Введение
1 Теоретический анализ способов повышения качества управленческой деятельности
1.1 Управленческая деятельность и методы повышения ее качества
1.2 Коучинг, как способ повышения качества управленческой деятельности
2 Анализ проведения коучинга в головном офисе компании ЗАО «Тандер»
2.1 Анализ деятельности головного офиса компании ЗАО «Тандер»
2.2 Анализ работы тренинг-менеджеров в организации
2.3 Рекомендации по развитию метода коучинга в организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета для опроса сотрудников ЗАО «Тандер»
В статье «Что такое коучинг» И.К. Дыбова также дает понятие самого коучинга, раскрывает эффективность данного метода, а также приводит характеристику взаимодействия руководителей разных звеньев с методом коуча. Также в данной статье дается подробное описание метода лайф-коуч и его особенности применения.
Статья «Коучинг – что за зверь такой?» С.А. Авдеева посвящена раскрытию самого метода коучинга, а также пояснению того, что именно коучинг дает понимание того, что не кто-то или что-то делает бизнес, а сами люди. Основная задача коучинга, по мнению Авдеева, дать понимание того, что человек сам знает, как решать свои задачи, и внутри каждой организации уже есть ответы на волнующие вопросы.
В книге «Эффективный коучинг» М. Дауни предлагает собственную концепцию недирективного коучинга, которая все больше становится популярной. Дауни считает, что вуправлении коуч – это человек, который, как и в спорте, должен помочь нам мобилизовать наши ресурсы для достижения поставленной цели. Заставить каждого сотрудника поверить в свои силы, выйти на пик своих возможностей и таким образом вывести организацию на качественно новый уровень – основные задачи профессионального коуч-менеджера.
Феномен коучинга, на данный момент, изучается многими учеными, результаты исследований которых представлены в разнообразных научных статьях. Так как коучинг – разностороннее явление современности, научная разработанность посвящена различным его сторонам.
Объект исследования – способы повышения качества управленческой деятельности.
Предмет исследования – коучинг, как способ повышения качества управленческой деятельности.
Цель исследования – изучить особенности применения метода коучинга в повышении качества управленческой деятельности.
В соответствии с основной целью работы, выделим следующие задачи исследования:
− исследовать понятие управленческой деятельности;
− изучить понятие и сущность коучинга;
− проанализировать основные принципы коучинга;
− рассмотреть основные виды коучинга;
− разграничить понятия коучинга и наставничества.
Гипотеза исследования: предположение о том, что метод коучинга является универсальной формой консультирования, который может применяться в различных сферах жизни человека.
1.2 Коучинг, как способ повышения качества управленческой деятельности
По мнению Томаса Дж. Леонарда, коучинг – это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви, который разработал более эффективную методику обучения игре в теннис, а затем перенёс её в бизнес-сферу. Методика стала называться коучингом. Термин «coaching» был введен в бизнес-терминологию в начале девяностых годов Джоном Уитмором, английским бизнесменом и консультантом, и сейчас употребляется в кругах западного бизнеса так же часто, как «прибыль». И означает он нечто существенно большее и иное, чем простой перевод – «наставлять, тренировать, подготавливать».
По мнению Джона Уитмора, коучинг – это особая форма консультирования, которая является творческим партнерством. Это поддерживающее отношение к клиенту, ставящее основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы и добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это вид индивидуальной поддержки людей, задачей которых является профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности.
С точки зрения концепции управления знаниями организации коучинг – это индивидуальный консалтинг, направленный как на повышение эффективности текущей деятельности человека, так и на его стратегическое развитие на основе совершенствования интеллекта, приобретения и использования новых специфических знаний и умений.
Следует отличать коучинг от тренинга и наставничества.
Тренинг – это процесс практического научения, получения новых знаний, умений и навыков, который не обязательно направлен на развитие, а может обеспечивать достижение текущих целей, например освоения новой технологии работы. Тренинг можно использовать как инструмент коучинга.
