Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Актуальность данной темы налицо - источники права представляют собой единственное “место пребывания” юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их "черпаем" (отсюда и название - “источники”).
Источникам права характерны те же самые особенности, что и юридическим нормам и правоотношениям, в том числе - точность понятий (закон, указ и т. д.). Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:
- путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
- путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Объектом исследование курсовой работы является российское законодательство.
Предметом исследования являются правовой обычай и судебный прецедент как источники российского права.
Целью данной курсовой работы является анализ правового обычая и судебного прецедента как источников права.
Задачи:
1) дать понятие источников права;
2) рассмотреть виды источников права;
3) раскрыть особенности правового обычая;
4) проанализировать понятие и признаки судебного прецедента как источника права
Глава 1. Теоретико-правовые основы источников права
1.1 Понятие источников права
Существует несколько основных подходов к источнику права. Одним из них является так называемый теологический. В этом случае источником права объявляется верховное существо, давшее права людям, тогда как законы представляют собой лишь документальное закрепление этих прав людьми (не обязательно в полном объеме).
Наиболее ярким примером такого подхода является пример некоторых мусульманских государств, где шариат, то есть официально зарегистрированные учреждения, имеющие религиозный источник, является неотъемлемой и часто преобладающей частью законодательства. Однако такое положение не свойственно мусульманским странам, поскольку, например, европейское право в Средние века также в значительной степени основывалось (за пределами античной традиции) на христианских религиозных верованиях.
Однако не следует забывать, что именно эти самые заведения (и в данном случае абсолютно независимо от их происхождения) являются для этих обществ и основами нравственности и нравственности. Таким образом, в данном случае моральные нормы фактически совпадают с юридическими, поскольку выражаются в одних и тех же институтах.
Другой вариант подхода к источнику права - это направление "естественного права", сложившееся в Европе. Согласно положениям сторонников этой теории, человеку присущи многие естественные права, которые не могут быть отменены законом. В этом случае закон также имеет функцию закрепления естественных прав и регулирования социальных отношений, которые выходят за рамки естественного права.
Следует отметить, что именно эта концепция легла, в частности, в основу построения большинства демократий мира. Например, она прямо зафиксирована в Декларации независимости Соединенных Штатов, где говорится: "Мы считаем, что истины очевидны: все люди созданы равными и наделены создателем неотъемлемыми правами, включая право на жизнь, свободу и счастье...".
Тем не менее, в этом случае нормы права фактически могут восприниматься как закрепленные и обязательные нормы морали и нравственности, поскольку такой подход соответственно изменяет подход к источнику системы нравственных установок - то, что не соответствует вытекающим из него установкам и "естественным" положениям, не становится нравственным.
Глубокая и общая взаимосвязь права, морали и нравственности выражается и в том, что одним из общепринятых способов раскрытия сущности права является его раскрытие через понятия, принадлежащие к системе морали - свобода, равенство, справедливость.
Например, право в его сущности может быть определено через три основных параметра: право, как формальное равенство; право, как свобода; право, как справедливость.
Так, в частности, право может быть определено как нормативная форма выражения свободы по принципу формального равенства лиц в общественных отношениях.
Формы проявления равенства, как специфического принципа права, носят социально-исторический характер, что обусловливает особенности этих форм на различных этапах исторического развития права.
Вместе с тем следует признать, что принцип формального равенства имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и особенность правового способа регулирования социальных отношений свободных индивидов. Поэтому отсутствие принципа равенства означает отсутствие права как такового.
Таким образом, формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права, общим для любого права и специфичным для права вообще.
Второй аспект сущности права - право как свобода - также связан с принципом равенства.
Правовая форма - единственная существующая форма бытия и выражения свободы в общественной жизни людей.
С другой стороны, специфика юридической формальности обусловлена тем, что право выступает в качестве формы социальных отношений самостоятельных образований, подчиненных в своем поведении, действиях и отношениях общей норме, самой независимости этих образований и их равной подчиненности общей норме, определяющей смысл и сущность правовой формы бытия и выражения свободы.
