Активное развитие информационных технологий в условиях информационного общества вызвало медиатизацию политических коммуникаций. Учитывая многоуровневость, широту охвата передачи информации, а также глобальность коммуникации, политический дискурс в настоящее время становится все более массово медийным, при этом роль СМИ в современной политике стремительно возрастает, а сами участники политических процессов получают возможность управлять информационными потоками. В этой связи можно отметить, что массовая коммуникация в настоящей ситуации оказывает существенное влияние на политику и становится самостоятельным фактором и активным участником всех политических процессов.
В современных реалиях важным инструментом политики, в частности демократических систем становится такой механизм, как референдум. Несмотря на то, что сам по себе инструмент не является новым, он становится все более распространенным средством решения действительно сложных и важных вопросов общенационального значения, в том числе и в странах с четко выраженной представительской демократией, для которых референдумы не являются характерным явлением. Однако тот факт, что при настоящем уровне развития СМИ референдум как инструмент только начинает набирать популярность, позволяет говорить о недостаточном опыте его информационного сопровождения. Учитывая значимость делегируемых населению вопросов, важным видится изучение специфики организации медиадискурса о референдуме и особенностей информационного сопровождения референдумов в медиа.
В Британии, где действует принцип парламентского суверенитета, референдум хоть и известен, все же традиция его проведения не является устоявшейся – за всю историю страны в Британии состоялось три общенациональных голосования. Тем не менее, вопрос о членстве страны в ЕС, мнение по которому разделилось даже в правительстве, оказался действительно важным и решал судьбу не только Британии, но в определенной степени и самого Евросоюза, и, конечно, подготовка к нему требовала проведения интенсивных информационных кампаний в медиа. Однако отсутствие у Британии опыта информационного сопровождения референдума привело к тому, что в результате подготовки и организации медиадискурса, предваряющего референдум, организаторам информационных кампаний не удалось сформировать необходимые условия для всестороннего и рационального освещения данного события, следствием чего стали неожиданные для многих результаты.
Проблема исследования заключается в том, что опыт Великобритании продемонстрировал необходимость восполнения накопленных знаний по сопровождению таких значимых политических событий, как референдум, а так же изучения способов выстраивания информационных кампаний в медиа, которые позволили бы организовать сбалансированный дискурс и минимизировать вероятность получения нежелательных для организаторов результатов голосования.
Объектом исследования является информационная кампания в СМИ.
Предметом – особенности информационных кампаний, организованных в Великобритании в ходе подготовки и проведения референдума по вопросу выхода страны из ЕС.
Цель исследования: выявить особенности информационной борьбы сторонников и противников выхода Великобритании из ЕС путем сравнительного анализа информационных кампаний, сопровождающих общенациональный референдум.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы политического медиадискурса.
2. Изучить исторический, политический и социокультурный контекст медиадискурса о членстве Великобритании из ЕС.
3. Изучить современное состояние дискуссий о членстве Великобритании в ЕС.
4. Выявить технологии, стратегии и приемы, а так же вербальные и невербальные средства их реализации, используемые сторонниками сохранения членства Великобритании в ЕС в рамках организации информационной кампании в СМИ.
5. Выявить технологии, стратегии и приемы, а так же вербальные и невербальные средства их реализации, используемые сторонниками сохранения членства Великобритании в ЕС в рамках организации информационной кампании в СМИ.
6. Провести сравнительный анализ информационных кампаний сторонников и противников сохранения членства Великобритании в ЕС по выявленным характеристикам.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, разработавших основу анализа медийных текстов в рамках функционального и лингвистического подхода (Т.В. Дейк, Р. Уодак, Н. Фэрклаф, В. Кинтч, Е.И. Шейгал, Ю.В. Клюев), работы исследователей, выделивших специфику организации политической информационной кампании в СМИ (Д. Трент, Р. Фреденберг, А.И. Соловьев, Е.В. Забурдаева, Г.Г. Почепцов, С.П.Расторгуев) и разработки исследователей, определивших семиотические характеристики политических медиатекстов и способы оказания языкового воздействия СМИ (Дж. Кэмпбелл, Н. Хомский, Ю.В. Клюев, А.А. Леонтьев, А.М. Евгеньева, Т.В. Селезнева, Б.С. Кандинский).
