Введение
1. Общая характеристика деятельности полиции
1.1. Назначение и основные направления деятельности полиции
1.2.Организация и правовая основа деятельности полиции
1.3 Принципы деятельности полиции
2. Правовой статус сотрудников полиции
2.1.Права и обязанности сотрудников полиции
2.2.Гарантии деятельности и ответственность сотрудников полиции
3. Современная система полиции
3.1. Пути совершенствования полиции России в условиях формирования правового государства
3.2.Нормативно-правовые предложения по совершенствованию полиции России в условиях формирования правового государства
Заключение
Список использованных источников
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане;лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Ни одно государство в мире – ни самое либеральное, ни сверх тоталитарное – не может обойтись без полиции. Преступность существовала всегда, и любое общество нуждалось, и всегда будет нуждаться в органах, призванных охранять порядок, имущество, жизнь и безопасность граждан. Таким органом и является полиция – это особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что, во-первых, преступность в Российской Федерации представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, а также интересам общества и государства, тормозит развитие страны в целом, усиливается ее организованность и агрессивность. Появляются новые, все более опасные виды преступлений. Во- вторых, с введением в действие нового закона «О полиции», взамен отмененного «О милиции», появилось много вопросов, касающихся нововведений данного закона, что непосредственно влияет на актуальность выбранной темы. Ученые, политики и работники органов– каждый имеет свою точку зрения на этот счет. Исходя из этого, можно сказать о научной и практической значимости выводов, сделанных в ходе данного исследования.
Объектом настоящего исследования являются отношения регулируемые настоящим законом.
Предметом выступают проблемы касающиеся деятельности полиции, ее задач и полномочий, прав и обязанностей.
Целью настоящей работы является исследование деятельности полиции, ее задач и полномочий, прав и обязанностей сотрудников полиции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить общую характеристику полиции;
-разобрать систему организации полиции;
-ознакомится с правовым статусом сотрудников полиции;
Изучением деятельности полиции занимались такие ученые как Дубровина А.К., Черникова В.В., Мешкова В.М., Васильева Ф.П., Дмитриева А.В., Кабанова П.А.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного познания (анализ, синтез, логический метод).
Структура работы определена целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика деятельности полиции
§ 1.1. Назначение и основные направления деятельности полиции
Назначение полиции изложено и закреплено в статье № 1 ,ФЗ № 3 «О Полиции». Где сказано что:
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
В пределах своих полномочий полиция оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Основные направления деятельности полиции выделяют следующие:
1)защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3)выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4)розыск лиц;
5)производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6)обеспечение правопорядка в общественных местах;
7)обеспечение безопасности дорожного движения;
8)контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9)контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
Регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц, имеющих специальное звание полиции, Управления по организации лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях по контролю за частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельностью, включая оформление результатов контрольных мероприятий и принятие мер реагирования в отношении субъектов контроля.
Государственную функцию по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Так же, приказом МВД России от 30 декабря 2014 г. № 1149 в пункт 3 внесены изменения:
Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Управления по организации лицензионно-разрешительной работы МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне.
Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции, в пределах установленной им компетенции с целью:
1)выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
2)выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.
Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.
Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. № 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:
1)лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
2)несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием
3)лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
4)лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; -лица, пропавшие без вести.
1).Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2009. – 21 января.
2).Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
3).Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 2001.
4).Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная / Под ред. А.П. Коренева. М., 2001.
5).Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сб. норм. правовых актов: В 3 т. М., 2001.
6).ФЗ «О полиции» № 3-ФЗ от 7.02.2011
7).Указ Президента РФ от 1.03.2011 №248 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации
8).Указ Президента РФ от 1.03.2011 №250 Вопросы организации полиции
9).Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (в ред. от 05 апреля 1995 г.) // Российская газета. - 2003. -0 2 декабря. - №33581 Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации
10).Федеральный закон от 12.08.1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №33. - Ст. 3349
11).Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №50. - Ст. 4873
12).Федеральный закон от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №51. - Ст. 5681
13).Федеральный закон от 31.05.2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №23. - Ст. 2291
14).Федеральный закон от 25.04.2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №18. - Ст. 1720
15).Федеральный закон от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №31. - Ст. 3215
Основная и специальная литература
16).Гук, П.А. Судебная практика как источник права // Правовая политика и правовая жизнь. – 2002. - № 3. – С. 70-78.
17).Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2004. – 592 с.
18).Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е. Оперативный штаб как основной орган управления силами и средствами МВД России в особых условиях. М., 1995.
19).Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
20).Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам / Составитель и автор комментария А.П. Рыжаков - М., НОРМА (НОРМА - ИНФРА-М), 2001. - 182 с.
21).Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» (постатейный)./под ред. С.И. Барсукова, А.Н. Борисова - М., Деловой Двор, 2011. - 640 с.
22).Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ./под ред. А.П. Рыжакова, Маркет ДС, 2011. - 384 с.
23).А.В. Гриненко. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., Проспект. 2012. - 224 с.
24).П.Ю. Петров. Правоохранительные органы. Конспект лекций. - М., АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. - 159 с.
25).А.В. Шаров. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. - 2005. - №4 - С. 19
26).А.В. Чернов., И.П. Парфиненко., Н.Ю. Жигалов., Г.М. Тамбовцева., А.Н. Шаламова., Е.А. Гончар. Проект Федерального закона «О полиции»: достоинства и недостатки // Российский следователь. - 2010. - №21 - с. 26-30
27).С.П. Булавин, В.В. Черников. Федеральный Закон «О полиции». Предпосылки и концептуальные идеи // Административное право. - 2011. - №9 - с. 2-10.