Курсовая работа|Инновационный менеджмент

Курсовая Эволюция теории инноватики

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2015 | Страниц: 45

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты становления инноватики

1.1 Становление понятия «инноватика»

1.2 Начало исследований нововведений в СССР

1.3 Проблематика инноваций в проекте КП НТП

Глава 2. Анализ современного инновационного процесса

2.1 Современные инновационные теории

2.2 Задачи и сфера деятельности современного инновационного менеджмента

2.3 Инновационный процесс и его основные формы

Глава 3. Инновации в системе устойчивого развития экономики

Заключение

Список литературы

Тема курсовой работы: «Эволюция теории инноватики».

Инноватика – направление научной деятельности, занимающееся развитием теоретических основ, методологии и методов прогнозирования и создания инноваций, а также планирования и организации инновационной деятельности.

Современное производство и общество определяются как «основанные на знаниях» (англ. knowledge based). Движение к экономике знаний обуславливается рядом факторов: во-первых, растет интенсивность использования знаний в процессах разработки, производства и коммерциализации товаров и услуг; во-вторых, динамично расширяются возможности информационных и телекоммуникационных технологий; в качестве третьего фактора выступает процесс глобализации.

По мере движения к экономике знаний, технологические инновации становятся ключевой стратегией конкуренции в ХХI веке. Соответственно, менеджмент технологических инноваций, представляющий собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования ресурсов, является критически важной деятельностью.

В современной России переход на инновационное развитие страны требует создания национальной системы управления инновациями, направленной на повышение восприимчивости экономики и всего общества к инновациям. Одним из важнейших элементов такой системы является отбор, подготовка и поддержка квалифицированных кадров, способных управлять инновационным процессом. Соответственно подготовка кадров для управления инновационной сферой приобретает стратегическое значение.

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ эволюции теории инноватики.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты становления инноватики;

2) проанализировать современный инновационный процесс;

3) исследовать инновации в системе устойчивого развития экономики.

Глава 1. Теоретические аспекты становления инноватики

1.1 Становление понятия «инноватика»

В литературе встречаются различные подходы к определению сущности инновации. Обзор определений разных исследователей показывает, что данный термин может иметь различные значения в зависимости от контекста, а выбор подхода к определению понятия зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с коммерческим использованием имеющихся средств, а не с созданием новых. Книги Шумпетера послужили толчком к работам других ученых в области инноваций.

Американский исследователь Б. Твисс трактует инновацию как постоянную деятельность предприятий, в результате которой изобретение или идея приобретает экономическое содержание: «Инновация – это техническая, производственная и маркетинговая деятельность, направленная на коммерческое использование нового (или улучшенного) продукта или первое коммерческое использование нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования».

В следующем определении инновации, которое мы считаем самым удачным, отражается двойственность инновации как процесса доведения изобретения до коммерческого успеха и результата этого процесса – получение конкурентного преимущества.

Инновация - это процесс коммерциализации изобретения, достижение коммерческого успеха на основе производства полезного продукта, процесса или блага, другими словами, изобретение становится нововведением, если получает успех на рынке.

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям развития науки и техники, которая разработала так называемое руководство Фраскатти (город в Италии, где в 1963 г. была принята первая версия документа). Положения руководства Фраскатти периодически уточняются. Последняя редакция была принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы. Методика сбора данных о технологических инновациях (руководство Осло) базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992г.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Очень близкое определение приводится в концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы.

Анализ приведенных определений показывает, что:

1) инновация может быть рассмотрена как в динамическом (процесс), так и в статическом (конечный результат инновационной деятельности) аспектах.

2) специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

С понятием инновация тесно связаны понятия «новация», «изобретение», «открытие».

Новация (лат. novation – изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше - новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение.

Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и др (новые приборы, механизмы, инструмент). Открытие – получение ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы.

Таким образом, в мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Это определение относится непосредственно к технологическим инновациям, изучение которых и составляет предмет данного учебного пособия. В то же время в последние годы усиливается внимание к более широким классам инноваций, в которые включают не только технологические инноваций, но и управленческие (маркетинговые, организационные, финансовые), и даже социальные.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию.

Определим инновационный процесс (ИП), как процесс создания и распространения нового изделия, технологии или услуги, включающий сложный комплекс производственных, организационных, маркетинговых и финансовых операций от формулирования идеи до освоения промышленного производства, выпуска продукта на рынок и достижения коммерческого эффекта.

