Семья всегда сверхзначима. Ей, какой бы она ни была мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
Довольно часто встречается понятие семейные ценности. Однако дать точное определение ему довольно сложно. Если спрашивать у наших дедов, что это означает, после долгих расспросов с пристрастием они назовут вам одну основополагающую ценность – честь семьи, честь рода.
Если тот же вопрос задавать представителям молодежи, можно услышать различные варианты. Дело в том, что ценности, как и время, не стоят на месте, они меняются. Причем главный фактор изменений – экономика, диктующая жизнь каждого человека.
К примеру, такая ценность как дети, детство довольно молода. Раньше рожали на удачу – выживет – хорошо, не выживет – ничего страшного. Смерть младенцев была простой нормой. Кстати, достаточно недавно вошла в нашу жизнь такая ценность, как брак по любви. Раньше зачастую жених и невеста в лучшем случае были немного знакомы, а могли и увидеть друг друга только на свадьбе.
Совсем недавно, если говорить об историческом масштабе времени, в нашу жизнь вошли привычные нам внутрисемейные ценности, где обязательно присутствует любовь, поддержка и взаимоуважение, брачные отношения стали более настоящими, искренними, близкими. Свадьба по расчету сегодня осуждается, а пару веков назад была нормой.
Актуальность темы. Тема морального разложения общества, уничтожения семейных ценностей в мировом масштабе сегодня актуальна как никогда. Во все времена существовали семьи, в которых родители не были довольны своим потомством и считали их недостойными для продолжения семейного рода и сохранения фамилии.
Но наверно еще никогда до сегодняшнего времени никому в голову не приходило убрать из лексикона драгоценно слово «МАМА», самое ценное в жизни каждого, то, с чего начинается семья. Люди потихоньку отрываются от реальной жизни, кусочек за кусочком подменяя ее на искусственную.
Потрясающие искусственные вещи делают настоящее серым и неинтересным. Поэтому и семейная жизнь начинает казаться абсолютно примитивной и скучной, требующей новых ощущений. Но не стоит забывать, что мы все-таки живем в реальном мире, и ничто не заменит простые ценности, необходимые любой семье, такие, как любовь родителей к детям и наоборот, взаимопонимание, поддержка и взаимовыручка – то, без чего не обойтись ни одному человеку.
Да, бывает зачастую, что сами родители прививают ребенку приоритеты искусственной жизни, усаживая его за компьютер или телевизор, вместо того, чтобы провести время вместе.
На протяжении многих веков чтились и ценились семейные ценности. Считалось, что любовь между мужем и женой, верность, взаимоуважение, родительская любовь к детям, поддержка со стороны семьи, уважения каждого члена в семьи, соблюдение семейных традиций – это то, без чего немыслимо существование полноценной, нормальной семьи.
В последнее же время ситуация серьезно меняется. Молодежь не стремиться оформлять отношения официально и заводить детей. На первом месте стоит карьера, свобода, множество партнеров. Стоит ли считать, что семейные ценности исчезают, теряются?
Нередко можно встретить статьи различных психологов, опровергающих понятие верности, считающих это социальным предрассудком и пережитком прошлого, и что человеку необходимы свободные отношения даже в браке.
А ведь еще не так давно считалось, что верность – это основа счастливого брака, главная семейная ценность. Множество разводов происходит именно благодаря изменам супругов. Так много ли тех, кто разделяет мнение таких психологов? Думаю, что и на сегодняшний день большинство людей все-таки ценят и признают преданность, верность и честность в отношениях как залог счастливой семейной жизни.
Предмет исследования – ценности семьи.
Цель – проанализировать эволюцию ценностей семьи.
Задачи:
- изучить теоретические подходы к изучению семейных ценностей;
- показать ценности семьи на разных исторических этапах;
- выявить ценности у современной молодежи.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению семьи и семейных ценностей
1.1. Общие теоретические подходы к изучению семьи и семейных ценностей.
Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, которые по-разному толкуют понятие «семья». Нет единого определения понятия «семья» и в монографических исследованиях.
В теории педагогики и практике семья – это первичный социальный институт становления ребенка. Качество жизни детей непосредственно связано с условиями, существующими в семье, образовании и окружающей среде. И в данном контексте гармоничная семья – это один из источников воспитания ребенка на основе традиций и духовно-нравственных ценностей.
С давних времен затрагивались проблемы семьи и ее воздействие на ребенка. В сочинениях известных мыслителей прошлого, таких как Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо говорится о семье как факторе воспитания и о роли семьи в формировании как личности.
