Современное общество, с присущими ему чертами глобализации, характеризуется высоким уровнем конкуренции, социальной активности, ответственно¬сти, организационных инноваций и т.д. В связи с этим возникли новые проблемы, связанные с управлением обществом, группой, человеком, в частности, проб¬лема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды, взаимоотношений; проблема ограниченности во времени действий, отношений и др.
Необходимо обращение к новым, современным техникам, подходам, технологиям управления, в частности, к психологическому управлению, основанному на новых практических и теоретических веяниях в психологической науке.
Современное состояние общества характеризуется такими процессами, как становле¬ние целостности существования, расширения и углубления разнообразных связей, т.е. процессами, связанными с глобализацией, что сказывается на всех сферах деятельности человека, в том числе научной.
Объект исследования – наука управления.
Предмет исследования – современные подходы в развитии науки управления.
Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в развитии науки управления, а также определить проблемы и пути развития науки управления.
Задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность науки управления;
2) рассмотреть современные подходы в управлении;
3) проанализировать тенденции современного этапа развития науки управления, определить проблемы и пути развития науки управления;
4) раскрыть возможность развития единой модели европейского менеджмента.
Глава 1. Теоретические аспекты науки управления
1.1 Понятие и сущность науки управления
На практике для определения деятельности по координации работы людей чаще всего используют такие понятия: администрирование, управление, менеджмент, руководство.
Понятие администрирование распространяется на управление государственными органами, а также для определения процессов руководства деятельностью аппарата управления предприятия. Три другие понятия рассмотрим подробнее.
Управление. Слово “управление” соответствует латинскому “admіnіstratіon”, что в переводе означает “деятельность под чьим-то руководством, служба в подчиненности”. Это наиболее общее понятие, которое распространяется на множество процессов, явлений, объектов (государственные, общественные, хозяйственные, технические системы) [13, с. 105].
Суть понятия “управление” определяется по-разному в философии, политэкономии, кибернетике, психологии, праве, политологии и других науках. Некоторые ученые в термин “управление” вкладывают универсальное понятие, которое в каждую историческую эпоху, в том или другом государственном устройстве общества, с одной стороны, сохраняет в себе классические черты и признаки, а с другой - наполняется новым содержанием, которое отображает те или другие особенности исторической эпохи.
Чаще всего термином “управление” определяют:
- целенаправленное воздействие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменениями обстоятельств;
- особый вид деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, а и представляет собой способ поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития;
- властные отношения, содержание которых определяется характером собственности;
- самостоятельную науку [5, с. 24].
В множестве разных определений подчеркивается значение того или иного аспекта управленческой деятельности:
- управление - это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации с целью достижения максимальных результатов (акцент на таком элементе управленческой деятельности, как “влияние”, и на его целевой направленности);
- управление является взаимодействием между руководителем и подчиненным ему персоналом (подчеркивается необходимость объединения усилий для достижения определенных результатов);
- управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу работников (упор на важность организующего начала для эффективной совместной деятельности).
Таким образом, управление соединяет человеческие и материальные ресурсы для выполнения задач, стоящих перед организацией.
Применение термина “управление” правомерно относительно общей характеристики этого вида человеческой деятельности. Но если речь идет о содержании, формах и методах управленческого влияния субъекта управления на объект управления в условиях рыночной экономики, то здесь применяется термин “менеджмент” [18, с. 76].
Менеджмент. Понятие менеджмент используется преимущественно для характеристики процессов управления хозяйственными организациями в условиях рынка. Термин “менеджмент”, как считают некоторые ученые, появился в конце ХІХ ст., когда Джозеф Вартон (США) в 1881 г. прочитал первый систематический курс по этому предмету. Более широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с активной деятельностью Фредерика У.Тейлора. “Отцом” менеджмента в Европе принято считать Анри Файоля, который оставил большое наследие в области экономической мысли. В связи с этим, очевидно, следует отметить: сначала слово “менеджмент” означало в английском языке “умение объезжать коней”. Оно происходит от глагола “to manage” (руководить), а тот - от латинского “manus” (рука).
В широком понимании менеджмент – это наука о теории управления производством, которая ориентирована, во-первых, на человека как на основной источник повышения производительности работы, а во-вторых – на реализацию объективных экономических законов и согласование экономических интересов.
В узком понимании менеджмент - это процесс, направленный на эффективное использование ресурсов для достижения организационных целей в постоянно изменяющихся условиях.
Управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, материальными ресурсами, финансами и информацией. Ведущее место здесь принадлежит управлению персоналом. Совокупность всех перечисленных видов и форм управления принято называть менеджментом [9, с. 148].
