Введение
Специфика внеурочной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Современное образование и необходимость использования в нём внеурочной работе
1.2 Программы внеурочной работы по русскому языку в начальной школе
1.3 Принципы внеурочной работы с учащимися по русскому языку в начальной школе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность и значение темы исследования. У учащихся младших классов часто возникают много вопросов, которые требуют быстрых и правильных ответов. Поэтому изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов дает возможность понять насколько велико их желание узнавать что-то новое о родном языке.
Понятно, что эти «лингвистические» вопросы стоят в общем ряду с вопросами «нелингвистическими» и свидетельствуют об общей любознательности школьника, но они могут оказаться и той необходимой предпосылкой, которая позволит привить интерес и любовь школьника непосредственно к русскому языку.
В строгих рамках урока и насыщенной программы далеко не всегда удается ответить на все вопросы детей, показав им широту и богатство русского языка, а так же раскрыть перед своими учениками многие тайны, которые хранит родной язык. Поэтому для восполнения недостающего времени необходимо использовать возможности внеурочной работы, которая способствует развитию самостоятельного мышления младших школьников, равно, как и их познавательного интереса с активизацией их творческих возможностей.
Целью исследования является исследование формирование коммуникативных компетенций учащихся во время внеурочной работы по русскому языку в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
- исследовать структуру программы внеурочной работы по русскому языку в контексте расширения первоначальных знании учащихся по лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- определить способы развития речи, мышления, воображения школьников, а также их умения выбрать средство языка в соответствии с его особенностями и особенностью условий общения;
- анализ воспитания на внеурочном занятии позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, включающее чувства сопричастности и сохранению его чистоты и уникальности; а так же пробуждения познавательного интереса к языку и стремления совершенствовать свою речь.
Степень научной исследованности темы. Данные вопросы использования внеурочного времени в процессе обучения русскому языку широко развивается в исследованиях последних десятилетий. Труды авторов, которые были использованы в подготовке настоящего исследования, приведены в списке использованной литературы.
Объект исследования: особенности внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками.
Предмет исследования: методические условия внеурочной работы по русскому языку в начальной школе.
В работе были использованы научные методы: анализ; синтез, программирование, подбор методик диагностики и проектирование.
Специфика внеурочной работы по русскому языку в начальной школе
1.1 Современное образование и необходимость использования в нём внеурочной работе
Говоря о внеклассной, внеурочной воспитательной работе с младшими школьниками, мы понимаем, что это важная составная часть учебно-воспитательного процесса в школах, в которой педагог организует для учащихся различные виды деятельности школьников во внеучебное время. Эти занятия должны так же обеспечивать набор необходимых условий для социализации личности.
Внеурочная воспитательная и учебная работа дает возможность сочетать у младших школьников разные виды деятельности, в том числе:
- трудовую деятельность,
- игру,
- познание,
- коммуникации.
Внеурочная работа имеет широкие возможностями в воспитательном воздействии на детей, и позволяет так же:
- расширять и углублять знания учеников,
- закреплять навыки и умения, приобретенные на уроках,
- развивать особенные способности учеников.
Ценность внеурочной работы прослеживается так же в том, что ею ненавязчиво пробуждает интерес школьника к учебному предмету. Этот интерес вызывается тем, что содержание, методы и организационные формы внеурочной работы менее регламентированы, нежели непосредственно в учебном процессе. Возможность построить внеурочную работу дает педагогу возможность занимательно, удовлетворить потребности каждого ребенка в активности, самодеятельности, в общении со сверстниками.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (ред. от 25.03.2015.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года N 1353.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли; пособие для учителя – М.; Просвещение, 2010. – 280 с.
3. Ванцян А.Г. и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. – Самара; Издательство «Учебная литература», 2014. – 188 с.
4. Галанжина Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.; Планета, 2013. – 98 с.
5. Дик. Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. – Ростов н/Д; Феникс, 2014. – 240 с.
6. Начальная школа XXI века, идеи, поиски, решения /под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Прогресс 2004 – 320 с.
7. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. – 2002. – N 1. – С.73.
8. Ордынкина И.С. Дифференциация обучения // Начальная школа. – – 2002. – N 10. – С.70.
9. Словарь русского языка. Под ред. Ожигова и Шведовой. – М.: Наука. 2014 – 580 с.
10. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапоцевич Е.С. – Минск.: Современное слово, 2001. – 928с.
11. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Д/в. – 1990. – №10.
12. Романова В.Ю., Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. – М.; Вентана-Граф, 2010 – 260 с.
13. Ундзенкова А. и др. Русский с увлечением! – Изд. Литур, 2013 – 280 с.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагокика,1978 – 240 с.