Введение
Глава 1. Правовая природа эвтаназии
1.1. Понятие и виды эвтаназии
1.2. Влияние согласия потерпевшего на наказуемость деяния в уголовном законодательстве
Глава 2. Анализ основных проблем эвтаназии в уголовном праве
2.1. Проблема эвтаназии в уголовном праве
2.2. Уголовная ответственность за эвтаназию в России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. На сегодняшний день не является секретом, что эвтаназия существует, но существует латентно. И в связи с этим возникают вопросы, касающиеся привлечения к ответственности тех, кто её осуществляет. Тогда мотив милосердия и сострадания оборачивается корыстным умыслом, а за ним следует строгое уголовное наказание.
Отсутствие законодательного закрепления эвтаназии фактически привело к тому, что право на жизнь обернулось для многих страдающих смертельным недугом людей в обязанность жить или, более того, быть «человеком-овощем». Жизнь не должна превращаться в бессмысленное, сопровождающееся мучительными страданиями существование.
Правовые запреты на эвтаназию приводят к тому, что человек, для которого сохранность жизни не имеет значения, лишён возможности реализовать свою волю.
Из-за отсутствия правового регулирования отношений по осуществлению эвтаназии возникает спорный вопрос об уголовно-правовой оценке убийства по просьбе неизлечимо больного человека с целью избавления его от неимоверных мучений.
Современное российское законодательство отвергает наличие у человека полномочий по распоряжению своей жизнью и право на отказ от неё.
Право неизлечимо больного человека на смерть будет гарантировать ему возможность самостоятельно принять решение об уходе из жизни.
Юридическая проблема заключается в разработке правовой процедуры осуществления эвтаназии в случае, если данный акт будет разрешён законодательством. Тщательно разработанная юридическая процедура помощи в умирании, в частности, разрешение на осуществление акта эвтаназии только врачам, а также получение предварительного, добровольного согласия пациента, помогла бы обеспечить больному человеку достойную смерть и одновременно значительно снизить возможность злоупотреблений.
Объект исследования – эвтаназия.
Предмет исследования – правовые проблемы эвтаназии.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование проблемы эвтаназии в уголовном праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить правовую природу эвтаназии;
2) проанализировать основных проблем эвтаназии в уголовном праве.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе курсовой работы «Правовая природа эвтаназии» рассмотрены понятие и виды эвтаназии, а также проанализировано влияние согласия потерпевшего на наказуемость деяния в уголовном законодательстве.
Во второй главе курсовой работы «Анализ основных проблем эвтаназии в уголовном праве» исследованы основные проблемы эвтаназии в уголовном праве, а также проанализирована уголовная ответственность тза эвтаназию в России.
Глава 1. Правовая природа эвтаназии
1.1. Понятие и виды эвтаназии
Эвтаназия, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни. Однако только к концу ХIХ века эвтаназию выделили в качестве объекта научного исследования оформив тем самым учение об эвтаназии в самостоятельное научное направление.
В развитии идей эвтаназии в истории учений о праве и государстве можно выделить три этапа, каждому из которого характерны свои традиции в вопросе об отношении к такому способу ухода из жизни.
Первый этап включает политико-правовые учения Древнего мира (Платон, Аристотель, Сократ и др.), в которых эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях. В научной мысли доминировало воззрение о том, что жизнь человека принадлежит обществу. А поскольку человек - не самоценность, то он не может свободно распоряжаться собой.
Личной свободы в ее экзистенциальном смысле античность не знала. Обезличивание индивида, отношение к человеку как бесправной части целого обусловливало и отношение к эвтаназии как к акту, не приносящему вреда обществу. Господствовала эра «предписываемого» самоубийства.
Второй этап связан с развитием политико-правовой мысли в средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению к идеям эвтаназии большинства мыслителей (Святой Августин, Фома Аквинский и др.). С укоренением христианства отношение к добровольной смерти начало претерпевать кардинальные изменения – от нетерпимого и осуждаемого церковью до отражения ее противоправности в общегражданских установлениях.
Третий начинается в Новое время и связан с нарастанием плюрализма мнений в отношении эвтаназии, появлением новой аргументации в пользу ее легализации, и продолжается в Новейшее время. В Новое время начинает набирать силу и утверждаться идея о том, что жизнь человека – это личный выбор каждого. Происходит не только освобождение мышления от давления религиозных догм, но и формируется новое представление о самой природе человека. Великие мыслители этого времени, такие как М. Монтень, Д. Юм, Д. Бэкон, Т. Гоббс, А. Шопенгауэр, отстаивали идею о том, что право на добровольную смерть является таким же естественным, как и право на жизнь, на собственность и т.д. Безнадежно больной человек, кончающий жизнь самоубийством, не причиняет никакого вреда обществу, он лишь перестает делать добро, а если это и проступок, то мотивы лица, помогающего его совершить, относятся к числу наиболее извинительных.
