительства Украины, Республики Корея (КОТРА), Италии (Институт Внешней Торговли Италии - ИЧЕ), Германии (Российско-Германская внешнеторговая плата), культурно-информационные центры Израиля, США, Франции, Чехии, Японии, ассоциация Российско-Австрийского сотрудничества, Российско-Корейский Центр науки и техники, Корейский Центр Развития Бизнеса, Российско-Немецкий дом, Российско-Индийский технологический центр. Активно работают международные организации, содействующие развитию студенческих и академических обменов, изучению иностранных языков.
Активно развивают внешнеэкономические связи Новосибирская торгово-промышленная палата и Новосибирская городская торгово-промышленная палата, при Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий действует комитет по развитию экспорта и расширению рынков сбыта. Исполнительный комитет Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" обеспечивает деятельность координационного совета ассоциации по внешним связям.
Федеральные органы государственной власти оказывают органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую правовую и экспертно - консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в выполнении указанных соглашений, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов Российской Федерации в иностранных государствах.
В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации.
Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информировать в установленном порядке Министерство иностранных дел Российской Федерации об осуществляемых международной деятельности и международных связях: официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Новосибирске является территориальным органом МИД России в Новосибирской области.
Основными задачами и функциями Представительства являются:
- содействие координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, входящих в регион деятельности Представительства, соблюдение ими международных договоров;
- помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей с зарубежными партнерами;
- по заявкам органов государственной власти оформляет приглашения для иностранных граждан;
- выполнение функций, относящихся к консульской службе.
Представительство в соответствии с возложенными на него задачами:
- взаимодействует с территориальными и функциональными департаментами, управлениями МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей;
- сотрудничает с другими российскими учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к работе с иностранными гражданами и консульствами зарубежных стран;
- оказывает содействие в подготовке и осуществлении официальных и рабочих визитов за границу делегаций и должностных лиц субъектов Российской Федерации, входящих в регион деятельности Представительства, а также в работе с находящимися в них иностранными делегациями;
- предоставляет услуги информационно-консультативного характера российским и иностранным юридическим и физическим лицам в налаживании деловых связей;
- регистрирует предприятия и организации в целях предоставления им консульского обслуживания;
- по заявкам органов государственной власти в установленном порядке выдает заграничные паспорта гражданам Российской Федерации, выезжающим за границу со служебными и деловыми целями.
2.2 Основные направления государственной политики Новосибирской области в сфере международных отношений
Основной задачей в сфере развития институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности является их дальнейшее совершенствование, что позволит повысить эффективность международных и внешнеэкономических связей, снизить временные и транзакционные издержки по их осуществлению.
Направлениями совершенствования институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности являются:
- учреждение ежегодного международного форума, посвященного инновационной деятельности, на котором будут демонстрироваться новые научные достижения, технологические разработки, проходить венчурные ярмарки, презентации новых образовательных программ с привлечением лучших интеллектуальных сил мирового сообщества;
- создание и развитие сети представителей администрации Новосибирской области в составе торговых представительств Российской Федерации за рубежом (в первую очередь - в Казахстане, Китае, затем - в Белоруссии, Украине), совершенствование деятельности Представительства (информационно-экономического центра) Новосибирской области в Германии, проработка вопросов открытия новых представительств Новосибирской области за рубежом;
- развитие информационной среды через проведение международных конференций, форумов, венчурных ярмарок;
- открытие за рубежом сервисных центров гарантийного и послегарантийного обслуживания экспортных товаров новосибирских предприятий, а также филиалов и представительств вузов и организаций, оказывающих услуги технического, образовательного и научного характера;
- развитие современной инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, международных кампусов и т.д.), инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарковых зон и т.д.), бизнес-инфраструктуры;
- развитие ярмарочно-выставочного комплекса;
- развитие, техническое обустройство таможенной и пограничной инфраструктуры, пунктов перевалки грузов;
- формирование и развитие транспортно-логистических зон (Западной, Восточной, Южной), транспортно-логистического кластера;
- модернизация действующей сети автомобильных дорог, строительство новых скоростных трасс, завершение Северного и Восточного объездов;
- совершенствование механизмов межрегиональной интеграции по вопросам развития транспортной инфраструктуры;
- привлечение инвестиций в техническое развитие аэропорта "Толмачево", инфраструктуры железнодорожных и водных путей;
- повышение доступности услуг по кредитованию и страхованию ВЭД, таможенных и логистических услуг, услуг по сертификации и контролю качества при осуществлении ВЭД;