Инновации в бизнесе: состояние и перспективы.
Научно-техническая революция, явившаяся качественным скачком в развитии производительных сил, поставила экономику в существенную зависимость от достижений науки и техники. При этом, процесс внедрения новых идей, решений, технологий в производство интерпретируется в экономической науке как превращение потенциальных новшеств в реальные продукты и технологии и опосредуется понятием «инновационная деятельность».
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Специфика инновационной деятельности состоит в том, что она выполняет экономическую функцию, а именно вовлекает в коммерческий и некоммерческий обмен научно-технические достижения, способствуя распространению производственного опыта на национальном и международном уровне.
В современной России переход на инновационное развитие страны требует создания национальной системы управления инновациями, направленной на повышение восприимчивости экономики и всего общества к инновациям. Одним из важнейших элементов такой системы является отбор, подготовка и поддержка квалифицированных кадров, способных управлять инновационным процессом. Соответственно подготовка кадров для управления инновационной сферой приобретает стратегическое значение.
Цель курсовой работы – проанализировать состояние и перспективы инноваций в бизнесе.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы инноваций;
2) проанализировать современные инновации в бизнесе;
3) изложить перспективы инноваций в системе устойчивого развития экономики.
Глава 1. Теоретические основы инноваций
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности
Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им. Инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей научно-технического совершенствования производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы.
Так, система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой экономической системы. В ней удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего совершенствования из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.
Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого, управление инновационной деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.
Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют:
- неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);
- неизвестный метод производства продукции или услуг;
- разработка новых материалов и элементов;
- получение нового источника сырья и энергии;
- организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.
Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.
Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса.
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических, и поэтому, также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:
- поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;
- технологии новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;
- создание и проведение необходимых испытаний опытных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.
Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей.
Целями инновационного менеджмента являются:
- Разработка и внедрение новой продукции или услуг.
- Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.
- Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.
- Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.
Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.
Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадии уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е. в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе.
Понятие "инновации" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя.
1. Барашева А.В. Инновации: учебное пособие. − М.: ИТК Дашков и К, 2012. − 384 с.
2. Багратян Г.А., Кравченко И.С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения // Инновации. - 2009. - № 8.
3. Васильева И. Н. Организация делопроизводства и персональный менеджмент : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. / Васильева И. Н., Желнинский Г. С. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2011.
4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов.- 4-е изд. – М.: Гардарика, 2006.
5. Гольдщтейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. М., 2007.
6. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций - М.: Кнорус, 2011.
7. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011.
8. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
9. Ильенкова С.Д. Руководство по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент». 3-е изд. - М.: Клувер, 2009.
10. Инновационный менеджмент: справочное пособие. - М.: Вектор, 2008.
11. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Финансы, 2011.
12. Литке Х. Д. Управление проектами. – М.: Омега-Л, 2005.
13. Менеджмент XXI века / Пер. с англ. С. Чодхаури. - М.: Инфра-М., 2009.
14. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М.: Спутник, 2010.
15. Меняев М.Ф. Управление проектами. MS Project. – М.: Омега-Л, 2005.
16. Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. - 2009. - № 3.
17. Тысленко А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления : учебно-практическое пособие. - Москва: Альфа-Пресс, 2011. - 320 с.
18. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент : Учеб.пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2011.
19. Черняков М.К.. Теория менеджмента(история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение): курс лекций. - Новосибирск: СибУПК, 2012.
20. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Директ-Медиа, 2007.