ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность точки безубыточности
2. Расчет точки безубыточности
3. Планирование точки безубыточности
4. Назначение и использование точки нулевой прибыли в решениях по управлению производством и сбытом продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. Рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть, то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход. [3, c. 143]
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных научных наработках и современного практического опыта проанализировать назначение и использование точки нулевой прибыли.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность точки безубыточности;
• отобразить расчет точки безубыточности;
• рассмотреть планирование точки безубыточности;
• раскрыть назначение и использование точки нулевой прибыли в решениях по управлению производством и сбытом продукции.
1. Понятие и сущность точки безубыточности
Для того чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
Предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;
Средние полные издержки - доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
Из курса микроэкономики известно, что, начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:
Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками.
1. Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика – М: Экономика,1997 -479 с.
2. Мазур В. В. Экономическая теория – Минск: Дизайн Про, 1998-365 с.
3. Роберт С. Пиндайк, Дэниел Л.Рубинфельд Микроэкономика Перевод с английского языка. Издательство «Дело», Москва 2000г. 432 с.
4. В.Г. Белашпецкий. Экономическая теория - М: «Инфра-М», 1999-
375 с.
5. Осипова Ю. М. Экономическая наука на пороге 21 века -М: Экономика,2001 -296 с.
6. Соколов Б. И. Экономическая теория – СПБ: Питер, 2000-432 с.
7. Хубиев С. П. Содержание и логика современной экономической теории – М: Тейс, 2000-328 с.
8. Егоров А. И. Экономика – СПБ: Политехника, 1999-308 с.
9. Золотухина Г. И. Введение в экономику–М: «Инфра-М»1999 -198 с.
10. Алле М. Экономика как наука - М:,1995 129 с.
11. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества:М, 1976 367 с.
12. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс – М:,1999 Т.2. Гл. 3.
13. Самуэльсон П. А. Экономика – М:,2000. Гл.2-4.
14. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика – М:,1999. Гл. 3,5.
15. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.4.
16. Леонтьев В. экономическое эссе – М:,1990-321 с.
17. Мэкью Н. Г. Макроэкономика – М:, 1994. Гл.9, 16