Введение
Глава 1. Анализ опыта реализации программ по Основам предпринимательства среди старшеклассников
1.1 Анализ активности школьников в сфере предпринимательства
1.2 Характеристика эффективных методов и технологий повышения предпринимательской активности
Глава 2. Анализ эффективности обучения Основам предпринимательства
2.1 Критерии эффективности процесса обучения предпринимательству
2.2 Показатели и индикаторы предпринимательской активности старшеклассников
Глава 3. Методические основы изучения курса «Основы предпринимательства»
3.1 Разработка программы элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»
Заключение
Список литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Методика формирования экономических понятий в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательства»».
В современном обществе одной из актуальных задач развития является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, инновационной политике в образовании. Инновации связаны с информатизацией жизни общества и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения, социальным партнерством, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, государственно-общественным управлением в образовании.
Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь, которая полна неопределенности и постоянно возникающих новых проблем или возможностей. Знания, которые сейчас получают учащиеся, как показывает статистика, устаревают в течение 5-7 лет, постоянно появляются новые знания и технологии. Ситуации в жизни и экономические условия меняются так быстро, что больше нет необходимости учить путем запоминания фактов и деталей.
Умение видеть возможности и оптимально использовать их, дух предприимчивости, честолюбие и упорство нужны везде и не только в собственном бизнесе, но и при работе в большой корпорации или в политике, социальной некоммерческой организации. Как утверждал Дарвин: “Выживают не самые сильные виды и не самые умные, но те, которые лучше всего приспосабливаются к изменениям”.
Постоянные изменения и устаревание знаний приводят к необходимости непрерывного образования в течение всей жизни, приобретения навыков самостоятельного обучения, развития предпринимательского мышления, которое предполагает способность к решению возникающих проблем, способность находить и реализовывать новые возможности, используя имеющиеся ресурсы.
Аналогичная задача стоит перед средней школой не только в России, но и во всех странах с развитой экономикой. Школа как консервативный институт передачи опыта и знаний от поколения к поколению в том виде, как он существовал долгие годы, уже не соответствует требованиям времени. При этом во многих западный странах есть уже опыт обучения предпринимательству или обучения через предпринимательство, который может быть полезен для России, чтобы не изобретать свой велосипед и двигатель предпринимательства для молодежи.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ методики формирования экономических понятий в процессе изучения дисциплины «Основы предпринимательства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать опыт реализации программ по Основам предпринимательства среди старшеклассников;
2) проанализировать эффективности обучения Основам предпринимательства;
3) разработать методические основы изучения курса «Основы предпринимательства»
Глава 1. Анализ опыта реализации программ по Основам предпринимательства среди старшеклассников
1.1 Анализ активности школьников в сфере предпринимательства
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи.
1. Автономов В.С., Дорошенко М.Е., Замков О.О.. Высшее экономическое образование в России: трудный путь к мировому уровню // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 127-154.
2. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников. Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г., с. 71-73.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1. -- СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
5. Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. - М.: Издательстово БИНОМ, 1997.
6. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 1996. № 1.
7. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11–12. С. 22–26.
8. Лихачёв Б.Т. О критериях нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987. № 5. С. 45–49.
9. Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.1993. № 1.
10. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика,
1981. 144 с.
11. Основы предпринимательства. Серия "Учебники, учебные пособия" – Ростов на Дону: Феникс, 1999.
12. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.
13. Сизова М. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников.
14. Филонов Г Н. Гражданское воспитание: Реальность и тенденции // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
15. Фридман Л.М. Программа формирования воспитанности учащихся // Народное образование. 2002. № 6. С. 136–142.
16. Хвесеня Н.П., Сакович М.В. Методика преподавания экономических дисциплин - Хвесеня Н.П. - Учебно-методический комплекс. Издательство: «БГУ». - М - 2006
17. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. В.Я. Гофинкеля, Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.