Тема представляемой дипломной работы: «Поэтика романа В.Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта»».
Творчество В. Набокова привлекает внимание исследователей уже второе столетие. Войдя в литературу на исходе Серебряного века, он прочно занял в ней своё место и стал бесспорным классиком русского литературного зарубежья.
Произведения писателя всегда находили отклик в литературно-критических работах его современников, всесторонне они исследуются и в научно-исследовательских трудах современных филологов (В. Александрова , Л. Рягузовой , Н. Анастасьева , А.Есина и др.).
В литературной критике можно выделить два направления в исследовании творчества В. Набокова: 1) метафизический, акцентирующий в нем философско-эстетические аспекты; 2) конструктивный, сосредоточивающий внимание на проблемах поэтики, специфики проявления «жизни приёмов» в произведениях писателя. Кроме того, в критических работах неоднократно предпринимались попытки проследить взаимосвязи набоковского творчества с литературными течениями Серебряного века: с символизмом , с акмеизмом , с футуризмом .
В работах многих исследователей выявляются и описываются тематические доминанты, ведущие мотивы и образы, приёмы, встречающиеся в текстах В. Набокова (А. Жолковский , А. Люксембург и др.).
Пристальный интерес у набоковедов вызывает вопрос о так называемом «феномене» набоковского творчества. Суть проблемы - в поиске «ключа», «основы набоковского творчества». Одни исследователи ищут этот «ключ» в трагическом разрыве писателя с его родиной, навсегда утраченной им после революции 1917 года (В.Ерофеев , О.Гурболикова ), и вполне закономерно, что для них в творчестве В.Набокова оказывается доминирующей тема памяти. По мнению других, разгадка «тайны Сирина» кроется в «игре самочинных приемов» (А. Люксембург , Г. Рахимкулова и др.), соответственно для них «феномен Набокова» - это, прежде всего, «феномен языка», художественной формы. Некоторые исследователи считают, что ведущей темой в произведениях Набокова является тема «потусторонности» (В.Александров , П. Кузнецов ).
Обзор научных публикаций, диссертационных исследований, посвященных набоковскому творчеству, позволяет отметить, что на сегодняшний день остаются актуальными следующие вопросы: Набоков в контексте Серебряного века (В.Александров ); Набоков в контексте мировой литературы (Т. Кучина и др .); литературно-философские позиции Набокова, в частности, такие корреляции, как Набоков - Платон, Набоков - Лейбниц, Спиноза, Набоков -Сартр, Камю (А. Жолковский ); поэтика произведений Набокова.
Объектом данного исследования выступает проза писателя – роман «Истинная жизнь Себастьяна Найта».
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о поэтике англоязычной прозы Набокова не получил должного осмысления в исследовательских работах. Поэтика творчества В.В. Набокова освещена в работах Зумана В.Г. , Млечко А.В. , Полищук В.Б. , Шраера М.Д.
Подробность в описании мира - одна из наиболее характерных и узнаваемых черт прозы В.В.Набокова. Ее неизменно отмечали все критики и исследователи, когда-либо писавшие о Набокове, зачастую утверждая, что для писателя этот культ деталей и вещей был принципиально важен
Указывая не недостаточную степень исследованности теоретической проблемы поэтики романа В.В. Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта», А.П.Чудаков отмечал принципиальную важность вещных реалий для понимания общих принципов творчества и считал, что в понятие «детали» и «детальности» произведения следует включать именно вещные реалии.
Материалом изучения в работе является роман В.В. Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта».
Стоит так же отметить, что чаще всего анализируется русскоязычное творчество В.В. Набокова, так как при анализе переводного текста существуют некоторые ограничения. Так, мы не можем говорить о некоторых диспозициях, связанных с художественным временем романа В.В.Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта» , поскольку временные системы русского и английского языка различны, но, учитывая этот факт, мы берем для анализа такие аспекты, которые позволяют говорить о поэтике романа на основании переводимого текста. Этим объясняется и структура представляемой работы. В главе 1 анализируются последние романа В.В.Набокова в контексте его творчества и проблема биографизма, в главе 2 – мотив воспоминаний и структурно-художественная роль мотива потустороннего в романе В.В.Набокова, в главе 3 – рассмотрена поэтика вещи в романе.
Целью исследования является выявление своеобразия поэтики романа Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта».
Поставленная цель определила следующие задачи:
• проанализировать значение биографического метода в романе В.В. Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта»,
• раскрыть своеобразие мотива потустороннего,
• исследовать смысловую и структурно-художественную роль мотива воспоминаний в романе,
• проанализировать поэтику вещи в романе В.В. Набокова «Истинная жизнь Себастьяна Найта».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика и эстетика. – М., 1999
2. Анастасьев Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король – М, 2002
3. Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. – М., 1992.
