Введение
1 Теоретические основы изучения неформальных политических коммуникаций
1.1 Понятие политической коммуникаций
1.2 Методы неформальных политических коммуникаций в социальных сетях
2 Специфика и основные функции неформальных политических коммуникаций в социальных сетях
2.1 Специфика неформальных политических коммуникаций в социальных сетях
2.2 Основные функции неформальных политических коммуникаций в социальных сетях
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
В настоящее время коммуникативные процессы в политической сфере обладают наиболее высокой степенью интенсивности. С момента возникновения и распространения каналов массовой коммуникации, таких как всем известным социальные сети, отношение индивидов к политике детерминируется особенностями источников получаемой политической информации. Появление такого технического средства общения, как Интернет создало в информационном пространстве политики, сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию, которая раньше являлась не столь важной и популярной.
Таким образом, политическая коммуникация, непосредственно возникающая в процессе взаимодействия гражданского общества с государством, является весьма значимой и важной, но также данная проблематика является не полностью изученной. Данная проблема продолжает оставаться популярной для исследования многими отечественными и зарубежными учеными в области политической социологии.
Степень научной разработанности. Данная тема изучалась достаточным количеством различных отечественных и зарубежных ученных. Одним из ярких классических представителей социологии, затронувшую данную тему, был Макс Вебер, который упомянул про важность и необходимость политической коммуникации в своем труде «Политика как призвание и профессия», популярность которого на сегодняшний день не уступает многим современным работам.
Также И.А. Бронников в своей работе «Новые способы политической коммуникации в сети интернет» упомянул о возможности глобальной сети обеспечивать пространство для постоянных различных общественно- политических дисскусий, которые открывают реальную возможность преодоления уже сложившегося иерархизма общественных структур. Вследствие постоянного информационного обмена политических и общественных деятелей, средств массовой информации и граждан, последним предоставляется возможность активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.
Данная выше литература свидетельствует о немалом интересе к политической коммуникации у различного рода ученных широкого спектра дисциплин как в целом естестве, так и в отдельных конкретных формах его проявления, в главную и первую очередь, которую непосредственно и занимает политическая социология.
Объектом исследования является политические коммуникации.
Предмет исследования – неформальные политические коммуникации в социальных сетях.
Цель исследования – изучение и описание неформальных политических коммуникаций в социальных сетях.
Задачи исследования:
- охарактеризовать политические коммуникации;
- изучить методы неформальных политических коммуникаций в социальных сетях;
- изучить специфику неформальных политических коммуникаций в социальных сетях;
- определить функции неформальных политический коммуникаций в социальных сетях и выявить возможности неформальных политических коммуникаций для социальных сетей.
Гипотеза исследования – взаимодействие политических деятелей через социальные сети осуществляются следующими способами: непосредственное взаимодействие органов власти и гражданского общества, быстрое реагирование на проблемы и их своевременное решение, улучшение коммуникации между политиками и гражданами страны и изучение обратной связи на различные ситуации.
1.1 Понятие политических коммуникаций
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих и направляющих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально- информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.-М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека.
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, которые структурируют политическую деятельность и придают ей новое значение.
Политическая коммуникация – это, по мнению Д. Грэберу, составление, передача, получение и обработка сообщений, которые, вероятно, имеют значительное воздействие на ход политики» [9]. То есть структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение.
Политические коммуникации выступают своеобразным социально- информационным полем политики.
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил модель коммуникационного процесса, которая включает в себя 5 элементов:
- кто передает сообщение? – коммуникатор;
- что передается? – сообщение, то есть текст;
- как осуществляется передача? – канал;
- кому направлено сообщение? – реципиент, то есть аудитория;
- с каким эффектом? – обратная связь, то есть эффективность [10].
Исследователи-ученые выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты; средства массовой информации; неформальные контакты.
Принято выделять два вида политической коммуникации: горизонтальную и вертикальную. Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами, то есть между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами, то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики.
Посредством политических коммуникаций передается три основных типа политических сообщений: побудительные, то есть или же приказ, убеждение; собственно информационные, которые являются сведениями, содержащие реальные или вымышленные данные; и, конечно, фактические сообщения, которые связаны с установлением и поддержанием контакта между, как раз таки, субъектами политики.
Усиление роли политики в современном обществе главным образом происходит с помощью системы менеджмента качества. В ходе непосредственного исторического развития человеческое общество доросло до понимания, что стратегия и тактика социального развития должны определяться в режиме диалога всех сил, которые включены в систему социального взаимодействия.
Политические коммуникации осуществляется различными способами, посредством направления политических сообщений конкретным людям, сообществам. Сообщения могут выглядеть как констатация фактов, вызывающих заинтересованное отношение публики к ним, или как разъяснение смысла событий. Политические коммуникации в большей степени осуществляется как вертикальная нисходящая коммуникация. Инициатором сообщений, то есть коммуникатором, как правило, является лидер или политическая организация. Субъект коммуникации владеет механизмом формирования и распространения информации.
Коммуникация лидера с политической средой динамична и разнообразна. Лидер постоянно борется за сохранение своей позиции. Однако люди, окружающие лидера могут изменить свое отношение к лидеру и даже могут определить другого лидера. На отношение личности к своему лидеру влияют его потребности, мотивы, политические убеждения, межличностные отношения и др.
Лидер, для сохранения и развития отношений со своими сторонниками, должен правильно построить систему коммуникаций с ними. Оптимально выстраивая коммуникативные модели, лидер постоянно должен конструировать свой образ и вначале доводить его до ближайшей общественности, а по возможности и до более широкой аудитории. Для того, чтобы оказать управляющее воздействие на те или иные элементы политической сферы такие, как электорат, общественное мнение и другие, политический лидер должен воспользоваться всеми имеющимися ресурсами.
Средства влияния, не зависящие не столько как от действия самого лидера, как от его официального статуса, положения в обществе. К ним относятся должностная власть, включающая власть поощрения и власть наказания. Данная власть реализуется через предоставление каких-либо полномочий и преимуществ в социальной иерархии, материальных благ.
К средствам влияния, непосредственно зависящие от личности лидера можно отнести влияние личности, то есть свои качества, поступки, биография и другие. Политические лидеры для общественности являются символами добра или зла. От того, как они смогут достичь конкретного результата, воздействовать на публику личным примером, во многом зависит отношение к ним общественности.
Одним из признаков, лежащих в основе политических движений и коммуникаций, является отношение к собственности. Политическая коммуникация выступает своеобразным инструментом реализации политических целей. Политические коммуникации возникают с появлением самой политики. В период Второй Мировой Войны система политических коммуникаций была нацелена на выяснение внутренней структуры сущности своих противников. Для этого развивалась система представлений, налаживался информационный обмен, передавалась политическая информация - как сторонникам, так и, конечно, противникам. Такая информационная деятельность требовала структурированности политической информации, следовательно, необходимы были исследования - социологического, статистического и иных характеров о мнениях, отношениях людей к стране, врагу и другие.
1. Вебер Макс Политика как призвание и профессия – М.: Новое время
№21, 1990. – 292с.
2. Артюхина Е.В. Интернет, как средство политической коммуникации [Электронный ресурс]: Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7., Филос., 2008. – С. 121-124. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak- sredstvo-politicheskoy-kommunikatsii
3. Смолян Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности [Электронный ресурс]: Информационное общество / Г.Л. Смолян. – М.: Инф.общ, 1999. – С.21-25. Режим доступа: URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/14823cf68db4c40dc32568b0003bb62 e
4. Бронников И.А. Новые способы политической коммуникации в сети интернет – М.: Научные труды Московского гуманитарного университета. 2011. С 13-20.
5. Шпуга Екатерина Сергеевна Неформальные средства коммуникации политических лидеров современной России // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-sredstva-kommunikatsii- politicheskih-liderov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 12.11.2020)
6. Хецелиус Валерия Евгеньевна Социальные сети как инструмент политической коммуникации // Наука без границ. 2019. №5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-politicheskoy- kommunikatsii (дата обращения: 13.11.2020)
7. Бронников И.А. Интернет как ресурс политической власти – М.: Научные труды Московского гуманитарного университета. 2011. С 25-30.
8. Понятие политической коммуникации // Информационный ресурс URL: https://cyberpedia.su/3x8674.html (дата обращения: 19.11.2020)
9. Средства политической коммуникации // Политология URL: https://studopedia.ru/2_23807_sredstva-politicheskoy-kommunikatsii.html (дата обращения: 20.11.2020)
10. Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла // Социальная психология URL: https://students-library.com/library/read/59718-model- kommunikativnogo-processa-g-lassuella (дата обращения: 20.11.2020)
11. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере // Политология URL:
https://vuzlit.ru/883200/spetsifika_kommunikatsionnyh_protsessov_politicheskoy_ sfere (дата обращения: 22.11.2020)
12. Политические лидеры // Социология, Политология URL: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-politicheskih-liderov.html (дата обращения: 22.11.2020)
Всего 25 источников литературы