Введение
1.1 Состояние российского рынка чая
1.2 Потребительские свойства чая зеленого
1.3 Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность чая зеленого
2.Оценка ассортимента и потребительских свойств чая зеленого, реализуемого в ООО «Продмир»
2.1 Объекты и методы исследований
2.2.1 Анализ ассортимента чая зеленого байхового, реализуемого в ООО «Продмир»
2.2.2 Анализ упаковки и маркировки образцов чая зеленого
2.3 Анализ органолептических и физико-химических показателей качества образцов чая зеленого
3. Организация торгово-технологического процесса в ООО «Продмир»
Выводы и предложения
Список использованных источников
Чай– самый распространённый напиток на земном шаре. По общим подсчетам он является основным для двух миллиардов человек на земле.
Чай- один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими
традициями многих народов. Но чай – не просто напиток в ряду других напитков. Для некоторых народов и народностей, в том числе и в нашей стране, он является продуктом первой необходимости. В нашей стране люди в общей сложности составляют 25 млн. человек.
Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первыми стали употреблять настой листьев пастухи на юге. Родиной чайного куста считают Индию, где в местности Ассами были найдены дикие кусты семейства Theaceae.
Однако легенды, связанные с историей чая, уносят нас в Китай, где уже в 2700 г до н.э. в одной китайской рукописи упоминается о чае. По одной из легенд в 1737 г до н.э. китайский император кипятил воду в своем саду, вдруг с куста прямо в закипающую воду слетело несколько листьев. Он попробовал воду и пришел в восторг от приятного вкуса. В VI - VII веках чай пили уже в большинстве китайских провинций. В Европу первые сведения о чае проникли в 1584 г. Его распространению способствовали послы, которые привозили его из Китая.
В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана- среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. Старков отказывался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай.
Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.
Чай был для России довольно дорогим удовольствием - он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Долгое время он оставался «городским напитком».
В конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Чай изучали и по сей день продолжают изучать как растение, требующее специфических условий произрастания; как пищевое сырьё, требующее сложной, разнообразной и тщательной обработки; как готовый продукт питания, требующий особых условий хранения и транспортировки.
Выращиванием, изготовлением чая и торговлей им заняты сотни тысяч людей на земле. История зеленого чая насчитывает около пяти тысяч лет. Он ровесник египетских пирамид. И вместе с тем это очень современный напиток, набирающий все большую популярность во всем мире - и в России.
Поэтому я выбрала тему дипломной работы ассортимент и потребительские свойства зеленого чая.
Целью моей дипломной работы является изучение потребительских свойств зеленого чая и анализ ассортимента реализуемого в ООО «Продмир».
Задача дипломной работы :
-рассмотреть теоретические основы факторов влияющие на качество
чая зеленого;
-провести оценку ассортимента и потребительских свойств чая
зеленого
-проанализировать организацию торгово- технологических процесса в
ООО «Продмир»
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.
В настоящем исследовании использовалась учебная и методическая литература, нормативно-техническая документация, источники СМИ и Интернет-ресурсы.
1.1 Состояние российского рынка чая
На протяжении 2014-2015 гг. производство чая в России сокращалось на 3%. Несмотря на стабилизацию объемов на протяжении второго полугодия 2015 года, в 2016 году тенденция продолжилась, при этом гораздо более стремительными темпами- объем производства в январе-мае 2016 года сократился на 17%.
Сокращение объемов производства чая вызвано изменениями в спросе со стороны населения из-за продолжающегося процесса сокращения реальных доходов населения: по итогам первого полугодия 2016 года, они сократились на 5%.
Это вынудило домохозяйства пересмотреть свои расходы, отказываясь от части покупок- переход на более дешевый продукт, снижение частоты покупки.
Несмотря на рост цен на чай, потребители не могут совсем отказаться от его покупки, в сложившейся ситуации они стараются искать наиболее выгодные предложения.
В том числе, сокращается число посещений мест общественного питания ресторанов и кафе, где стоимость заваренного чайника чая может достигать 500- 800 руб.
Часть населения переключается на напитки- заменители, кофе, однако процент не велик из-за сформировавшихся предпочтений.
Россия является крупным импортером чая как сырьевого продукта, поскольку выращивание чая в России осуществляется лишь в отдельных районах Краснодарского края и Республики Адыгея.
В 90-х годах Россия практически весь готовый чай импортировала, однако в последние годы развивалась фасовка чая. Это позволило в некоторой степени сдерживать рост цен - если ситуация оставалась прежней, то рост цен на готовый чай был бы крайне ощутим для потребителей.
1. ГОСТ 32574-2013 «Чай зеленый. Технические условия».
2. ГОСТ ISO 3103-2013 «Чай. Приготовление настоя для
органолептического анализа».
3. ГОСТ Р ИСО 9768–2011 «Метод определения водорастворимых
экстрактивных веществ».
4. ГОСТ ИСО 7513-2012 «Чай растворимый. Метод определения
массовой доли влаги (потеря массы при 103 C)
5. ГОСТ ISO 1575-2013 «Чай. Метод определения общего
содержания золы».
6. Стандарт ИСО 1573
7. Агбаш, В.Л. и др. Товароведение продовольственных товаров:
учеб. для вузов / В.Л. Агбаш. – М.: Экономика, 2015. – 495 с.
8. Герасимова В.А., Белокурова Е.С., Вытовтов А.А. Товароведение
9. и экспертиза вкусовых товаров. – СПб: Питер Принт, 2013. –562с.
10. Гончарова, В.Н. Товароведение пищевых продуктов: учеб. Для
вузов / В.Н. Гончарова. - М.: Мысль, 2014. – 398 с.
11. Криштафович, В. И. Методы и технические средства контроля
качества продовольственных товаров. Учеб. пособие / И. Криштафович, С. В. Колобов. — М.: ИТК «Дашков и К», 2014. – 315 с.
12. Круглякова Г. В., Кругляков Г. Н. Коммерческое товароведение
продовольственных товаров. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 496с.
13. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация:
учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Дашков, 2015. – 472 с.
14. Микулович, Л.С. Товароведение продовольственных товаров:
учеб. пособие / Л.С. Микулович, А.В. Локтев – Мн.: БГЭУ, 2014. – 614с.
15. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С.
Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 633 с.
16. Похлёбкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление.
М.: Центрполиграф, 2014. — 251 с.
17. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособие для
торг. вузов / Л. А. Боровикова, В. А. Герасимова и др. – М.: Экономика, 2012. – 352 с.
18. Хочолава, И. А. Технология чая: учеб. пособие для вузов / И.А.
Хочолава. - М., 2015– 195 с. 12. http://www.tea-terra.ru чайный портал «Все о чае» 13. http://o-chae.com/ - портал «Все о чае»
19. http://roif-expert.ru - Маркетинговые исследования рынков