Семинар 1. Психология труда как область научного знания о труде
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Предмет, цели и задачи психологии труда
Субъект труда и его структура
Психологическое профессиоведение
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты
Развитие человека как субъекта труда
Семинар 2. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда
Индивидуальный стиль трудовой деятельности
Понятие профессиональной деятельности.
Психологическая структура профессиональной деятельности.
Основные типы и виды деятельности.
Психологическая структура совместной деятельности.
Психологические механизмы формирования деятельности.
Физиологические основы трудовых процессов. Пути развития трудовой деятельности.
Профессиональный стресс. Работоспособность и функциональные состояния.
Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности.
Биоритмы и эффективность трудовой деятельности. Психология безопасности
Семинар 3. Профессиональный отбор персонала организации
Профессионально-важные качества личности.
Психологические основы профотбора.
Расстановки и аттестации кадров.
Психология профессиональной работоспособности.
Профессиография и профессионализм.
Семинар 4. Профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, социальная среда: содержание, динамика, альтернативы
Профессиональное самоопределение субъекта.
Профессиональная карьера.
Периодизация жизни и профессионального развития.
Человек как субъект труда.
Условия профессиональной деятельности и эффективность труда.
Психология безопасности в труде.
Семинар 1. Психология труда как область научного знания о труде
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии:
- с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины);
- с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);
- с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
- с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию);
- с техническими науками (через инженерную психологию).
Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.
Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.