Введение
Глава 1. Системный подход в управлении
Глава 2. Целеполагание в управлении
Глава 3. Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссий и целей
Глава 4.Природа и состав функций менеджмента
Глава 5.Проектирование организационной структуры управления
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования: 1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1) рост фирмы; 2) рентабельность; 3) платежеспособность; 4) доля рынка; 5) гибкость, устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1) выбор продукта с потенциалом роста; 2) выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность, качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
• из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект;
• объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.
Глава 1. Системный подход в управлении
Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека.
Определим черты системного подхода:
1. Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Далее рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.
1. Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
2. Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).
3. Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
4. Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).
Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.
1. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример. - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1998 – С. 163
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 – С. 84
3. Виханский О.С. Стратегическое управление - М.: Гардарика, 1999 – С. 292
4. Веснин Н. Ю. Основы менеджмента. учебник - М.: Институт международного права и экономики. – 1996 – С. 82
5. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. «Организации. Поведение. Структура. Процессы».М., «Инфра-М», 2000 – С. 107
6. Гончаров, Вадим Владимирович - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997 - 768 с.
7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента - Беларусь: ”ФУА”, 1997 – С. 73
8. Кузнецов Ю.В. «Проблемы теории и практики менеджмента». СПб. Гос. Университет, 1994 – С. 91
9. Лютенс Ф. «Организационное поведение». М., «Инфра-М», 1999 – С. 57
10. Мильнер Б.З Организационные структуры управления производством – М.: «Экономика» - 1980 – С. 95
11. Менеджмент организации. Учебное пособие / под ред. Румянцевой З.П., Саламатина Н.А. - М.: ИНФРА-М. – 1997 – С. 112
12. Мескон М. Основы менеджмента – М.: «Дело» - 1992 – С. 47
13. Современный менеджмент: принципы и правила – Нижний Новгород: Нижегородский компьютерный центр пользователей – 1992 – С. 79
14. Смирнов С.В. Организация управления предприятием – С.-П.: «Экономпресс» - 1993 – С. 205
15. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел – Синтез» – 1995 – С. 97
16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998 – С. 206