Введение
1 Теоретические основы тайм-менеджмента в организации
1.1 Стратегии и инструменты управления временем в организации
1.2 Тайм-менеджмент как инструмент управление в управленческой деятельности
2 Социологическое исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета
Актуальность В экономике XXI века в связи с возрастанием темпов изменений и степени неопределенности экономической среды увеличивается потребность в повышении адаптивности организации, скорости ее реакции на изменения. Эта адаптивность становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности организации как экономической системы. Одним из инструментов повышения адаптивности является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления организацией.
Термин «тайм-менеджмент» отражает наиболее распространенное определение сферы управленческой деятельности, оформившейся в самостоятельное направление менеджмента организации к 70-м г.г. XX века. Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объема задач. Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», в отличие от общего менеджмента (корпоративной организации труда).
В последние годы все большее количество организаций осознают потребность в централизованном корпоративном внедрении технологий тайм-менеджмента.
Растущие темпы изменений среды требуют передачи сотрудникам организации больших полномочий, принятия ими самостоятельных решений и самостоятельной организации и планирования своей работы. Особенно это актуально для мультипроектной деятельности, а также при большом количестве внешних запросов (от клиентов, поставщиков, субподрядчиков и т.п.), обращенных непосредственно к сотруднику и требующих от него самостоятельной расстановки приоритетов (без обращения к непосредственному руководителю) в условиях ограниченных ресурсов времени.
Возрастает удельный вес нематериальных активов в стоимости организации; «ключевые компетенты» и эффективность их работы становятся основным фактором успешности все большего числа компаний. При этом крайне затруднен внешний контроль за деятельностью сотрудника, имеющей творческий характер, но повышается актуальность самостоятельной организации таким сотрудником своей работы.
Управление временем - это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.
Степень научной разработанности Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Среди отечественных работ в этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение исследования и подходы Г.Х. Попова, среди западных - технологии Ст. Кови (США), Л. Зайверта (Германия) [1], К. Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей тайм-менеджмент к 70-м г.г. XX в. оформился как самостоятельная дисциплина, предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и самоорганизации.
Классики научного менеджмента (напр. Ф.У. Тейлор) впервые поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд. Директор Центрального Института Труда А.К. Гастев механистическому подходу в таком внедрении «сверху» противопоставил идею «организационно-трудовой бациллы», побуждающей сотрудника организации самостоятельно совершенствовать рабочие процессы. Председатель Лиги «Время» П.М. Керженцев с общей организации труда перенес акцент на время, стал рассматривать его как один из важнейших ресурсов организации и сотрудника. Основатель Теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер впервые указал на выработку с помощью хронометража «чувства времени», перерастающего в «чувство эффективности», изменяющее культуру человека и организации. Наконец, П. Друкер, обратив внимание на сложность управления творческим и управленческим трудом «сверху», без задействования самостоятельной инициативы сотрудника, обозначил задачу повышения эффективности управленческого и творческого труда как ключевую для менеджмента в XXI веке.
Если говорить об идее управления временем, то, возможно, она существует ровно столько, сколько существует человечество. В американском бизнес-консультировании первым серьезным руководством по теории и практике ТМ считается книга Джеймса МакКея «Управление временем» (McKay J. Т. The Management of Time. N. J., 1959). В данной книге впервые описывалась целостная система ТМ, основанная на идее «параллельности» управления временем, основным функциям менеджера по управлению организацией (планирование, контроль, координация и др.) и предлагался ряд рекомендаций по самоменеджменту.
С 1960-х годов идеи ТМ активно продвигает американский «гуру» современного бизнес-консалтинга Питер Друкер. В вышедшей в 1967 году книге «Эффективный управляющий» (Drucker P. F. The Effective Executive. N. Y., 1967) Друкер отмечает, что главное качество управляющего (менеджера) — эффективность, а первый способ (из пяти возможных) повышения эффективности — управление временем.
Еще одним известным бизнес-консультантом, прославившимся разработкой и внедрением системы ТМ в таких крупнейших организациях, как IBM, Bank of America и др., стал Алан Лакейн. Его книга (Lakein A. How To Get Control of Your Time and Your Life. N. Y, 1973) известна и российскому читателю (Лакейн А. Искусство успевать. М., 1996). В идеологическом плане (повышение личной эффективности менеджера) изложенные в книге взгляды аналогичны взглядам Друкера, а навыки управления временем традиционно «отсортированы» по управленческим функциям (планирование, принятие решений, контроль и др.).
Из европейских специалистов по ТМ, несомненно, следует упомянуть директора немецкого Института рационального использования времени Лотара Й. Зайверта и его знаменитую (в том числе и в России) книгу «Ваше время — в ваших руках» (М., 1990). Зайверт использует традиционную схему «ТМ по функциям», посвящая отдельные главы постановке целей, принятию решений, информации и коммуникациям и т. д.
Объект: тайм-менеджмент
Предмет: особенности тайм-менеджмента как инструмента управления персоналом
Цель исследования: рассмотреть основные особенности тайм-менеджмента как инструмента и обосновать значимость внедрения технологий ТМ в практику современной организации.
Задачи:
рассмотреть сущность и понятие тайм-менеджмента
выделить особенности тайм - менеджмента как инструмента в управлении персоналом;
рассмотреть стратегии и инструменты управления временем;
определить степень значимости тайм-менеджмента на предприятии;
Гипотеза: предположение о том что, если овладеть приёмами тайм-менеджмента и использовать их, то можно рационально спланировать свое рабочее время, чтобы успевать делать всё, что поможет достичь поставленной цели.
