Введение
I. Основные понятия закона о потребительской кооперации
II. Образование потребительского общества
1. Порядок образования
2. Государственная регистрация
3. Устав
III. Членство в потребительском обществе
1. Прием в потребительское общество
2. Права и обязанности пайщиков
3. Прекращение членства
IV. Органы управления потребительского общества
1. Структура органов управления
2. Полномочия общего собрания пайщиков
3. Собрание пайщиков кооперативного участка. Общее собрание уполномоченных потребительского общества
4. Порядок принятия решений
5. Совет и правление
6. Ревизионная комиссия
V. Имущество потребительского общества
1. Имущество, источники формирования
2. Вступительный и паевой взносы
3. Паевой и иные фонды
4. Доходы и их распределение
5. Имущественная ответственность
VI. Деятельность потребительского общества
1. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность
2. Документация
VII. Реорганизация и ликвидация потребительского общества
VIII. Союз потребительских обществ
1. Принципы создания и деятельности
2. Порядок создания
3. Имущество
4. Органы управления и контроля
IX. Значение закона о потребительской кооперации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1
Приложение №2
Тема данной курсовой работы: «Закон о потребительской кооперации, его роль в усилении демократических основ системы».
Перестройка всей системы политических и экономических отношений, развернувшаяся в России на рубеже тысячелетий, способствовала адаптации старых традиционных и поиска новых форм и методов хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики, в том числе и в потребительской кооперации.
Российская потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социально необходимого соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов.
Потребительская кооперация переживает сегодня трудный период своего возрождения, напряженно восстанавливая присущие ей качества и ценности, трудовые и собственнические отношения.
Одновременно встает ряд актуальных специфических проблем, и в частности, проблема роли закона о потребительской кооперации в России.
Степень изученности проблемы. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. проблематика потребительской кооперации стала все в большей мере находиться в поле внимания российских и зарубежных исследователей. Вопросами ее реформирования занимались и занимаются специализированные подразделения научно-исследовательских институтов, академий, университетов страны. Научные аспекты анализа отрасли исследованы в трудах значительного числа российских ученых:, И.Т. Альтшулн, И.Д. Барчука, М.И Баканова, Г Я. Бланка, И М. Буздалова, П.Г Бунича, А.Е. Булатова, А.Р Бернвальд, С С Васильева, П.И. Вахрина, А.М Во-ронина, ПС. Голошапова, А.А. Глушецкого, С.П. Глинкина, А С. Панкратова, П Д.ПоловинкиHd, А В Савченко, П В. Савченко, Л.А. Сипко, Н.К Фшу-ровской, А М Фридмана, Г И Шмелева и других ученых
Современные исследования потребительской кооперации имеют глубокие исторические традиции. Они опираются на многочисленные труды российских ученых конца XIX - начала XX вв., длительное время остававшихся малоизвестными среди современных экономистов. Идеи российских теоретиков и практиков кооперации в условиях современных рыночных реформ приобретают новое звучание. В данном контексте в основу проведенной курсовой работы легли труды Н.П. Баллина, Н.В Верещагина, Н.И Зибера, Н.Д. Кондратьева, М.И Туган-Барановского, Л.В.Чаянова, А.Н. Челинцева и др.
В последнее время деятельность потребительской кооперации в рыночных условиях является предметом исследования многих российских ученых-экономистов. В их трудах анализируются различные аспекты внедрения а ее системе рыночных методов управления. Предлагаются конкретные подходы к эффективному решению задач структурной перестройки собственности потребительской кооперации (работы И.Д Барчука, Ф.Г. Панкратова, А К. Семенова, A.M. Фридмана и др).
Большинство ученых свои исследования посвящают отдельным сторонам деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации, а также отдельным ее отраслям. Много внимания уделяется исследованию реформирования экономики потребительской кооперации при переходе к рыночным отношениям.
Целью исследования является анализ закона «О потребительской кооперации», а также определение его значение и влияния на усиление демократических основ Российского государства.
Предмет в объект исследования. Предметом исследования стал Закон РФ «О потребительской кооперации».
Объект исследования заключается, в сущности, и в основополагающих качествах и значении отношений, которые регулируются Законом РФ «О потребительской кооперации».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать основные понятия закона о потребительской кооперации
2) рассмотреть образование потребительского общества
3) определить регулирование членства в потребительском обществе по Закону РФ «О потребительской кооперации»
4) охарактеризовать органы управления потребительского общества
5) дать понятие имуществу потребительского общества и его правовому положению
6) проанализировать деятельность потребительского общества
7) раскрыть порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества
8) определить значение закона о потребительской кооперации
I. Основные понятия Закона о потребительской кооперации
В современных развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к динамичному изменению правовых форм как предпринимательских хозяйств, так и кооперативов: кооперативы преобразуются в акционерные общества или частные предприятия и наоборот.
Это объясняется динамикой изменения приоритетов целей владельцев этих предприятий и стабильностью целей государства и населения:
• члены успешно действующих кооперативов хотят иметь возможность получать не ограниченную уставными документами кооперативов прибыль и преобразуют их в другие правовые формы хозяйств, не имеющие этих ограничений;
• государство старается снизить безработицу и социальную напряженность общества и повысить жизненный уровень населения путем финансовой и иной поддержки кооперативов, в том числе и образующихся из обанкротившихся предприятий другой правовой формы .
В большинстве стран кооперативы придерживаются федеративного типа организации, при которой полностью независимые первичные кооперативы с индивидуальным членством сотрудничают на различных уровнях, создавая кооперативные объединения.
В настоящее время повышается роль кооперативных объединений национального уровня, цель которых - защита интересов входящих в них кооперативов, что объясняется следующим:
• возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других правовых форм;
• современные технологии дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами;
• изменяются условиям хозяйствования, вынуждающие кооперативы осуществлять координацию и планирование хозяйственной деятельности, обмен информацией, повышать уровень квалификации рабочей силы.
• появляется возможность осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой сфере путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования .
В этой связи особое значение приобретает именно нормативно-правовая база регулирования указанных отношений.
В России эту роль выполняет Федеральный Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (далее Закон) с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.
Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
1. Конституция РФ (Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (СЗ ФЗ. 1994. № 32. Ст. 3301)
3. Федеральный Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (далее Закон) с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» // СЗ РФ, 2001, N 33, ч. 1, ст. 3431
5. Буздадов И Шмелев Г Проблемы развития потребительской кооперации в переходных условиях. // Вопросы экономики – 2000. - №1 - С 76
6. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие для образоват. учреждений потреб. кооп./ Центросоюз Рос. Федерации. Центр. учеб.-метод. кабинет. - М.: Центросоюз России, 1998. - 224 с.
7. Вахитов К.И. К вопросу о философии кооперации// Сб. науч. тр. преподавателей и аспирантов/ МУПК, Чебоксар. фил. - Чебоксары, 1995. - Вып. 5. - С. 135-137.
8. Вахитов К.И. Участие как одно из средств решения проблемы сочетания эффективности с демократией в кооперативах// XXIII итоговая науч. конф. проф.-преподават. состава и аспирантов за 1995 год: Тез. докл./ МУПК, Чебоксар. фил. - Чебоксары, 1996. - С. 93-95.
9. Мариничев Ю М Потребительская кооперация. Невостребованные резервы реформ. – М, 2002. – 152 с.