Отметим, что инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появление на рынке нового продукта, услуги или доведением допроектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как в процессе распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новую для себя.

Инновационный процесс охватывает цикл от отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД). Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три ее вида:

- научные исследования и разработки;

- научно-техническое образование и подготовка кадров;

- научно-технические услуги.

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом развития общественного производства. В ходе этих исследований было доказано, что инновационный процесс имеет волновой характер.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах.

Длинные волны Кондратьева. Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью 40-60 лет.

Исследовались статистические данные за период с конца восемнадцатого века, т.е. с начала промышленной революции. В сферу статистической обработки данных вошли индексы товарных цен, размер ренты, заработная плата рабочих, оборот внешней торговли, а также другие важные экономические показатели, включая потребление угля, производство чугуна и стали.

По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий. Важный вывод состоял в том, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением пассивной части основного капитала: зданий, сооружений.

Было установлено, что периоды повышательных волн сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

Деловые циклы Шумпетера. Австрийский ученый Й. Шумпетер (1911г.), работавший в Гарвардском университете в США, предположил, что толчком к развитию становятся новые комбинации факторов производства.

Шумпетер выделил 5 новых комбинаций факторов:

1. использование новой техники, новых технологических процессов

2. внедрение продукции с новыми свойствами

3. использование нового сырья

4. изменения организации производства и его материально-технического обеспечения

5. появление новых рынков сбыта.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений (инноваций).

Шумпетер высказал идею, которая до сих пор оказывает влияние на экономическую мысль: капитализм по природе – форма экономического изменения и никогда не может быть стационарным. Главный импульс, запускающий мотор капитализма, исходит от новых потребительских товаров, новых способов производства и распространения, новых рынков, новых способов организации производства, которые создает капиталистическое предприятие… Этот процесс креативного разрушения – фактор, касающийся существа капитализма.

В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939) Шумпетер предложил три разновидности циклов. В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний - несколько коротких.

Длинные волны - это циклы периодом в 55 лет, впервые обнаруженные Н.Д. Кондратьевым. Средние циклы - 10 лет - связаны с заменой активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств. Короткие циклы (около 2 лет) распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции (модификации).

Сейчас экономисты убеждены, что за последние 250 лет волны крупных нововведений возникали более или менее регулярно приблизительно с пятидесятилетним циклом. В первые несколько лет цикла происходит накопление нового технологического потенциала. Потом волна нововведений набирает наибольшую силу. Затем в ходе коммерческой эксплуатации темп событий постепенно замедляется.

Таким образом, с момента Промышленной революции можно выделить исторические волны интенсивных технологических изменений, характеризуемых возможностями быстрого экономического роста и радикальными социальными преобразованиями.

Причиной динамических изменений по Шумпетеру является вторжение новатора-предпринимателя, который нуждается в финансовых средствах на осуществление инноваций. Следовательно, инвестирование выступает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.

Первая волна, в основе которой лежали новые технологии в текстильной промышленности, использовавшие возможности угля и пара, охватывает период с1790 по 1840 г.

Вторая волна (1840-1890гг.) непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства.

Третья волна (1890-1940г.г.) базировалась на электроэнергетике и успехах химии.

Четвертая волна (с 1940г.) связана с бурным развитием электроники, вычислительной техники, доминированием массового производства.

В соответствии с этой теорией в настоящее время мир переживает пятую волну технологических изменений, связанную с бурным развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Исследователи считают, что биотехнология станет важной составляющей пятой волны.

В соответствии с концепцией волновой экономической активности, периоды экономического роста сменяются рецессией и депрессией. За первой волной конца 18-ого века последовал период спада, после торой волны (викторианская эпоха) последовал глубокий спад, третья волна в конце 19-ого века закончилась Великой депрессией, за четвертой волной экономического роста после Второй мировой войны последовал кризис, сопровождаемый высокой безработицей.

Экономисты высказывают различные точки зрения относительно длины волн, сокращения циклов, будут ли пятая и последующие волны чередоваться такими же суровыми падениями как в прошлом. При этом большинство ведущих экономистов столетия от Кейнса до Самуэльсона верят в существование волн экономической активности, порождаемых изменениями в инвестиционном поведении в союзе с технологическими изменениями.

В теории и методологии инноватики глубокие изменения, связанные со сменой деловых циклов, принято называть изменениями технико-экономической парадигмы или сменой технологических укладов. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.

Технологический уклад характеризуется единым технологическим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общий научно-технический потенциал.

