Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования
1.1 Понятие и содержание права лесопользования
1.2 Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования
1.3 Экономический аспект лесопользования
Глава 2. Особенности правового режима охраны лесов
2.1 Понятие правового режима земель лесного фонда
2.2 Правовая охрана лесов
2.3 Проблемы лесопользования и пути их решения
Глава 3. Анализ проблем государственного регулирования лесопользования в Новосибирской области
Заключение
Список литературы
Тема настоящей курсовой работы – Государственное регулирование лесопользования на примере НСО.
Право лесопользования является составной частью права природопользования, потому ему присущи все общие особенности последнего. Вместе с тем право лесопользования имеет определенные особенности, что обусловлено формой государственной собственности на леса, их правовым режимом, значимостью лесов в исполнении экологической, экономической, культурно оздоровительной и других функций.
Право лесопользования следует рассматривать в двух аспектах - как объективное и как субъективное право.
Объективное право лесопользования - это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия рационального пользования и воссоздания лесов, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в отрасли.
Субъективное право лесопользования следует понимать как установленную и гарантированную законом возможность конкретных субъектов непосредственной эксплуатации лесов с целью удовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добывания их полезных свойств.
В лесах осуществляются такие виды пользований:
- за основаниями возникновения - общее и специальное использование лесных ресурсов;
- за правовой формой реализации - первичное использование лесов;
- по целевому назначению леса - использования лесов для потребностей лесного хозяйства; использование лесов для потребностей охотничьего хозяйства; использование лесов в научно-исследовательских целях, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных, спортивных и других целях;
- за сроками использования - постоянное и временное.
Право общего лесопользования осуществляют граждане, которые имеют право свободно находиться в лесах, безвозмездно собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы, другие плоды, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Цель курсовой работы – комплексный анализ государственного регулирования лесопользования на примере Новосибирской области.
В соответствии с поставленной цель необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования;
2) выявить особенности правового режима охраны лесов;
3) проанализировать проблемы государственного регулирования лесопользования в Новосибирской области
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования
1.1 Понятие и содержание права лесопользования
Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.
Право лесопользования - это система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.
Право лесопользования как субъективное право представляет собой при-надлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.
Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).
1. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009)
2. Васильев М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации// Журнал российского права, №1, 2009.
3. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. «О минимальных ставках
4. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» // СЗ РФ. 1998. № б. Ст. 758.
5. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1801 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций» // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 121.
6. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544.
7. Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173.
8. Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850.
9. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 № 886.
10. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. С. 422
11. Зиновьева О.А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе Российской Федерации// Журнал российского права, 2010, №4.
12. Иванов О. П. Государственное управление природными ресурсами: Курс лекций. - Новосибирск: СибАГС,2009. - 340 с.
13. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации. Поглавный. / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2011.
14. Комментарий к Земельному кодексу/Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2011. С. 386.
15. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования - к управлению. М., 2010. С. 190 и др.
16. Федорова Ю.Н. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами // Право и экономика. 2012. N 1.
17. Шуплецова Ю.И. Правовая охрана зеленых насаждений в городах/Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2009. С. 16
18. Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2010. С. 302