В историческом преломлении связь между правом и свободой может выражаться в том, что именно через механизм права, то есть формального правового равенства, изначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития, превращается в свободных индивидов.
Наконец, рассматривая право как справедливость, следует отметить, что справедливость входит в понятие права, и поэтому, право по определению является справедливым, а справедливость является неотъемлемым свойством и качеством права.
Таким образом, вопрос о частной справедливости того или иного закона заключается в основном в соответствии или несовместимости этого закона с законом в целом.
С другой стороны, не только все право справедливо (если оно соответствует природе права), но только право и справедливое и справедливое, ибо общая обоснованность правильности сущности справедливости в ее форме означает всеобщую законность, которая является сущностью права.
В то же время следует подчеркнуть, что понятия "справедливость", "равенство" и "свобода" не исчерпываются юридическими аспектами, поскольку, в отличие от правовых норм, моральные нормы могут формироваться на личностном уровне, не имея общего значения.
Следует отметить, что существует мнение, что на самом деле правовые нормы (то есть некоторые фиксированные нормы, независимо от формы, обязательные под угрозой наказания) могут предшествовать соответствующим моральным установкам, которые затем были введены для поддержания "естественного" следования установкам права.
1. Васильева Т.А. Понятие и значение источника права / Т.А. Васильева //Вестник ВУиТ. 2010. № 73. С. 37-38.
2. Горелов С.С. Судебная система России: проблемы реформирования / С.С. Горелов // Инновационная наука. 2018. № 12-2. С. 154-158.
3. Грухин, Ю. А. Теория государства и права. Ч. 1: учебно-методическое пособие / Ю.А. Грухин, В.А. Слепцов. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2016. – 124 с.
4. Елецкий И.Ю. Обычай как источник российского права // Роль и значение науки и техники для развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2018. С. 158.
5. Ершов В.В. Основополагающие общетеоретические и гражданско-правовые принципы права: Моногр. - М., 2010. С. 16-17.
6. Желдыбина Татьяна Анатольевна Судебный прецедент: современный взгляд // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2015. №3 (87).
7. Иванюк О.А. Источник права: проблема определения / О.А. Иванюк //Журнал российского права. - 2017. - № 9. - С. 147
8. Калина, В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 291 с.
9. Кашанина Т.В. Эволюция форм права / Т.В. Кашанина // Lex russica.2011. № 1. С. 35.
10. Кича М.В. Обычай как форма права в правовых системах мусульманских государств Ближнего Востока // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10 (101). С. 283.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Норма, 2018. - 304 с.
12. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник : в 2 т. Т. 2. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. С. 74
13. Мирошник С.В. Источник права и форма права: соотношение понятий/ С.В. Мирошник // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №5. С. 36.
14. Новый юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Малько. – М.: Проспект, 2017. – 1136 с. 22.
15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Норма, 2019. - 560 с.
16. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юрист, 2014. – 520 с.
17. Пашенцев Д.А. Рецензия на монографию Мкртумяна А.Ю. «Судебный прецедент в современном гражданском праве» // Гражданское право. 2009. № 3. С. 44.
18. Подтынников Иван Алексеевич Является ли судебный прецедент источником права в России? // Скиф. 2018. №1 (17).
19. Плетников, В.С., Плетникова, М.С. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10.
20. Систематизация российского законодательства в современных реалиях: сборник статей Международной научно- практической конференции (1 июля 2019 г.- Уфа: Аэтерна, 2019. – 54 с
21. Трофимов Я.В. Какое будущее ждёт обычное право России (к постановки проблемы) / Я.В. Трофимов // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2013. № 3. С. 62.
22. Ханукаев Юсуф Эдуардович Обычай как источник российского права // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2015. №1-2 (17).
23. Ярмонова Е. Н. Правовой обычай как источник права // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №2-2.