Огромные социальные и экономические трансформации, происходящие в рамках новой технико-экономической парадигмы, по Фримену определяются группами взаимосвязанных технологических инноваций, сопровождаемых социальными инновациями в различных сферах (от организационных структур и менеджмента до налогообложения и трудового законодательства), и включают:

- Новые формы организации производства;

- Изменение профиля трудовых навыков и соответствующего распределения дохода;

- Новый продуктовый ассортимент с увеличением доли высокотехнологичной продукции;

- Новые направления в инновациях по мере реализации новых факторов;

- Изменение инвестиционной политики на национальном и международном уровне в соответствии с тем как новые факторы изменяют сравнительные преимущества;

- Новую волну предпринимательства и развития малого бизнеса, связанную с новыми технологиями и рынками;

- Тенденцию крупных фирм к концентрации на новых факторах посредством роста или диверсификации;

- Новые модели потребления продуктов и услуг и новые типы распределения и поведения покупателей.

Так как бизнес-системы меняются постоянно и в некоторых случаях могут измениться радикально в течение одного поколения, менеджерам необходимо понимать какие факторы формируют их структуру и поведение.

Одним из факторов, оказывающих значительное влияние на промышленное развитие, является технология.

1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. - М.: РУДН, 2008.

2. Василевская И. В. Инновационный менеджмент : Учеб.пособие. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2011.

3. Васильева И. Н. Организация делопроизводства и персональный менеджмент : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. / Васильева И. Н., Желнинский Г. С. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2011.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов.- 4-е изд. – М.: Гардарика, 2006.

5. Гольдщтейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. М., 2007.

6. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций - М.: Кнорус, 2011.

7. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011.

8. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки / отв. Ред. В.И. Суслов ; науч. ред. Н.А. Кравченко, Г.А. Унтура. – Новосибирск:ИЭОПП СО РАН, 2007. – 275 с.

9. Иванова Н. Национальные инновационные системы //Вопр. экономики. 2001, №7.

10. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Под ред. В. Макарова и А. Варшавского. – М.: Наука, 2004. – 880 с.

11. Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. – Учебное пособие, под ред. Аньшина. – М.: Дело, 2006.

12. Инновации – фактор экономического роста / П.Г.Никитенко, А.В.Марков, И.И.Сержинский, В.А.Колотухин; Под ред. П.Г.Никитенко. – М., 2006.

13. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий. // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. 2008.

14. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. – 624 с.

15. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. –М.: Экономика, 2004, 518 с.

16. Лапыгин Ю.Н. Управление проектами. – М.: Омега-Л, 2007, 256 с.

17. Литке Х. Д. Управление проектами. – М.: Омега-Л, 2005.

18. Меняев М.Ф. Управление проектами. MS Project. – М.: Омега-Л, 2005.

19. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Инновационные возможности: мифы и реальность. ЭКО, №11, 2002

20. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др.- М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. – М., 2007.

22. Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики// отв.редакторы В.В.Ивантер, Н.И.Комков. –М.: МАКС-Пресс, 2007. – 740 с.

23. Попов Л.В. Управление инновационными проектами. – М.:ИНФРА- М, 2007.

24. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер.с венг./ Общ.ред. и вступ.ст. Б.В.Сазонова.- М.: Прогресс, 2000.

25. Травин В. В. Мотивационный менеджмент. Модуль 1. Развитие управленческого потенциала : учеб.-практ. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова.- М.: Акад. нар.хозяйства при Правительстве РФ. - 4-е изд. - М.: Дело, 2011.

26. Тысленко А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления : учебно-практическое пособие. - Москва: Альфа-Пресс, 2011. - 320 с.

27. Тюрина А.В. Инвестиции в инновации: мировой опыт и российские реалии // Финансы и кредит. – 2008. – № 6.

28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов, изд. 5. – СПб.: Питер, 2006, 448 с.

29. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент : Учеб.пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2011.

30. Черняков М.К.Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение):рабочая программа. - Новосибирск: СибУПК, 2011.

31. Черняков М.К.. Теория менеджмента(история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение): курс лекций. - Новосибирск: СибУПК, 2012.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Инновационный менеджмент
2016 год 23 стр.
Курсовая Инновационный проект в сельском хозяйстве. Бенчмаркинг
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2012 год 38 стр.
Курсовая Инновационные стратегии организации
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2015 год 40 стр.
Курсовая Механизм управления инновациями
diplomstud
Курсовая работа Инновационный менеджмент
2013 год 15 стр.
Курсовая Инновационные производственные технологии НГТУ
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское