Введение
- Теоретические основы формальных и неформальных коммуникаций в организации
1.1. Сущность и роль коммуникаций в организации
1.2. Характеристика формальных и неформальных коммуникаций
- Анализ формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Диагностика формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-»
2.3. Предложения по улучшению формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Цель исследования – разработка предложений и рекомендаций по улучшению формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формальных и неформальных коммуникаций в организации.
- Провести анализ формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-».
- Разработать предложения по улучшению формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-».
Работа включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложения.
В первом разделе рассматривается сущность и роль коммуникаций в организации, дается характеристика формальных и неформальных коммуникаций.
Во втором разделе дается краткая характеристика ООО «-», проводится диагностика формальных и неформальных коммуникаций в организации.
В третьем разделе разрабатывается предложения и рекомендации по улучшению формальных и неформальных коммуникаций в ООО «-», проводится расчет их экономической эффективности.
При проведении исследования использовались следующие методы: изучение специальной литературы и периодики, анализ текущей документации предприятия, статистический анализ, анкетный опрос, наблюдение.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты; учебные пособия по менеджменту, теории управления, теории организации и организационному поведению, организационной культуре таких авторов, как В.П. Балан, А.П. Балашов, И.А. Иванова, Н.Б. Костина, Ю.Н. Лапыгин, Е.И. Мазилкина, Е.Л. Маслова, А.Н. Петров, Э.М. Коротков и др.; материалы периодических изданий и научных сборников; текущие архивы ООО «-» за последние три года; электронные источники удаленного доступа
1. Теоретические основы формальных и неформальных коммуникаций в организации
1.1. Сущность и роль коммуникаций в организации
В классическом цикле менеджмента специалистами выделяются функции менеджмента и связующие процессы, которые используются при выполнении любой управленческой функции. К связующим процессам относится прежде всего коммуникация. Коммуникации являются важнейшим элементом организационной культуры. Они служат связующим элементом в управленческой деятельности. Поэтому эффективное функционирование организации зависит от качества коммуникаций [4, с. 95]. Как и любое организационно-социальное явление, коммуникация представляет собой сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматривают коммуникацию:- как – процесс. Здесь коммуникация рассматривается только с одной стороны, где выступает как совокупность действий во времени, направленная на реализацию процесса передачи информации между людьми, и как социальная категория;- канал связи. В этих определениях коммуникация – инженерно-техническая категория;- услугу. В этом случае коммуникация представляет собой экономическую категорию, зависящую от конкретных условий производства и потребления;- функцию. Здесь коммуникация выступает как совокупность действий для достижения поставленной цели;- систему. В этих определениях упор делается на реализацию обмена информацией между группами людей.Коммуникацию рассматривают также как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношений и т.д. [12, с. 159]. Так, по определению Е.И. Мазилкиной, коммуникация – это обмен информацией в условиях межличностного и массового общения с помощью различных коммуникативных средств [10, с. 130].
А.П. Балашов приводит несколько определений организационной коммуникации, это:
- обмен информацией между двумя или более людьми;- способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение;- общение людей, которое включает обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией [4, с. 95].Ю.Н. Лапыгин дает следующее определение: «Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми; это общение, передача деловой информации, сообщений; это обмен мыслями и информацией для обеспечения взаимопонимания при достижении целей организации. И, поскольку обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности, постольку коммуникации являются связующим процессом, влияющим на эффективность управления организацией» [9, с. 302].
По мнению А.Н. Петрова, коммуникация – это процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов, который включает в себя два вида процессов: коммуникативные и коммуникационные. Коммуникативные процессы описывают последовательности действий между людьми при их общении, а коммуникационные процессы, как правило, описывают действия аппаратуры, формирующие коммуникационный канал при передаче информации [12, с. 158].
Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением).
Базисом в системе организационных коммуникаций является информация. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1], информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
- I. Нормативно-правовые акты:
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 03.04.2020 г. № 105-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
- Специальная литература:
2. Аширбагина, Н.Л. Коммуникация как одна из основных сложностей менеджмента / Н.Л. Аширбагина, В.А. Шульгин // От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. – Омск: ООО «Издательский центр КАН», 2017. – С. 318-321.
- Балан, В.П. Практический менеджмент: учеб. пособие / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев. – Воронеж: Научная книга, 2017. – 227 с.
- Балашов, А.П. Организационная культура: учеб. пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 278 с.
- Болдырева, Н.В. Роль и значение внутренних коммуникаций в условиях современного бизнеса / Н.В. Болдырева // Вестник Евразийской науки. – 2018. – Т.10. – № 1. – С. 22-33.
6. Иванова, И.А. Менеджмент: учебник и практикум / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. – М.: Юрайт, 2020. – 305 с. 7. Костина, Н.Б. Теория управления: учебник / Н.Б. Костина, Т.В. Дуран, Д.А. Калугина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 252 с. 8. Крутова, Л.Н. Коммуникации как системообразующий механизм менеджмента / Л.Н. Крутова // Вектор экономики. – 2018. – № 11(29). – С. 22-26.
- Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 360 с.
- Мазилкина, Е.И. Менеджмент : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 197 с.
- Маслова, Е.Л. Менеджмент: учебник / Е.Л. Маслова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 332 с.
12. Петров, А.Н. Менеджмент в 2 ч. Ч.2: учебник / А.Н. Петров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 299 с.
- Практический менеджмент: учеб. пособие / под общ. ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 330 с.
14. Русанов, П.И. Особенности разработки интранет-порталов для автоматизации деятельности предприятий / П.И. Русанов, Д.Н. Мирошник, Т.С. Гурьева // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2018. – № 2(25). – С. 90-94.
- Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: учеб. пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
16. Трофименко, Е.Ю. Использование корпоративных социальных сетей на российских предприятия / Е.Ю. Трофименко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2018. – Т.2. – № 3. – С. 155-160. 17. Фандий, К.В. Коммуникации в отношениях руководства. Формальные и неформальные каналы коммуникации / К.В. Фандий, Н.М. Зайцева // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2(30). – С. 1506-1508. 18. Хрущев, К.А. Виды коммуникаций / К.А. Хрущев // Modern Science. – 2019. – № 12-3. – С. 153-158.
III. Текущий архив:
- Бухгалтерские балансы ООО «-» за 2017-2019 гг.
- Годовые отчеты отдела по работе с персоналом ООО «-» за 2017-2019 гг.
- Годовые отчеты о результатах деятельности ООО «-» за 2017-2019 гг.
- Журналы делопроизводства и документооборота ООО «-» за 2017-2019 гг.
- Отчеты о финансовых результатах ООО «-» за 2017-2019 гг.
- Устав ООО «-».
- Штатное расписание ООО «-».
- IV. Электронные источники удаленного доступа:
- Егорова, А. Корпоративные доски – эффективный инструмент внутренней коммуникации / А.Егорова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetreningi.ru/articles/kakoy_instrument_vnutrenney_kommunikacii_v_kompanii_effektiv/, свободный – Дата обращения 18.06.2020.
- Официальный сайт ООО «-» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proftermo.ru/, свободный – Дата обращения 11.06.2020.
- Официальный сайт IT-компании Directum [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.directum.ru/, свободный – Дата обращения 24.06.2020.