Наставничество во многом схоже с коучингом, но есть и отличия:
- наставник является сотрудником этой же организации, что и его подопечный, а коуч – это внешний специалист;
- наставник не является профессиональным консультантом, а коуч является;
- наставничество применяется прежде всего для адаптации новых сотрудников, а коучинг – для развития давно работающих сотрудников, имеющих опыт;
- наставничество применяется к низшим должностям по иерархии менеджмента, а коучинг – по отношению к ведущим специалистам и руководителям.
Процесс коучинга проходит в несколько этапов. Первый этап заключается в постановке цели и ее уяснении клиентом; второй этап нацелен на проверку реальности, приведение целей в соответствие с потребностями, возможностями, потенциалом; на третьем этапе происходит построение программы и детализированного плана коучинга; на следующем этапе производится выполнение плана с проведением необходимых изменений и получением определенных результатов и в заключении осуществляется контроль результатов и формирование обратной связи.
Существует несколько видов коучинга:
1) Карьерный коучинг – это помощь в вопросах развития карьеры, профориентации, раскрытия потенциала в деловой сфере. Помощь в поиске своего дела и определенности куда идти дальше.
Карьерный коучинг затрагивает профессиональное самоопределение, нахождение сотрудником собственного карьерного вектора внутри компании либо за пределами ее, который наилучшим образом отражает его цели и потенциал. Он способствует самомотивации, осознанности и раскрытию ресурсов, необходимых для реализации карьерных планов человека.
2) Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.
3) Лайф-коучинг – это помощь в управлении своей жизнью. Основой метода являются «продвигающие вопросы». Коуч может даже говорить только 10%, и из них большинство будут вопросы. В процессе «проговаривания ответов», человек приходит к новому осознанию себя и ситуации, в итоге находится выход, ответ и потенциал у собственного «Я». Коуч выступает как «партнер», который с одной стороны «за», с другой стороны, максимально нейтрален.
Также, помимо основной классификации, исследователи выделяют индивидуальный, групповой и корпоративный коучинг, а также очный и заочный виды коучинга.
1. Сапленко Е.В. Современный менеджмент // Новости менеджмента, № 1. 2012. С. 17 – 19.
2. Петров А.Н. Принятие управленческих решений // Деловой мир, № 3. 2011. С. 33 – 38.
3. Колеша С.Ю. Коучинг. Свежий взгляд // Психологический центр «На Волхонке», № 12. 2012. С. 13 – 20.
4. Черникова О.А. Управление в стиле коучинг// Психологический центр «На Волхонке», № 7. 2011. С. 22.
5. Сумароков М.О. Коучинг со всех сторон // Сомопознание, № 11. 2013. С. 44 – 52.
6. Дыбова И.К. Что такое коучинг // Эриксон, № 11. 2014. С. 27 – 35.
7. Авдеев С.А. Коучинг – что за зверь такой? // Бизнес ключ, № 8. 2009. С. 14 – 21.
8. Дауни М.Т. Эффективный коучинг. М.: Добрая Книга, 2006. С. 479.
9. Авдеев С. А., Карташова А. М. Коучинг // Психологический центр «На Волхонке», № 3. 2006г. С. 11 – 29.
10. Вагин И. В., Рипинская П. А. Как стать миллиардером. Практический коучинг. М.: Астрель, 2007. С. 304.
11. Вагин И. А., Глущай А. В. Как стать первым. Практический коучинг по-русски. М.: Астрель, 2007. С. 259.
12. Голви Т. Работа как внутренняя игра. М: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 417.
13. Огнев А.В. Организационное консультирование в стиле коучинг. С-Пб.: Речь, 2006.С. 243.
14. Ландсберг М.В. Коучинг: повышайте собственную эффективность. М.: ЭКСМО, 2008. С. 396.
15. Ландсберг М. В. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2004. С. 435.
16. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. С-Пб.: Речь, 2007. С. 305.
17. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М.: Бизнес, 2007. С. 112.
Всего 25 источников литературы