Руководство. Понятие применяется, как правило, для характеристики умения того или иного руководителя влиять на поведение и мотивы деятельности подчиненных с целью решения производственных задач.
Руководство - это управление людьми. Эта деятельность включает обеспечение сотрудничества между работниками организации, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников. Таким образом, руководство – это процесс влияния на поведение и мотивы деятельности подчиненных с целью решения производственных задач.
Известно, что термины “руководитель” и “менеджер” довольно распространены как синонимы и употребляются применительно к широкой категории работников:
- к руководителям в их отношениях с подчиненными;
- к администраторам любого уровня управления, которые организовывают работу в соответствии с современными методами управления;
- к организаторам конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
- к руководителям предприятий или их подразделений (управлений, отделов, отделений);
- к руководителям рыночной ориентации.
На самом деле термин “руководитель” употребляется применительно к лицам, которые представляют учреждение или предприятие, направляют деятельность и руководят другими людьми в их общей деятельности в достижении определенных целей.
Руководитель - это лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения, которое большую часть рабочего времени отводит руководству персоналом. К категории руководителей принадлежат президенты, вицепрезиденты, председатели советов директоров, директора, начальники и др. Даже в крупной организации управленцев высшего уровня - руководителей всего лишь несколько человек [2, с. 93].
Термин “менеджер” применим к специалистам соответствующей квалификации, нанятым на работу в качестве руководителей. Менеджер - это управленец, который владеет определенной совокупностью профессиональных знаний и практических навыков, приобретенных во время обучения и работы.
Таким образом, основное отличие между этими понятиями состоит в том, что руководители - это лица, которые назначены или избраны на руководящие должности или заняли их по собственному желанию (собственники предприятий). Они могут иметь любое образование, например: инженер, экономист, финансист, агроном, учитель. А менеджер - это профессионал, который в обязательном порядке занимает официальную должность и имеет специальное управленческое образование.
1. Барышников Ю. Н. Эволюция управленческой мысли [Электронный ресурс] // Кафедра менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/11.php (дата обращения: 27.10.2019).
2. Вдовенко З.В. Инновационное развитие в условиях неопределенности / Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии: Пятая международная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет; 18-20 апреля 2012 г.: сборник статей. Т.1 под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. М.: ТЕИС, 2012. С. 37-44.
3. Гапоненко, А.Л. Теория управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 336 c.
4. Голобоков А.С., Косырев А.В. Становление и развитие единой модели европейского менеджмента на современном этапе // АНИ: экономика и управление. 2017. №1 (18).
5. Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна Сущность и основные понятия менеджмента // Успехи в химии и химической технологии. 2014. №7 (156).
6. Грейсон Американский менеджмент на пороге XXI века / Грейсон, О'Делл Джексон; , Карла. - М.: Экономика, 2016. - 319 c.
7. Гулюк, Н.В. Сравнительный анализ моделей менеджмента: изменение ценностей сотрудников с личностных на корпоративные // Бизнес-образование в экономике. – 2016. - № 3. С. 10-12.
8. Евтихов О. В. Принципы управления персоналом как компоненты профессионально-управленческого мировоззрения руководителя // Вестник ТГПУ. 2010. №2.
9. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
10. Карпов, В.Г. Основы проектного менеджмента / В.Г. Карпов. - М.: Уфа: Монография, 2017. - 184 c.
11. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко… - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 383 c.
12. Кичаев, А. Технологии достижения целей / А. Кичаев. - М.: ГроссМедиа, 2018. - 144 c.
13. Маккей Как уцелеть среди акул / Маккей, Харви. - М.: Экономика, 2018. - 172 c.
14. Кравченко, А.И. История менеджмента. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2018. - 623 c.
15. Лицарева, Е.Ю. Европейский опыт руководства человеческими ресурсами организации на примере Великобритании, Нидерландов и Дании // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 397. С. 136–146.
16. Малявин В. В. Искусство управления. М.: Астрель: АСТ, 2006. 430 с.
17. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедури. - М., 2010. - 644 с.
18. Ободкова Е.А. Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента // ОНВ. 2011. №4 (99).
19. Погосян С.Г. Эффективные деловые организации в системе мирового менеджмента: принципы управления и перспективы их применения в российских организациях: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Погосян С.Г.; [Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»].- Ростов-на-Дону, 2015.- 201 с.
20. Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.
21. Силова, Е.А. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 34. - 2011. № 32 (247). С. 104–107.