Актуальность исследования. Сегодня происходит утверждение новых принципов организации политико-информационных процессов, распространение плюрализма мнений, возрастание числа политических субъектов, представляющих интересы разных групп общества. Это усиливает потребность в согласовании политических позиций, что привозит к расширению и увеличению потоков политической коммуникации.
В сферу политики активно внедряются новые информационно-коммуникативные технологии, которые не только вносят качественные изменения о существующих представлениях, ценностях, установках, стереотипах, но и влияют на изменение политического поведения, моделей взаимоотношения между политическими институтами и гражданским сообществом.
Политическая коммуникация выступает как составная часть политики, что определяется ее природой как коллективной. Сложно организованной целенаправленной деятельность, которая ориентирована на достижение групповых целей и интересов, включая интересы всего общества.
Понимание особенностей коммуникативного процесса в политике способствует формированию гражданского самосознания, направлению политическую культуры общества, что делает политическую коммуникацию важным звеном политического развития российского общества.
В современном мире, наряду с официальными каналами политической коммуникации, широкое распространение получают неформальные политические коммуникации, которые становится неотъемлемой частью политических процессов.
Сложность их изучения определяется стихийностью характера возникновения неформальных источников коммуникации, трудностями в контроле за передаваемой по ним информацией. В этой связи, актуальной задачей является изучение роли неформальных политических коммуникаций в современном обществе и представлений граждан об информации, передаваемой по неформальным каналам политической коммуникации.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с изучением возможностей политического воздействия через политические коммуникации привлекают внимание специалистов в сфере общей социологии, социологии коммуникации, политической социологии, а также управления, философии, менеджмента, культурологии.
Так, первая коммуникационная модель, которая использовалась применительно к политической сфере, была предложена еще Аристотелем [1], который рассматривал политическую коммуникацию как особый вид общения и взаимодействия между людьми.
В процессе развития общества, появлялись новые подходы к пониманию политической коммуникации. Значительную роль сыграли труды представителей кибернетического направления (К. Дойч [2], Н. Винер [3] и др.), а также структурно-функционального направления к изучению политики (Т. Паронс [4], Р. Мертон [5]).
В отечественной политологической мысли также уделялось значительное внимание изучению политической коммуникации. Здесь можно отметить труды А.И. Соловьева [6], С.А. Шомову [7] М.Н. Грачева, Ю.В. Ирхина [8], которые предпринимали попытки определения понятия политической коммуникации, ее структуры и уровней, а также принципов передачи информации по каналам политической коммуникации.
Так, можно отметить труды Т.Р. Барановой [9], которая определяет особенности использования формальной политической коммуникации как механизм влияния на политические процессы современной России; А.И. Савельеву [10], рассматривающую роль политической коммуникации в политических процессах и возможности использования политических каналов передачи и обмена информации между политической властью и гражданским обществом.
Объект работы: неформальные политические коммуникации.
Предмет работы: роль неформальных политических коммуникаций в политическом процессе.
Цель работы: определить роль неформальных политических коммуникаций в политическом процессе.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и структуру политической коммуникации;
- выделить виды неформальных каналов политической коммуникации;
- изучить неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях в России;
- исследовать отношение россиян к неформальным каналам политических коммуникаций в СМИ.
Гипотеза: Неформальные политические коммуникации играют важную роль в политическом процессе, так как через различные каналы неформальной коммуникации (политические слухи, мифы, граффити, анекдоты, карикатуры) передаются и распространяются общественные оценки, настроения в отношении отдельных политиков или политической ситуации в целом.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как З.Ф. Хубецова[14], О.Ю. Голуб, Н.О. Тихонова [15], А.П. Чудинов[16], А.С. Тургаев[17], А.Е. Сиушкин, О.Е. Милаева[18], Т.В. Ермилова [19] и т.д.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были рассмотрены понятие и структура политической коммуникации; выделены особенности неформальных каналов политической коммуникации; изучены неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях в России; исследовано отношение россиян к неформальным каналам политических коммуникаций в СМИ.
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения роли неформальных политических коммуникаций в политическом процессе.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1 Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций
Понятие коммуникация имеет множество различных определений, но в широком смысле под коммуникацией понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию [3].
Коммуникация возникает там, где есть информация, исходящая из какого-либо источника, определенная форма или способ ее передачи, а также получатель, интерпретирующий данную информацию.
Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации и предпринимающего для этого определенные усилия, а с другой - реципиента, затрачивающего психическую энергию на расшифровку информации [3].