Теоретическую основу составили работы Берд П. «Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени», Архангельский Г. А. «Корпоративный тайм-менеджмент»,Глухов Б. Н. «Практическое руководство по планированию работ», Адэйр Д. «Эффективный тайм-менеджмент»
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования «тайм-менеджмент как инструмент управления персоналом », проведенного в 2015 году.
Методологическую базу составили принципы объективности и системности.
В исследовании использовались такие методы как анализ теоретических данных, системный и структурно–функциональный подходы анализа теоретической и эмпирической базы.
Новизна работы заключается в том, что разработана программа по теме «Тайм-менеджмент как инструмент управления персоналом» и проведен тренинг и анкетирование среди работников ОАО «Мегафон».
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно в дальнейшем использовать для изучения тайм-менеджмента, как инструмента управления персоналом.
Работа состоит из введения, двух главы и списка использованных источников, двух приложений.
1 Теоретические основы тайм - менеджмента в организации
1.1 Стратегии и инструменты управления временем в организации
Само время является ключевым, то есть стратегическим, ресурсом организации или человека, необходимым для достижения успеха в чем-то конкретно или для устойчивого процветания в целом. Время как стратегический ресурс находится в одном ряду с такими ресурсами, как деньги, информация, технологии, люди (персонал) и др.
Закон времени как стратегического ресурса можно коротко представить в виде следующей формулы:
Время работы = Цель * (Способ работы + Энергия) - Помехи
Расшифруем эту формулу, записав ее «в столбик»:
1) время работы (любого явления или процесса в жизнедеятельности отдельного человека или организации) зависит от:
2) цели работы (которая должна быть «качественной целью»), а также от
3) способа работы (в данном случае под «способом работы» в самом широком смысле понимается структура и состав конкретной деятельности, включая ее внутренние и внешние компоненты; важно также выделить особую подструктуру — включенные в способ работы ТМ-технологии) и
4) энергии, затраченной на деятельность (под «энергией» понимаются любые затраты усилий и средств как объективного, так и субъективного характера, позволяющие эффективно реализовать используемый способ работы) при отсутствии
1 Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках (советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): учебное пособие / Л. Зайверт. Пер. с нем. В. М. Шепель. – М.: Экономика, 2006. – 232 с.
2 Болотова А.К.Психология организации времени. М. 2006
3 Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А.Социальные коммуникации. М. 2008
4 Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. М. 2005
5 Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. М. 1987
6 Олкок Д. Управление временем и рабочей нагрузкой: учебник / Д. Олкок. Пер. с англ. – М.: Финпресс, 2005. – 96 с.
7 Архангельский Г. А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007 – 2010: учебное пособие / Г. А. Архангельский. – 5-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 232 с.
8 Архангельский Г. А. организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы: учебное пособие / Г. А. Архангельский. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
9 Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени: учебник / П. Берд. Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 288 с.
10 Биннер Хартмут Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному: учебное пособие / Хартмут Биннер. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 282 с.
11 Горбачев А. В. Тайм-менеджмент в два счета: учебное пособие / А. В. Горбачёв. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
12 Горбачев А. В. Тайм-менеджмент. Время руководителя 24+2 (на спирали): учебное пособие / А. В. Горбачёв. – СПб.: ДМК Пресс, 2007. – 168 с.
13 Зайверт Л. Если спешишь – не торопись. Новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени: учебное пособие / Л. Зайверт. – СПб.: АСТ Артель, 2007. – 256 с.
14 Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем: учебник / С. И. Калинин. – СПб.: Речь, 2006. – 371с.
15 Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / А. Я. Кибанов, 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 637 с.
16 Клеменс Д. К. Власть над временем: учебное пособие / Д. К. Клеменс, С. Далримпл. – Ростов н/Д.: Добрая книга, 2007. – 256 с.
17 Макарова И. К. Управление персоналом: Наглядные учебно-методические материалы: учебное пособие / И. К. Макарова. – М.: ИМПЭим. Грибоедова, 2006. – 98 с.
18 Мескон М. Х. Основы менеджмента: учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф\. Хедоури. Пер.с англ. - М.: Дело, 2006. – 305 с.
19 Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика: учебник /С. К. Мордовин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
20 Одегов Ю. Д. Оценка эффективности работы с персоналом: учебное пособие / Ю. Д. Одегов, К. Х. Абдурахманов, Л. Р. Котова. – М.: Альфа- Пересс, 2011. – 752 с.
21 Нестик Т. Командообразующий тайм-менеджмент// Кадровая служба и управление персоналом предприятий.№4, 2007. Freiss P. Psychology der Zeit. Munchen: Basel. 1985.
22 О’Коннелл Ф. Успевай всё вовремя. Самоучитель по тайм-менеджменту: учебник / Ф. О’Коннелл. Пер. с англ. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 176 с.
23 Потапов С. В. Как управлять временем (Тайм-менеджмент): учебное пособие / С. В. Потапов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 386 с.
24 Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент: учебное пособие / С. Прентис. Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 288 с.
25 Розин В. М. Философия управления: учебник / В. М. Розин, Л. Г. Голубкова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 608 с.