ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ
1.1. Виды банковских услуг корпоративным клиентам
1.2.Нормативное регулирование деятельности коммерческих банков по обслуживанию корпоративных клиентов
1.3. Характеристика рынка банковских услуг корпоративным клиентам
2. БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
2.1. Базовые банковские услуги для корпоративных клиентов
2.2. Дополнительные банковские услуги для корпоративных клиентов
2.3. Разработка стратегии обслуживания корпоративных клиентов
3. ПРАКТИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8047 СИБИРСКОГО БАНКА СБЕРБАНК РОССИИ (ОАО)
3.1. Характеристика Сибирского банка Сбербанк России (ОАО) и обслуживание корпоративных клиентов в банке
3.2. Анализ услуг корпоративным клиентам банка
3.3. Перспективы развития банковского обслуживания корпоративных клиентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Банки, являясь финансовыми посредниками, представляют собой важнейшую составляющую экономики. Аккумулируя временно свободные средства посредством привлечения депозитов корпоративных и частных клиентов, организаций малого бизнеса, а также других финансовых институтов, коммерческие банки предоставляют их во временное пользование в форме кредитов для обеспечения бесперебойности производства, его развития или удовлетворения потребностей населения.
Важной категорией клиентов банка являются организации, предприятия и индивидуальные предприниматели, отнесенные по определенным критериям к корпоративным клиентам.
Взаимодействие банков с корпоративными клиентами происходит постоянно, имеет различные формы и определяется многими причинами.
Потребность в инвестициях возникает у компаний в тот момент, когда они осуществляют переход на новый качественный уровень, расширяют свой бизнес, модернизируя или усовершенствуя производство. В этих случаях требуются финансовые посредники, которые помогут выходу компании на рынок капиталов, будут являться профессиональными консультантами и организациями различных сделок. К таким финансовым посредникам относятся инвестиционные банки и другие коммерческие банки.
Наиболее распространенной формой взаимодействия является расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов, заключающейся в открытии и ведении счетов, работе с наличными денежными средствами.
Форм взаимодействия корпоративных клиентов с банками на сегодняшний день достаточно много. Коммерческие банки предлагают большое разнообразие банковских продуктов и услуг корпоративным клиентам, которые способствуют созданию ВВП, поднимая национальную экономику на новый уровень развития, путем обновления реального сектора экономики. Поэтому тема дипломной работы, посвященной развитию деятельности банков с корпоративными клиентами является актуальной.
Цель дипломной работы – определение перспектив развития банковских услуг корпоративным клиентам на основе исследования теории и практики их реализации в коммерческом банке.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность и виды банковских услуг, операций и продуктов.
- Изучить нормативное регулирование деятельности коммерческих банков по обслуживанию корпоративных клиентов.
- Охарактеризовать состояние рынка банковских услуг корпоративным клиентам.
- Рассмотреть базовые и дополнительные виды банковских услуг корпоративным клиентам, особенности проведения этих операций.
- Провести анализ операций с корпоративными клиентами в Левобережном отделении №8047 Сбербанка России (ОАО) и определить перспективы развития обслуживания корпоративных клиентов в банке.
Объект исследования – банковская деятельность.
Предмет исследования – банковские услуги корпоративным клиентам.
Объект наблюдения – Левобережное отделение № 8047 Сбербанка России (ОАО).
Методической основой работы послужили статьи и обзоры в периодических изданиях, посвященных тематике банковского обслуживания корпоративных клиентов, справочная литература, законодательные акты, нормативные документы по теме работы и прочие актуальные источники информации.
Дипломная работа состоит из трех разделов.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты банковских услуг корпоративным клиентам. Подробно рассмотрены отличия банковских операций, услуг и продуктов корпоративным клиентам, а также дано понятие корпоративного клиента коммерческого банка. Представлена характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность банков в сфере обслуживания корпоративных клиентов. Заключительный параграф первого раздела посвящен анализу рынка банковских услуг корпоративным клиентам.
Второй раздел работы посвящен характеристике банковских услуг и продуктов корпоративным клиентам. Освещены особенности базовых услуг – расчетно-кассовое обслуживание, депозитные и кредитные услуги, а также дополнительных услуг корпоративным клиентам.
Третий раздел посвящен анализу операций, продуктов и услуг Левобережного отделения Сибирского банка Сбербанка России корпоративным клиентам, а также приведены перспективы развития банковских услуг в этом сегменте.
В заключении приведены выводы по дипломной работе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ
1.1. Виды банковских услуг корпоративным клиентам
В соответствии с российским законодательством банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [4].
Расчеты с контрагентами, депозитные и кредитные операции, а также операции с наличными денежными средствами и прочие продукты и услуги банков являются необходимым элементом финансово-хозяйственной деятельности организаций. Такие банковские услуги как дистанционное позволяют организациям ускорить процесс взаимодействия с контрагентами, что способствует в конечном итоге сокращению затрат как временных, так и финансовых.
Для обслуживания клиентов банку требуется лицензия Центрального банка Российской Федерации на осуществление деятельности.
Коммерческие банки оказывают услуги юридическим лицам и классифицируют своих клиентов на несколько групп:
1. Малый и средний бизнес.
2. Корпоративные клиенты.
3. Финансовые организации.
Понятие «корпоративный клиент» несколько отличается от понятия «юридическое лицо».
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].