4. Берберова Н. Набоков В.В. – Спб.,1999. - С.284.
5. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. – М., 1998.
6. Барт В.А. Избранные работы: семиотика, поэтика. – М., 1989.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. – 1979 С. 371
8. Вартаньянц А.Д. Поэтика – 1994
9. Ванюков А.И. Русская литературная классика XX века. - М., 2000.
10. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1980.
11. В.В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей. – М., 1997
12. Гурболикова О.А. Тайна Владимира Набокова. – М., 1995
13. Грамматика современного русского литературного языка. – 1999.
14. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя. – М., 1984. – с. 125.
15. Гурболикова О.А. Тайна Владимира Набокова. – М., 1995.
16. Грин В.Б. Мистер Набоков // В.В. Набоков pro et contra. – СПб., 1999.
17. Гитович Р.Т. Пьеса прозаика: феномен текста. – М., 2000.
18. Долинин А. Комментарии // Набоков В. Романы: Истинная жизнь Себастьяна Найта; Пнин; Просвечивающие предметы. М., 1991.
19. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003.
20. Ерофеев В.В. В поисках потерянного рая. // В лабиринте проклятых вопросов. – М., 1996.
21. Жолковский А.К. Работы по поэтики выразительности. Инварианты. Приемы. – М., 1996.
22. Жизнь приема у Набокова. Под ред. М Маликова, А.Долииин. – М., 1997
23. Зусман В.Г. художественный мир Владимира Набокова //Русская литература. 2000. № 1.
24. Зверев А.М. Набоков. – М., 2001
25. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
26. Йейтс Фр. Искусство памяти. – М., 1997.
27. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста. – М., 1999.
28. Кантор М. Бремя памяти (о Сирине) // В.В. Набоков. – СПб., 1999.
29. Кьеркегор С. Заключительной ненаучное послесловие к «Философским крохам». – М., 1997.
30. Комментарии к роману «Истинная жизнь Себастьяна Найта» - М., 2000.
31. Культура русской диаспоры: Владимир Набоков – М., 2001.
32. Люксембург А. Комментарии // Набоков В. Собр. соч. американского периода. Т. 1
33. Кузнецов П.Н. Мотив потустороннего в творчестве В.В. Набокова. – М., 1995.
34. Кучина Т.Д. Набоков к контексте мировой литературы. – М., 2000.
35. Литературный текст: проблемы и методы исследования
36. Лотман Ю. М. внутри мыслящих миров. – М., 1996.
37. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – Спб., 1996.
38. Липовецкий М. В.В. Набоков. – М., 1999.
39. «Магический кристалл» (Оптика Набокова).//А,С.Пушкин и В.В.Набоков. Сборник докладов международной конференции (15-18 апреля 1999 г.). СПб. Дорн. 1994.
40. Млечко А.В. Игра, метатекст, триксер: пародия в русских романах В. Набокова. – М., 1999.
41. Мещанский А.Ю. Художественная концепция творческой личности в произведениях В.Набокова. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Архангельск., 2002.
42. Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 1997. Т. 2.
43. Набоков В.В. Истинная жизнь Себастьяна Найта. – М., 1998.
44. Набоков В.В.: pro et contra. – Спб., 1997.
45. Набоковский сборник // Мастерство писателя. – 2001.
46. Носик Б.М. Мир и дар Набокова. – М., 2000.
47. Пруст М. Обретенное время. М., 1999.
48. Поэтика художественного произведения. – М., 2002
49. Поэтика русской литературы. – М., 2001
50. Полищук Вера Борисовна. Поэтика вещи в прозе В.В. Набокова. – М., 2000.
51. Рягузова л.Н. Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В.В.Набокова
52. Рягузова Л.Н. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В..Набокова. – М., 2001
53. Рахимкулова Г. В.В. Набоков. – М., 1999.
54. Степанова Н.С. Мотив воспоминаний в романах Набокова. – М., 2001
55. Станкевич Н.В. Об отношении философии к искусству. // Станкевич Н.Е. Поэзия, проза, статьи, письма. Воронеж 1998 С. 104
56. Скафтымов А.В. Нравственные искания русских писателей. – М., 2001.
57. Хасин Г. Театр личной тайны. – М., 2001
58. Хализев Е.В. Теория литературы. Учеб. – М. 1999 С. 54
59. Целкова Л.Д. В.В.Набоков и национальная культура. – М., 1998.
60. Чеплыгина И.Н. Повтор, как структурное средство актуализации в языковой картине мира Набокова. – М., 2002
61. Шаховская З.А. В поисках Набокова: отражения. – М., 1991.
62. Шраер М.Д. Набоков: темы и вариации. – М., 2000