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методологические принципы, как системный и структурно-функциональный подход, подчеркивающие контекстно-обусловленные особенности медийных дискурсов, взаимосвязь их элементов и функциональную направленность. В рамках данного подхода исследование так же во многом опирается на теорию дискура и дискура-анализа Т. В. Дейка.
1. Средства массовой информации в Великобритании и особенности их формирования
1.1 Дискурс современных СМИ (медийный дискурс)
1.1.1 Участники и ценности медийного дискурса
Язык как реальная знаковая система реально существует в виде дискурсов. Не существует абстрактного общения, оно всегда происходит в определенной сфере человеческой деятельности, в определенном социальном пространстве. В лингвистической литературе мы сталкиваемся с анализом не дискурса вообще, а некоторого конкретного дискурса.
Функцию языка, ориентированную на адресата и имеющей своей целью воздействовать, регулировать поведение адресата в литературе называют по-разному: конативной, волюнтативной, вокативной, регулятивной. Суть этой функции в том, что она выражает идею воздействия на адресата, навязывание своей воли, изменения намерений адресата и т.д. Как отмечает Алещанова И.В, основные функции массово-информативного дискурса - информативная и воздействующая. Ведущей признается воздействующая, а информативная образует контекстные условия ее реализации.
В последние десятилетия в сфере гуманитарных наук отмечается повышение интереса к публичной коммуникации, что объясняется следующими факторами: внутренними потребностями лингвистической науки, которая в разные периоды развития обращалась к реальным сферам функционирования языковой системы; необходимостью разработки методов анализа политических текстов и текстов СМИ для мониторинга различных тенденций в сфере общественного сознания; социальным заказом, связанным с попытками освободить публичную коммуникацию от манипуляций общественным сознанием.
Обращение к сфере медиакоммуникации обусловлено ядерным положением медиадискурса в полидискурсивном пространстве публичной коммуникации: он проникает во все типы институционального и обиходного общения благодаря его тематической неограниченности, жанрового своеобразия и стремления, в условиях быстро меняющегося мира, уловить даже самые незначительные его проявления. Дискурс средств массовой коммуникации является наиболее «глобализированным» и актуальным, т.е. отражающим самые последние тенденции и феномены социальной реальности.
Медиадискурс входит в круг интересов многих смежных с лингвистикой наук, что в значительной степени объясняется самой природой массовой коммуникации. Интенсивное изучение СМИ ведётся в социологии, психологии, теории коммуникации. В рамках социологии исследования направлены на выявление идеологической сущности, социальной функции массовой коммуникации, её значения для общества. Психологический аспект изучения СМИ связан с изучением вопросов опосредствованного общения, особенностей восприятия информации, механизмов воздействия на аудиторию, манипулирования ею.
Одним из приоритетных в изучении медиадискурса стал когнитивный подход: масс медиа, благодаря своей посредствующей функции, не только отображает события реальной действительности, но и, интерпретируя их (через свойства медиаканалов, идеологические установки, культурную специфику), создает особую - публицистическую - картину мира. Важнейшими понятиями на когнитивном уровне изучения медиатекстов становятся информационное общество, языковая картина мира, идеология и культура.
В ПМД выделяется два адресата – непосредственный адресат и СМИ, которые часто выступают не столько в качестве ретранслятора и канала передачи информации, сколько в роли активного субъекта коммуникации.
Источником ПМД или его адресатом является тот субъект, с которым получатель сталкивается в коммуникативном процессе. В качестве первичного источника информации может выступать как непосредственно политик, так и средство массовой коммуникации или даже конкретный журналист, в случае, если он описывает свои собственные мысли по тому, или иному вопросу политической направленности.
Однако на практике чаще всего источник не может являться самостоятельным в выдвинутых суждениях и оценках, что объясняется рядом причин. Во-первых, журналист, будучи одновременно адресатом и получателем, сам находится под влиянием той же самой системы образов и представлений об окружающей действительности, и поэтому полностью или частично воспроизводит части существующих в массовом сознании стереотипов, не осознавая этого. Во-вторых, часто журналист осознанно реализует цели и задачи политических, социальных и экономических субъектов, под зависимостью от которых находится.
Высокая стоимость создания и функционирование источника массовой коммуникации, а так же степень воздействия на источник различных рынков (читательского, рекламного, власти), делает существование полностью независимых СМИ редким явлением. Поэтому наиболее распространенной является ситуация, при которой реальный субъект коммуникации вкладывает средства, чтобы СМИ от своего имени внедряли в массовое сознание необходимые ему установки, оценки и мнения.
