Введение
1 Теоретическое изучение неформальных коммуникаций
1.1 Понятие и сущность неформальных коммуникаций
1.2 Юмор как метод неформальной политической коммуникации
2 Сравнительный анализ метода неформальной политической коммуникации в культуре разных стран
2.1 Неформальные политические коммуникации в зарубежных странах
2.2 Применение неформальной политической коммуникации в электоральной практике России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
На данном фоне особенную заинтересованность представляют неформальные политические коммуникации. В настоящее время вопрос применения подобного типа коммуникаций считается особенно важным, так как в связи с определенным снижением эффективности традиционных форм передачи данных, только обнаружение особенностей эффективного использования неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях может способствовать победе.
Степень научной разработанности. Среди российских исследователей политической коммуникации следует выделить А.И. Соловьева, который акцентирует внимание на сложности описания этого исследования, учитывая его междисциплинарный характер и вариативность применяемых для рассмотрения подходов. Он отмечает, что корпус работ по политической коммуникативистике традиционно изучает это явление исключительно с позиций применения коммуникативных технологий для реализации поставленных политических задач. Содержательной стороне процесса отводится гораздо меньшее внимание, чем механизмам и эффектам массового воздействия, формированию общественного мнения и манипуляциям оным. Соловьев спорит с данной позицией, подчеркивая уникальный (в противопоставление универсальному) характер коммуникаций в политической сфере общественной жизни, аргументируя это спецификой транслируемой информации и наличием уникальных акторов и агентов коммуникативного процесса, опосредованных от иных проявлений социального общения.
Социокультурная составляющая политической коммуникации подробно рассматривается в монографии С.А. Шомовой. Автор, в частности, подчеркивает, что эффективная коммуникация зависит от того, насколько символические, культурные и ценностные коды различных участников коммуникации совпадают. Анализ исторических корней явления и становления феномена политической коммуникации показывает, сколь сильно его протекание и характеристики зависят от культурного и социального контекстов.
Объект исследования – неформальные политические коммуникации.
Предмет исследования – использование политического юмора как метода неформальных политических коммуникаций в культуре разных стран.
Цель - особенности применения политического юмора как метода неформальных политических коммуникаций в культуре разных стран.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению неформальных политических коммуникаций;
- рассмотреть основные формы проявления неформальных политических коммуникаций;
- изучить политический юмор как метод неформальных политических коммуникаций;
- изучить проявление неформальной политической коммуникации в разных странах.
Гипотеза: В современном мире неформальная политическая коммуникация меняется из-за появления новых методов проведения политической агитации, общей политической ситуации в стране и способов распространения информации в обществе.
1.1 Понятие и сущность неформальных коммуникаций
Коммуникация имеет много различных определений, но в широком смысле, коммуникация относится как к системе, в которой происходит взаимодействие, так и к способам общения, которые позволяют создавать, передачи и принятия различных информации.
Коммуникация включает в себя деятельность коммуникатора, который заинтересован в передаче определенной информации и принятии определенных усилий для этого, и получателя, который тратит умственную энергию для расшифровки этой информации.
В теории массовой коммуникации есть два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Сторонники данного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Он первым обратил внимание на роль массовой коммуникации в формирования сознания независимо от содержания сообщения.
Следовательно, появились и вышеперечисленные подходы к пониманию сути массовой коммуникации. Некоторые из них следует упомянуть:
Теория пропаганды, где массовые коммуникации рассматриваются как средства манипулирования общественным сознанием;
Теория магической пули, согласно которой эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека;
Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды;
Теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений - люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах;
Теория зависимости доказывает, что массовые коммуникации зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей и, чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них, чем больше у людей потребность в информации, тем выше вероятность эффективности массовой коммуникации, с точки зрения их влияния на аудиторию;
Теория усиления отводит массовым коммуникациям роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМК осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.
Сегодня существует два типа каналов массовой коммуникации - формальный и неформальный.
Формальная коммуникация - систематическое распространение информации через прессу, радио, телевидение, кино, звук и съемки, с целью подтверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного влияния на оценки, мнения и поведения людей.
Однако в информационном поле политики наравне с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особую роль занимают неформальные каналы коммуникации.
Под неформальными коммуникациями подразумевается внешне никак не направляемые, никак не управляемые и неконтролируемые коммуникации между отдельными людьми и группами, образующиеся и формирующиеся как бы спонтанно, без помощи других.
Можно выделить, что в последние десятилетия обнаружилось, что говорить о совершенной стихийности неформальной коммуникации не требуется, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой, ее можно довольно эффективно применять для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении разных политических кампаний.
Особенность неформальных коммуникаций обусловливается другим характером взаимосвязи между производителем информации и ее потребителем. В случае если классические формы определяют взаимосвязь «производитель — потребитель» с помощью выбора того или другого медиа-канала, то в условиях неформальных коммуникаций человек сам стремительно принимает участие не только лишь в создании обратной реакции, но и в распространении данных.
1. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической индентификации. ПОЛИС, 2009, №3. С. 5-18.
2. Graber, D. A., `Political Language', in Nimmo and Sanders, eds, Handbook of Political Communication, Beverly Hills, Sage, 1981, pp. 195-223.
3. Шомова С.А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы (монография). М.: Издательство ИНИОН, 2009 г.
4. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: статьи. М.: Лабиринт, 2017. 582 с.
5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учеб. М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. 304 с.
6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Лабиринт, 2017. 368 с.
7. Завгородняя М.Ю.. "Пол Лазарсфельд: новый взгляд на изучение электоральной коммуникации" Локус: люди, общество, культуры, смыслы, no. 4, 2017, С. 105-111.
8. Маклюен Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. Москва, 2015. 28 с.
9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Переведено с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб. 2017. 384 с.
10. Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации // Инфопедия для углубления знаний. URL: https://www.myunivercity.ru.html (дата обращения 2.12.2020).
11. Основные теории и концепции массовой коммуникации // Студент журфака. URL: http://studyjourn.blogspot.com/2013/01/blog-post_19.html (дата обращения 3.12.2020).
12. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПб.: Лабиринт, 2018. 253 с.
13. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН, 2018. С. 49.
14. Дмитриев, А. В. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН, 2018. С. 92.
15. Как зарождалась политическая карикатуристка: История Томаса Наста // Москва 24. URL: https://www.m24.ru/articles/SShA/25112015/90695 (дата обращения 3.12.2020).
16. У. Тафт. Одна должность на двоих // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2013/04/10/525 (дата обращения 3.12.2020).
17. Дмитриев, А. В. Неформальная политическая коммуникация. М.: РОССПЕН, 2015. 313 с.
Всего 31 источник литературы