ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Истоки инновационного менеджмента
1.2. Понятие инновации и инновационного процесса, как важнейших элементов инновационного менеджмента
1.3. Виды инноваций и их классификация
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Предмет инновационного менеджмента
2.2. Принципы инновационного менеджмента
2.3. Методы инновационного менеджмента
ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3.1. Основная цель инновационного менеджмента
3.2. Задачи инновационного менеджмента
3.3. Алгоритм реализации инновационных проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема представляемой курсовой работы: «Понятие, функции и методы инновационного менеджмента».
Инновационные процессы и их воплощение является основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Отечественная школа инновационного менеджмента уже имеет несомненные достижения, в определенной степени исследованию представленной темы способствовали работы таких авторов, как: Бовин А.А., Краковская М.Я., Чередникова Л.Е., Гольдштейн Г.Я., Золотогоров В.Г., Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мидели Л.Э. С.Д. Иленкова, Ковалев Г.Д., Кокурин Д.И., Калюжный И.Л., Ратанин П.И., Стрекалов О.Б., Чайковская Н.В.
Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления создания новых знаний, изделий и технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Инновационный менеджмент, как любое направление менеджмента связан с реализацией функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).
Предмет инновационного менеджмента - система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы на уровне одной организации и в масштабах государственной экономики.
Цель данной курсовой работы является обобщение представленных в разнообразных источниках материала и представление его в виде единого комплекса.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) определить истоки инновационного менеджмента
2) дать понятие инновации и инновационного процесса, как важнейших элементов инновационного менеджмента
3) охарактеризовать виды инноваций и их классификация
4) определить предмет инновационного менеджмента, его принципы и методы
5) проанализировать сущность, цели, задачи инновационного менеджмента.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Истоки инновационного менеджмента
Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:
· как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;
· как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.
Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Портера прямо указывается: "Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций". В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса, как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирм, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителей. В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР .
Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции.
Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций.
Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем:
– инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции;
– наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами;
– происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента;
– глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов. Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.
1. Бовин А.А., Краковская М.Я., Чередникова Л.Е. Концепции и практика управления инновациями: Учебное пособие. – Новосибирск., 2002
2. Гольдштейн Г.Я. Cтратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 179c.
3. Золотогоров В.Г. Инновационное проектирование. Учебное пособие. – Минск, 1998.
4. Инновационный менеджмент: Справочное пособие // Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мидели Л.Э. – М., 2001.
5. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Иленковой. – М., 2002.
6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник. – М., 1999.
7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001
8. Калюжный И.Л. Инновационный менеджмент. – М., 2002.
9. Основы инновационного менеджмента. – М, 2000
10. Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в России. – М., 2004
11. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. – Казань., 1997
12. Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 1995