Основная функция коммуникации в обществе – социализация посредством передачи информации. Этот процесс, несомненно, в качестве результата информационного воздействия предполагает изменение самого объекта и его поведения. Однако субъект коммуникации может ставить, но может и не ставить задачу по изменению поведения объекта. Целью субъекта может быть. Например, информирование объекта. Коммуникация включает в себя и ту, и другую модель целеполагающей деятельности субъекта.
В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.[2]
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Он первым обратил внимание на роль массовой коммуникации в формирования сознания независимо от содержания сообщения.[4]
Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Необходимо упомянуть о некоторых из них:
- теория пропаганды, где массовые коммуникации рассматриваются как средства манипулирования общественным сознанием.
- теория магической пули, согласно которой эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека.
- теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды.
- теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений - люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах.
- теория зависимости доказывает, что массовые коммуникации зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей и, чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них, чем больше у людей потребность в информации, тем выше вероятность эффективности массовой коммуникации, с точки зрения их влияния на аудиторию.
- еория усиления отводит массовым коммуникациям роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМК осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.
На сегодняшний день выделяют два вида каналов массовых коммуникаций – формальный и неформальный.
Формальные коммуникации - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Но в информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации.
Под неформальными коммуникациями понимается внешне не направляемые, не управляемые и неконтролируемые коммуникации между отдельными людьми и группами, возникающие и развивающиеся как бы стихийно, самостоятельно.[13]
Стоит отметить, что в последние десятилетия выяснилось, что говорить об абсолютной стихийности неформальной коммуникации не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой, ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний.
И все же неформальные коммуникации отличаются от институализированной, прежде всего тем, что они не поддается жесткому
1. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации [Электронный ресурс] // OnlineLIbrary. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/ doi/abs/10.1002/bs.3830100108 (дата обращения 16.11.2020).
2. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/cybern/contents.htm (дата обращения 16.11.2020).
3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Электронный ресурс] // Socioline. URL: https://socioline.ru/pages/tparsons-ponyatie-obschestva-komponenty-i-ih-vzaimootnosheniya (дата обращения 16.11.2020).
4. Мертон Р. Теоретическая социология [Электронный ресурс] // Oxfordacademic. URL: https://academic.oup.com/sf/article-abstract/47/1/91/ 2228934?redirectedFrom=fulltext (дата обращения 16.11.2020).
5. Соловьев А.И. Политические коммуникации [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/solovev-ai-red-politicheskie-kommunikacii_b35850ddf36.html (дата обращения 16.11.2020).
6. Шомова С.А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы [Электронный ресурс] // Публикации НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/82234834 (дата обращения 16.11.2020).
7. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки [Электронный ресурс] // Библиотека Михаила Грачева. URL: http://grachev62.narod.ru/grachev_irhin/content.htm (дата обращения 16.11.2020).
8. Баранова Т.Р. Политическая коммуникация в условиях современной России // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 13. С. 117-119.
9. Савельева А.И. Роль политических коммуникаций в политических процессах современного мира // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7. С. 39-45.
10. Кульназарова А.В. Интернет-коммуникации органов государственной власти и общества в России // Вопросы политологии. 2016. № 3. С. 60-66.
11. Джантеева Д.С. Неформальные коммуникации акторов этнополитических процессов // Вопросы политологии. 2018. № 7. С. 241-250.
12. Кузнецова Е.В. Инновации в политической коммуникации // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. М. : РУДН, 2017. С. 98-113.
13. Хубецова З.Ф. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт. М. : ООО «Смелый дизайнер», 2017. 142 с.
14. Голуб О.Ю., Тихонова Н.О. Теория коммуникации. М. : Дашков и К, 2016. 338 c.
15. Чудинов А.П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-harakteristiki-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения 16.11.2020).
16. Тургаев А.С. Политология. М. : Издательство Юрайт, 2019. 298 с.
17. Сиушкин А.Е., Милаева О.Е. К вопросу об особенностях политической PR-коммуникации // Наука. Общество. Государство. 2015. № 1 (9). С. 1-13.
18. Ермилова Т.В. Сущностные характеристики политической коммуникации // Социальные коммуникации и эволюция обществ. Новосибирск : НГТУ, 2019. С. 270-275.
19. Саввин А.М. Теория политической коммуникации. Особенности политической коммуникации в российском политическом процессе // Современные проблемы права и управления. Тула : Папирус, 2019. С. 69-75.