Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионное обеспечение является один из важных аспектов современной рыночной экономики, которая в свою очередь создает систему социальной защиты населения. Реформа пенсионной системы должна обеспечивать соблюдение принципов социальной справедливости.
Важность пенсионной системы и ее влияние на политические и социальные процессы определяют политику страны в этой области развития. В России созданы специализированные внебюджетные государственные пенсионные фонды, сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющие компании для обеспечения социального обеспечения населения.
Благополучие и качество жизни наиболее уязвимых слоев нашего общества зависят от состояния и эффективности российской пенсионной системы. Речь идет не только о пенсионерах, но и о людях, получивших инвалидность по состоянию здоровья или несчастному случаю, о детях, потерявших кормильца и т.п.
Социальная значимость пенсионной системы неоспорима, так как она затрагивает жизненные интересы практически всех граждан страны. Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации) .
Необходимым социальным условием функционирования пенсионной системы является уверенность граждан в гарантированной им старости, в соблюдении государством своих обязательств перед гражданами, что, когда работники достигают определенного пенсионного возраста, они имеют право заменять заработную плату пенсией.
В частности, всем пенсионерам, не работающим в России, гарантирована пенсия как минимум ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Это достигается за счет социальной надбавки к пенсии, которая компенсирует разрыв, если общая сумма пенсий и социальных пособий пенсионеру меньше прожиточного минимума пенсионера. Последний ежегодно увеличивается и устанавливается по всей стране и для каждого субъекта в отдельности. Выплачивает социальную надбавку к пенсии либо Пенсионный фонд России, либо органы социальной защиты населения субъектов. В результате перехода к рыночным отношениям финансовая система России претерпела значительные изменения, в связи с чем, средства государственной пенсионной системы были сосредоточены в независимом внебюджетном фонде, а именно Пенсионном фонде РФ.
На сегодняшний день Пенсионный фонд является крупнейшим внебюджетным фондом Российской экономики по объему накопленных и распределенных финансовых ресурсов. На него приходится 75% внебюджетных средств социальных фондов, а общий бюджет пенсионных фондов составляет около трети федерального бюджета РФ .
Степень разработанности проблемы. Исследованием развития систем пенсионного обеспечения занимаются такие российские и зарубежные ученые, как: Андреева О.В, Хольцман Р., Бейли Дж., Беренс В., Самутин К.А., Виленский П.Л., Русакова Н.Д., Марковиц Г.,Пайк Р., Ревентлоу П., Хмыз О.В., Ермаков Д., Смоляк Г.А., Люблин Ю.З., Холт Р., Шабалин Е.М., Роик В.Д..
Объект исследования – отечественный опыт развития пенсионной системы.
Предмет исследования – перспективы развития отечественной пенсионной системы.
Цель курсовой работы – анализ сущности, проблем и перспектив развития пенсионной системы РФ.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты функционирования пенсионной системы Российской Федерации;
2) проанализировать современное состояние пенсионной системы;
3) определить проблемы и предложить пути развития пенсионной системы России.
Теоретико-методологическая база исследования – нормативно-правовые документы РФ, статьи, труды отечественных и зарубежных авторов и нормативно-правовые документы развитых стран.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность пенсионной системы РФ
Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования.
Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня. Современная пенсионная система РФ - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию .
Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:
- Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
- Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
- Негосударственное пенсионное обеспечение.
Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты 9 может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.
В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.
Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:
- пенсии по труду;
- пенсии по выслуге лет;
- по достижении пожилого возраста;
- по причине инвалидности;
- социальной пенсии .
Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.
Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное пенсионное страхование.
Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии - это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:
- в Пенсионном Фонде России;
- на Негосударственном пенсионном фонде.
Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.
Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:
- Страховая;
- Накопительная;
- Дополнительная.
Негосударственная пенсионная система занимается созданием дополнительной поддержки для пожилых людей, используя деньги, вложенные заинтересованными лицами, а также выплаты работодателей. Таким образом, формируется и выплачивается дополнительная пенсия из указанных сумм пенсионных взносов.
Другой формой социальной защиты является пенсионное страхование, которое представляет собой систему распределения социальных рисков путем создания фондов пенсионного страхования на основе взносов работников и работодателей на выплату пенсий. Накопленный за последние десятилетия опыт, обеспечивающий лучшее понимание нюансов и проблем реформы пенсионных систем, во многих случаях подтверждает необходимость отказа от пенсионной системы .
