ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегическое планирование: сущность, функции, выгоды. Понятие стратегии
2. Сущность краткосрочной стратегии фирмы
3. Анализ альтернатив и выбор стратегии
4. Проблемы, связанные с реализацией стратегии
5. Особенности формирования и реализации стратегических планов на российских предприятиях в условиях переходной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Трудно найти более сложную тему, чем стратегия, если учитывать, что это понятие имеет множество различных толкований и постоянно расширяющуюся сферу применения.
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятии, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирме позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объясни с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение роли основных участников рынка.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирм менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.
Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть краткосрочные стратегии фирмы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность стратегического планирования
2. Рассмотреть сущность краткосрочной стратегии фирмы
3. Описать анализ альтернатив и выбор стратегии
4. Выявить проблемы, связанные с реализацией стратегии
5. Охарактеризовать особенности формирования и реализации стратегических планов на российских предприятиях в условиях переходной экономики.
1. Стратегическое планирование: сущность, функции, выгоды. Понятие стратегии.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть понятны и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и вырабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Новое направление развития корпорации «Крайслер» было задумано и осуществлено ее главой – Ли Якоккой. Популярность новых моделей, расширение деятельности по маркетингу и восстановление устойчивой прибыльности «Крайслера» можно отнести на счет успешного формулирования и реализации стратегии.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей фирмы, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Но в большинстве, на предприятиях с широким владением акций подобной роскоши быть не может.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает придавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно, гибкими, чтобы, при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени.
Как считает один из ведущих специалистов и теоретиков в области стратегического управления М. Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоеваний большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т. Е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого ячества продукции, а та, оке развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенном виде продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации, а производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведении стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребности вполне определенных или даже конкретных клиентов
1. Ансофф И. Стратегическое управление, - Москва: ИНФРА,2000
2. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 1999
3. Веснин Р.Р.: Менеджмент; - М: Белые Альвы, 1999
4. Веснин Р.Р.: Основы менеджмента; - М: Институт международного права и экономики, 1998
5. Виханский О.С.: Менеджмент; - М, 2000
6. Виханский О.С. Менеджмент. - М. : «Фирма Гардарика», 1996.-416 с.
7. Вершигора Е.Е.: Менеджмент; - М: ИНФРА-М, 2000
8. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент;- Минск: Экоперспектива, 2001
9. Дж.Брайан Куини. Стратегии перемен - Стратегический процесс.Питер,2001
10. Друкер П.Ф.: Практика менеджмента; - Москва, 2000
11. Казанцев А.К.: Менеджмент в предпринимательстве; - Москва,2003
12. Казанцев А.К.: Основы менеджмента; - Москва, ИНФРА-М,2002
13. Максимцев: Менеджмент; - М: Банки и биржи, 1998
14. Маркова С.А. Стратегический менеджмент –М ИНФРА-М, 2001
15. Миниберг Г., Алъстрэнд Б., Лэмпел Дж. — Шкоолы стратегий. ., 2001.
16. Мокичев С. В. Стратегическое управление; - Казань, КГУ, 2002
17. Радугин А.А. Основы менеджмента.-М.: Центр,1998.-432 с.
18. Хасси Д. Стратегия и планирование,- Москва, ИНФРА, 2001