В Новейшее время большое влияние на развитие западной философской мысли стали оказывать такие философы, как К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю и др. Положено начало правовому осмыслению проблем эвтаназии, направленному на совершенствование правового регулирования. Основные составляющие идей этого этапа сводятся к тому, что эвтаназия, с одной стороны, не приносит вреда обществу; более того, ее криминализация, порождаемая латентным характером, нарушает конституционное право граждан на распоряжение собственной жизнью. С другой стороны – убийство, какими бы побуждениями оно ни было продиктовано остается убийством, и лицо, его совершившее, должно нести уголовную ответственность за содеянное. Любые действия, направленные на прекращение другой жизни, должны расцениваться как противоправные и уголовно-наказуемые.
Наука и культура в ХХ - начале ХХI в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация, возникшая на развалинах средневековья. В ХХ в. произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры. С одной стороны, это кардинальные изменения в социально-экономической сфере, с другой – не меньшим трансформациям подверглась сфера духовной культуры, основные признаки чего выразились в разрушении классической морали, крахе привычной картины мироздания, частичном размывании общеобязательных некогда устоев философии, искусства, науки. И если еще в ХIХ в. общество было не готово жить без опоры на традицию в культуре, то в ХХ в. постмодерн отказался от связи с прошлым. Что касается человека, то культурно-научное пространство постмодернистской направленности отныне связано с телом и его потребностями. Снятие всякого рода табу приводит к неограниченной свободе человека, вызывая к жизни теории об эвтаназии.
На протяжении ряда столетий эвтаназия остается одной из самых трудноразрешимых категорий, как для правовой доктрины, так и для общественного сознания в целом. Однако если раньше человек вполне мог предвидеть и просчитать определенный баланс добра и зла, то теперь, благодаря научно-техническому прогрессу, сфера последствий человеческих действий настолько видоизменилась, что настал момент необходимости выработки качественно новых императивов. В наши дни ситуация изменилась настолько, что любое государство, претендующее на статус правового, уделяет большое внимание защите законных прав и интересов каждого человека, среди которых первостепенное значение имеет право на жизнь. К сожалению, практика свидетельствует о том, что эти базовые принципы далеко не всегда осуществимы, в то время как требование их соблюдения вытекает из самой природы взаимоотношений личности и государства и является непременным условием политического, правового и социального прогресса. И в этом смысле эффективная борьба против смерти (в различных ее проявлениях) - должна являться одним из приоритетных направлений деятельности общества и государства.
1. Абдулаев М.И. Права человека и закон. СПб., 2004
2. Байтин М. И Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005
3. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть. М., 2006.
4. Бойко А.И. Преступное бездействие. СПб., 2003.
5. Бородин С.В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
6. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России / Отв. ред. А.Е. Козлов. Вып. III. М.. 1996
7. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Гос-во и право. 2000. N 11.
8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. С.И. Никулина. М., 2001.
9. Ивченко О.С. Эвтаназия: Убийство по мотиву сострадания. Монография. М., 2002
10. Ивченко О.С. Уголовная ответственность за эвтаназию в России//Уголовное право в XXI веке: Материалы конференции МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2002
11. Капинус О.С. Убийства: мотивы и цели. Монография. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ. 2004
12. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Монография. М. 2006
13. Капинус О.С. Теоретические основы квалификации преступлений: Сборник методических материалов. М. 2006.
14. Капинус О.С. Легкая смерть или спасение души? Теология и проблемы эвтаназии//Закон. 2005.
15. Капинус О.С. Право на жизнь: теоретические основы//"Черные дыры" в Российском законодательстве. 2006. N 2
16. Капинус О.С. Морально-нравственные проблемы эвтаназии//Россия в современном мире: проблемы, поиски, решения. М., 2005
17. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2
18. Коробеев А.И. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право 2001. N2.
19. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.
20. Пономарев П. Г. Система наказаний по уголовному законодательству и проблема ее реализации / Развитие теории наказаний в уголовном и уголовно-исполнительном праве. М., 2000. С. 13.
21. Сальников В. П., Кузнецов Э. В., Старовойтова О. Э. Правовая танатология. СПб., 2002. С. 70.
22. Ткаченко В.И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. М.. 1977. С. 6 // Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. СПб., 2002.