Опыт показывает, что многоплановая структура, сочетающая выход на пенсию и пенсионное страхование, лучше всего подходит для решения проблем, связанных с пенсиями, таких как сокращение масштабов нищеты и выравнивание доходов, а также нейтрализация экономических, политических и демографических рисков, с которыми сталкивается любая пенсионная система.
Проблематика пенсионного страхования - один из главных вопросов социально-экономической политики государства. Чтобы лучше понять необходимость анализа и контроля существующих финансовых потоков в рамках существующей и реформируемой пенсионной системы, полезно описать основные аспекты текущих процессов.
1.2 Становление и развитие пенсионного обеспечения в России
Пенсионное обеспечение в России имеет довольно глубокие исторические корни. Историю развития пенсионной системы можно разделить на несколько этапов:
- I этапом появления зачатков пенсионной системы принято считать годы проведения реформ Петром I;
- II этап – 1888 г. – создание эмеритальных, страховых и пенсионных касс.
- III этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции;
- IV этап берет начало в связи с созданием новой российской государственности и либерализацией экономики .
Первоначально социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи, что означало признание их заслуг защитниками Отечества. Эта гарантия выражалась только в натуре и представлялась в виде земельных участков, домов для престарелых, богаделен и т. д. Самой распространенной гарантией была «местная» гарантия. Имение - земельная собственность, которая выдавалась на государственную или военную службу в России.
В то же время в период феодальной раздробленности стали появляться уезды, называемые административными единицами, управляемые губернаторами на правах кормления. Питание выражалось как в натуре, так и в наличности. Размер этих доходов устанавливал сам князь. При этом воевода одновременно с большим налогом собирал «кормчие деньги» - на собственное содержание. 1556 кормление было упразднено.
Кроме того, пожилые люди и инвалиды получают финансовую помощь. Общественно-правовыми формами материальной поддержки были опека, благотворительность и попечительство, Гражданская защита в рамках семейных отношений, общественная благотворительность для неимущих слоев общества, Коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и т.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020)
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
6. Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И. Бегичева - Текст : непосредственный// Российское право онлайн. 2017. № 2. С. 61-69.
7. Бурлака Н.П. Зарубежный опыт применения практики гибкого выхода на пенсию // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68). С. 32-34. - Текст : непосредственный.
8. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская - Текст : непосредственный // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.
9. Евстратова А.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в России / А.С. Евстратова - Текст : непосредственный// Воронежский государственный технический университет - 2018. – С. 81-84
10. Забелина О.В. Особенности занятости и проблемы трудоустройства лиц старших возрастных групп на российском рынке труда - Текст : непосредственный// Экономика труда. 2018. Том 5. № 1. С.165-176.
11. Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для СПО/ Захарова Н.А.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019.- 276 c. - Текст : непосредственный.
12. Криулин, В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин - Текст : непосредственный// Политика, экономика и инновации. - 2018. - № 1 (18). - С. 5.
13. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева - Текст : непосредственный// «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №11(27). – 2018. – С. 1-4.
14. Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста - Текст : непосредственный// Human progress. 2017. Том 3. № 1.
15. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2017. - Текст : непосредственный.
16. Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова - Текст : непосредственный// «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2018. - №4(20) – С. 4.
17. Садыкова, Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Садыкова Л.М. - Текст : непосредственный// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» - №11(27) – 2018. – С. 2-3
18. Соловьев А.К. Пенсионный возраст как инструмент пенсионного обеспечения - Текст : непосредственный// Финансы. 2016. № 8. С. 53-57.
19. Соловьев А.К. Пенсионный возраст как фактор макроэкономического развития - Текст : непосредственный // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 202-219.
20. Станчин, И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты - Текст : непосредственный / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – С. 192-196.
21. Терентьева Ирина Викторовна Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы - Текст : непосредственный// Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №72.
22. Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения Пенсионного фонда РФ / Е.Э. Удовик - Текст : непосредственный // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – 2018. - 10.2 (25). – С. 245-248.
23. Федоров Л.В. Развитие систем пенсионного обеспечения: теория, концепции, социальная динамика, бюджетно-финансовое совершенствование. М.: Издательство РГСУ, 2016. - Текст : непосредственный.
24. Шестакова Е.Е. Дольше работать, больше копить: западные рецепты решения пенсионных проблем - Текст : непосредственный // Россия и современный мир. 2016. № 2. С. 107-122.
25. Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин - Текст : непосредственный // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 8 (21). - С. 222-226.
26. Яруллин Р.Р. Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения / Р.Р. Яруллин - Текст : непосредственный // Инновационное развитие. — 2017. — № 12 (17). — С. 152-154.