Совсем не просто представить целую организацию как систему взаимодействующих динамичных процессов. Но именно это и предполагает один из принципов менеджмента. Легко себе представить, как при таком взгляде изменятся практически все задачи менеджмента. Здесь, прежде всего, предполагается командный подход к управлению, разрушающий барьеры между подразделениями.
Но этого мало. Системный взгляд требует координации всех аспектов деятельности организации. Прежде всего, это ведёт к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, её видением, стратегическими целями, чем и объясняется актуальность системного подхода в управлении организацией.
Одновременно это требует механизма для перманентного процесса планирования и доведения планов до каждого рабочего места с тем, чтобы можно было их корректировать по ходу дела. Для этой цели в Японии был разработан процесс, известный как "хосин канри" или "структурирование политики". С организацией процесса планирования тесно связана проблема оценивания результатов деятельности любой организации. Долгое время в этой области господствовал чисто финансовый подход. Но в последние 10 лет ситуация начала меняться. Стало ясно, что к финансовым результатам, имеющим значение, прежде всего для владельцев, акционеров и инвесторов, следует прибавить оценки ещё трёх классов показателей, а именно показателей удовлетворённости клиентов, показателей эффективности процессов в организации и показателей удовлетворённости собственных сотрудников.
Системный подход ведёт к пересмотру наших представлений об организации. Этот принцип, как и все остальные, ведёт к пересмотру логики бизнеса.
Объектом данного исследования является организационная структура компании по производству электротехнического оборудования.
Предметом исследования является процесс внедрения системного подхода в управлении компании по производству электротехнического оборудования.
Целью данной курсовой работы является исследование системного подхода в управлении организацией и реализации его применения на примере конкретной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть основные принципы системного подхода;
2) Исследовать процесс внедрения системного подхода на примере копании по производству электротехнического оборудования.
1. Системный подход в управлении
В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Но существует множество определений системы.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.
Общая теория систем помимо аксиоматических условий основано на следующих положениях:
• целое состоит из взаимодействующих частей;
• поведение и свойства целого определяется взаимодействием его частей;
• система образует особое единство со средой;
• любая система представляет собой элемент системы более высшего порядка;
• элементы любой системы в свою очередь выступают как системы.
Система (от греч.systema – целое, составленное из частей соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Другой вид определений предполагает, что для того, что бы множество образовало систему, отношения между элементами должны быть определенного типа.
Принципиальным здесь является выбор именно типа отношений:
- отношения взаимодействия;
- отношения взаимосвязи;
- отношения взаимопорядка.
Эти отношения являются системообразующими.
Отсюда, системой будет называться любое множество объектов «М» на котором реализуется отношение «R» с заранее фиксированными свойствами «Р».
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования: 1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1) рост фирмы; 2) рентабельность; 3) платежеспособность; 4) доля рынка; 5) гибкость, устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1) выбор продукта с потенциалом роста; 2) выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность, качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
- из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект;
- объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.
С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. (Приложение 1).
К основным принципам системного подхода относятся:
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей.
Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.
Системный подход и различные ситуационные теории уделяют больше внимания напряжениям, возникающим в организации вследствие несовершенства информации. Поскольку, однако, главное внимание во всех подходах уделяется эффективности организации в достижении целей, то различные подходы должны скорее дополнять и поддерживать, чем отрицать друг друга.
Рассмотрим системный подход в управлении на примере компании по производству электротехнического оборудования.
Компания производит широкий ассортимент электротехнического оборудования, используемого главным образом в промышленности и вооруженных силах. Она подразделяется на четыре функциональных отделения — сбыта, производства, конструкторско-технологического обеспечения, финансов. Структура компании представлена на рис. 1 Приложения 2. В деятельности всех отделений на протяжении многих лет традиционно преобладает административный аспект. Например, центральный отдел планирования в производственном отделении занимается разработкой технологических процессов, спецификаций оборудования и оснастки, составляет детальные планы производства и графики для всех цехов. Объем продаж компании составляет примерно 20 млн. в год. За последние 10 лет фирма стремительно расширялась, и объем продаж увеличился в четыре раза. Однако на протяжении последних нескольких лет прибыли снижались, и недавно компании едва удалось покрыть издержки.