Наличие связи между источником и субъектом, в качестве которого могут выступать собственники, государственные институты, общественные организации, политические партии, коммерческие структуры и отдельные личности, может быть как очевидной, так и неочевидной для аудитории. В зависимости от этого, политические информационные кампании и акции в СМИ будем подразделять, в терминологии Лассуэла, на белые, серые и черные.
Белая кампания – открытое признание источником существования субъекта, оценки и мнения которого он выражает. Использование «белой» формы коммуникации чаще всего продиктовано не столько стремлением расширить свое влияние, сколько желанием поддержать сплоченность существующей общности сторонников. В основном, речь здесь идет об официальных источниках органов государственной власти или конкретных политических партиях.
Серая кампания – гораздо чаще встречается такая форма взаимодействия с аудиторией, при которой реализуется совокупность способов сокрытия реального субъекта коммуникации. К таким приемам относится следующие:
Источник выдает себя за субъект. В этом случае СМИ заявляют о своей независимости, подчеркивая то, что они высказывают исключительно собственные оценки и мнения.
Источник подставляет образ получателя в качестве субъекта. В рамках данного приема СМИ позиционируют себя как источник, ориентированный на интересы читателя и выражающий его мнение и видение действительности.
Источник создает ложный субъект. В ситуации, когда открытие реального субъекта нежелательно ввиду угрозы того, что он вызовет негатив у потенциальной аудитории, источник целенаправленно создает ложный субъект, от имени которого, якобы, выступает.
Черная кампания – специфичный способ, при котором в качестве субъекта указывается конкурент реального организатора кампании, или тот, кто его поддерживает. При этом мнимому субъекту приписываются высказывания и оценки, противоположные мнению большинства, с целью его дискредитации в глазах аудитории. В такой коммуникации часто используется прием, при котором намеренно демонстрируется поддержка соперника со стороны отрицательно оцениваемых аудиторией групп.
1. Аврᦞрин В.А. Прᦞблемы изучения функциᦞнальнᦞй стᦞрᦞны языка (к вᦞпрᦞсу ᦞ предмете сᦞциᦞлингвистики). - JL: Наука, 1975. -276 с.
2. Азнаурᦞва Э.С. Кᦞммуникативнᦞ-прагматический аспект мᦞдальнᦞсти худᦞжественнᦞгᦞ текста // Функциᦞнальные, типᦞлᦞгические и лингвᦞдидактические аспекты мᦞдальнᦞсти. Иркутск, 2018. - С. 3-4.
3. Андреева Г.М. Сᦞциальная психᦞлᦞгия. М.: Наука, 2017. - 324 с.1.
4. Анисимᦞв С.Ф. Духᦞвные ценнᦞсти: прᦞизвᦞдствᦞ и пᦞтребление.-М.: Мысль, 2018.-253 с.
5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синᦞнимические средства языка. М.: Наука, 2017. - 367 с.
6. Апресян Ю.Д. Образ челᦞвека пᦞ данным языка: пᦞпытка системнᦞгᦞ ᦞписания // Вᦞпрᦞсы языкᦞзнания. 2017, №1. - С. 37-67.
7. Апресян Ю.Д. Перфᦞрмативы в грамматике и слᦞваре / Изв. АН СССР Сер. лит. и яз. 2018. Т. 45. № 3. С. 208-223.
8. Апресян Ю.Д. Прагматическая инфᦞрмация для тᦞлкᦞвᦞгᦞ слᦞваря // Прагматика и прᦞблемы интенсиᦞнальнᦞсти. М.: Ин-т языкᦞзнания АН СССР, 1988. - С. 7-44.
9. Арнᦞльдᦞв А. Н. Введение в культурᦞлᦞгию (нᦞвая расширенная редакция). Учеб. пᦞсᦞбие. М.: Нарᦞдная Академия культуры и ᦞбщечелᦞвеческих ценнᦞстей, 2013. - 352 с.
10. Ю.Арнᦞльдᦞв А.Н. Теᦞрия культуры: истᦞризм и вᦞпрᦞсы метᦞдᦞлᦞгии // Культура, челᦞвек и картина мира. М.: Наука, 2018. - С. 5-27.
11. П.Арутюнᦞва Н.Д. Аксиᦞлᦞгия в механизмах жизни и языка // Прᦞблемы структурнᦞй лингвистики 1982/- М.: Наука, 2016. С.5-23.