Философы прошлого подходили к определению сущности семьи по-разному. Одним из первых кто попытался определить склад семейно-брачных отношений, был Платон. По его мнению, «семья - неизменная общественная ячейка: государства возникают в результате объединения семей» [8].
Развивая идеи Платона, Аристотель предполагал, что семьи образуют «селения», а воссоединение «селений» – государство. Такого рода точка зрения существовала долгое время [7].
Как мы видим, еще много веков назад великими мыслителями предпринимались попытки дать сущность понятия «семья».
В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [30]. Долгое время это определение семьи считалось в отечественной философии классическим, хотя уже один из последователей А.Г. Харчева С.Н. Голод указывал на неточности данной дефиниции.
Социолог А. Г. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [30]
Являясь своеобразным социальным институтом, семья, как и любое сложное социальное явление, не поддается однозначной дефинитивной характеристике. Различные ученые делали попытки осветить отдельные аспекты сложного понятия «семья». Предлагались определения с точки зрения социологии (М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев, С.Н. Голод), истории (П. Ланслетт П., Ж.-Л. Фландрэн), этнографии (Дж. Мердок, О.А. Ганцкая), культурологии (К.М. Хоруженко, А.А. Радугин), социальной философии (Н.И. Андреева, А.А. Магомедов) – семья выступает объектом комплексного изучения различных наук.
Обобщая многочисленные концепции разных авторов, целесообразно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурно-философский.
Представители историко-социологического подхода занимаются изучением типов социальных отношений, характерных для семьи, связи семьи с другими социальными общностями, динамики и мотивации браков и разводов, исторических типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития. Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский [15]. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.
Определение М.М. Ковалевского по своему происхождению восходит к трудам Аристотеля, который считал, что в совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Основой такой семьи является совместное хозяйство, а не отношения родства.
Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала XX столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей» [24].
Сам С.И. Голод условием существования семьи считает наличие одного из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства [7].
1. Андреенкова А. В. Постматериалистические и материалистические ценности в России // Социологические исследования, 1994. № 11. С. 16–19.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. - С.66.
3. Антонов А. И. Семья – какая она и куда движется // Семья в России. 2003. № 1/2. С. 30 – 40
4. Безнощенко, Е.А. Семья в системе ценностных установок современного общества / Е.А. Безнощенко // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2010. – № 4. – С. 4-15.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. 528с.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/ С.М. Вишнякова - М., 1999. 538с.
7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С.И. Голод - Спб.,1998. 272 с.
8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов/И.В. Гребенников – М.: Просвещение, 1991. 158 с.
9. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Количественные и качественные подходы. - М., 2005.
10. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005г. - № 24.
11. Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности. // Учитель. – 2002г. - № 4.
12. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования: Учебник. - М.: Инфра - М, 2004. - 768 с. - (Классический университетский учебник).
13. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М. : Республика, 2003. 384 с.
14. Исанова, Ю.А. Роль семьи в формировании и сохранении семейных ценностей / Ю.А. Исанова. 2009. С. 1-3.
15. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. : Гардарики, 2005.
16. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования ; Ее же. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков // Ребенок в современном мире : сборник научных статей / науч. ред.: Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. М.: Изд-во МГППУ, 2007. С. 90—100.
17. Колпакова Л. А. Насилие в семье: Виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. – Ярославль, 2007. – 232с.
18. Кузьмина Е. И. Психология свободы. СПб., 2007.
19. Купрейченко А. Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года. СПб., 2003. Т 4. С. 565-567.
20. Ланслетт П. Домохозяйство и семья в прошлые времена. М., 1995.
21. Немцов А.А. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодежи // Психология в вузе. – 2003. - №4.
22. Панушкин С.М. История психологии/С.М. Панушкин – М., 2001. – 260 с.
23. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии/С.Л. Рубинштейн - М., 2006. - 200 с.
24. Ребер А. Большой толковый психологический словарь/ А. Ребер - М., 2000 – 304 с.
25. Семейные ценности студенческой молодежи. http://studbooks.net/706958/sotsiologiya/semeynye_tsennosti_ponyatie_klassifikatsiya (Дата обращения 07.06.2018)
26. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1998. С. 64.
27. Современные проблемы науки и образования / Электронный научный журнал: http://www.science-education.ru/12-274.
28. Стрельникова Л., Максименко О., Маркина Н. Общество и брак: что изменилось? // Химия и жизнь. – 2005г. - № 12.
29. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белоруского общества: гендорный аспект / Л.Г. Титоренко. Минск: БГУ, 2004. 205с.
30. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004. 1064с.
31. Фернхем А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. - СПб.: Питер, 2001. 368 с.
32. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М. : ЦСП, 2003. 342 с.