Основные характеристики разных групп изделий различны.
1. Специальный ассортимент излучающей аппаратуры высокой точности, продается непосредственно правительству.
2. Нестандартная звуковая аппаратура, продается непосредственно правительству. В отличие от первой группы изделий, для которой характерен акцент на конструкторские решения, звуковая аппаратура в конструктивном отношении проста, но выпускается в больших количествах и требует отлаженных способов серийного производства.
3. Нестандартные изделия высокой точности для радиовещания и специальный ассортимент аппаратуры связи, продаваемые прямо потребителям, в соответствии с техническими характеристиками. Успешный сбыт зависит от технического исполнения. Производятся малыми партиями.
4. Стандартная продукция массового потребления:
• системы для обеспечения публичных выступлений;
• контрольно-измерительное оборудование;
• театральное оборудование;
• громкоговорители.
Эта продукция продается потребителям по рыночным ценам, поэтому упор делается на снижение себестоимости как на основу конкурентоспособности. Исходя из приведенного описания фирмы, можно сформулировать несколько обобщений.
1. Для отдела сбыта особое значение имеет объем продаж.
2. При конструировании прибыль в расчет не берется.
3. Затраты растут, и цены испытывают влияние конкуренции. Рост затрат связан с ростом численности административного персонала, а не с ростом заработной платы работников или с ростом цен на сырье и материалы
4. Эффективность операций снижается по мере расширения ассортимента продукции и роста объема продаж. В частности, было отмечено следующее:
а) постоянно изменяется ассортимент нестандартной продукции и продукции специального назначения, что связано с технологическими изменениями и изменениями требований заказчика. Компания обнаруживает, что она может приспособиться к таким изменениям только при значительных затратах и частых переналадках;
б) конструкторское отделение часто не обращает внимания на производственные проблемы, связанные с осуществлением его предложений;
в) продукция специального назначения и нестандартная продукция часто не удовлетворяют спецификациям,
г) отделению сбыта часто недостаточно консультаций конструкторского отделения по техническим вопросам, касающимся продукции специального назначения и нестандартной продукции,
д) плохое обслуживание, заказы выполняются с большим опозданием.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 – С. 84
2. Веснин Н. Ю. Основы менеджмента. учебник - М.: Институт международного права и экономики. – 1996 – С. 82
3. Виханский О.С. Стратегическое управление - М.: Гардарика, 1999 – С. 292
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: «Фирма Гардарика», 1999 – С. 116
5. Гончаров, Вадим Владимирович - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997 – С. 264-266.
6. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. «Организации. Поведение. Структура. Процессы». М., «Инфра-М», 2000 – С. 107
7. Костенко И.А. «Управление организацией в новых экономических условиях». Новизна подходов. \\ Ярославль: Верх. Волга, 2002 – С. 43-47.
8. Кузнецов Ю.В. «Проблемы теории и практики менеджмента». СПб. Гос. Университет, 1994 – С. 91
9. Лютенс Ф. «Организационное поведение». М., «Инфра-М», 1999 – С. 57
10. Мескон М. Основы менеджмента – М.: «Дело» - 1992 – С. 47
11. Мильнер Б.З Организационные структуры управления производством – М.: «Экономика» - 1980 – С. 95
12. Рахова М. Менеджмент успеха – Информационный бюллетень «Навигатор» - 2004 - №7 – С. 13-17.
13. Смирнов С.В. Организация управления предприятием – С.-П.: «Экономпресс» - 1993 – С. 205
14. Старобинский Э.Е. Как управлять предприятием. – М.: ЗАО “Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 – С. 81-85.
15. Теребин С.А. Управляя организацией… - Руководитель будущего: набросок крупными мазками – М., «Альт» - 2003 – С.76-82.
16. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел – Синтез» – 1995 – С. 97
17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998 – С. 206