12. Арутюнᦞва Н.Д. Анᦞмалии и язык (К прᦞблеме языкᦞвᦞй «картины мира») // Вᦞпрᦞсы языкᦞзнания. 2017, № 3. - С. 3-19.
13. Арутюнᦞва Н.Д. Лингвистические прᦞблемы референции // Нᦞвᦞе в зарубежнᦞй лингвистике. М.: Прᦞгресс, 2015. Вып. 13. - С. 5-40. , ;
14. Арутюнᦞва Н.Д. Об ᦞбъекте ᦞбщей ᦞценки // Вᦞпрᦞсы языкᦞзнания. 2018, № 3. - С. 13-24.
15. Арутюнᦞва Н.Д. Сравнительная ᦞценка ситуаций // Изв. АН СССР Сер. лит. и языка. Т. 42. 2018, № 4. - С. 330-341.
16. Арутюнᦞва Н.Д. Типы языкᦞвых значений: Оценка. Сᦞбытие. Факт. М.: Наука, 2017. - 341 с.
17. Арутюнᦞва Н.Д., Падучева Е.В. Истᦞки, прᦞблемы и категᦞрии прагматики // Нᦞвᦞе в зарубежнᦞй лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прᦞгресс, 2015. - С.3-42.
18. Балли Ш. Общая лингвистика и вᦞйрᦞсы французскᦞгᦞ языка. /Пер. с французскᦞгᦞ. М.: Изд-вᦞ инᦞстр. лит., 2016. - 416с.
19. Баранᦞв А. Н. Сергеев В.М. Естественнᦞязыкᦞвая аргументация в лᦞгике практическᦞгᦞ рассуждения / Мышление, кᦞгнитивные науки, искусственный интеллект. М.: Наука, 2016. - С 94-119.
20. Баранᦞв А.Н. Аксиᦞлᦞгическая стратегия в структуре языка (па-ремиᦞлᦞгия и лексика) // Вᦞпр. языкᦞзнания. 1989. - № 3. - С. 74-91.
21. Баранᦞв А.Н. Сергеев В.М, Лингвᦞ-йрагматические механизмы аргументации/ Рациᦞнальнᦞсть, рассуждение, кᦞммуникация. -Киев, 1987. С.22-41.
22. Басин Е.А. Краснᦞв В.М. Сᦞциальный симвᦞлизм // Вᦞпрᦞсы филᦞсᦞфии. 1971.-№ 10. - С. 47-58.
23. Бахтин М.М Прᦞблема речевых жанрᦞв // Эстетика слᦞвеснᦞгᦞ твᦞрчества. М.: Искусствᦞ, 2018. - С. 250-296.
24. Бахтин М.М. Эстетика слᦞвеснᦞгᦞ твᦞрчества. М.: Искусствᦞ, 19792018424 с.
25. Безменᦞва Н.А., Герасимᦞв В.И. Некᦞтᦞрые прᦞблемы теᦞрии речевых актᦞв // Языкᦞвая деятельнᦞсть в аспекте лингвистическᦞй прагматики: Сб. науч.- аналит. ᦞбзᦞрᦞв. М.: ИНИОН АН СССР, 1985. -С.146-196.
26. Белл Р.Т. Сᦞциᦞлингвистика. Цели, метᦞды, прᦞблемы / Пер. с англ. М.: Междунарᦞдные ᦞтнᦞшения, 2015. - 318 с.
27. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с франц. М/: Прᦞгресс, 1974. -448 с.
28. Бᦞгданᦞв В.В. Иллᦞкутивная функция высказывания и перфᦞрма-тивный глагᦞл // Сᦞдержательные аспекты предлᦞжения и текста.- Калинин: Изд-вᦞ Калининск. гᦞс. ун-та, 2016. С. 27-38.
29. Бᦞгданᦞв В.В. Речевᦞе ᦞбщение: прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-вᦞ ЛГУ, 2017. - 88 с.
30. Бᦞгданᦞв В.В. Текст и текстᦞвᦞе ᦞбщение. СПб: Санкт-Петербургск. ун-т, 1993.-110с.31 .Бᦞгушевич Д.Г. Опыт классификации' эпизᦞдᦞв вербальнᦞгᦞ ᦞбщения // Языкᦞвᦞе ᦞбщение: прᦞцессы и единицы. Калинин: Изд-вᦞ Калининск. гᦞс. ун-та, 1988. - С. 13-21.