Курсовая работа|Социология

Российская армия как предмет социологического анализа

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2020 | Страниц: 35

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Теоретические основы изучения отношения к службе в армии

1.1 Армия как социальный институт

1.2 Имидж армии и механизмы его формирования

2 Отношение россиян к службе в армии

2.1 Армия страны: оценки россиян

2.2 Отношение молодых людей призывного возраста к службе в армии

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Приложение Б Анкета

Армия во все времена являлась неотъемлемой частью любого государства. Она играет важную роль не только во внешней, но и внутренней политике. Актуальность изучения имиджа российской армии состоит в том, что молодёжь помогает государству указать на те или иные недостатки службы, помогает найти пути развития имиджа современной российской армии. На данный момент молодежь имеет четкое укоренившееся представление об армии. Все это подкрепляется влиянием средств массовой информации на сознание и навязыванием человеку искусственных установок, что не должно отражаться в мировоззрении всего общества. Молодежь – это социальная группа, которая обладает неустойчивым психическим состоянием, влияние на которое оказывает множество социальных, политических, религиозных факторов. Она является движущей силой общественного прогресса России. Одна из главных задач государства состоит в формировании имиджа армии, так как от этого зависит не только внешняя, но и внутренняя безопасность страны. Однако можно сказать, что большая часть молодежи не против несения военной службы, но они считают это нецелесообразно, так как «теряется» один год. За который можно было бы повысить свою квалификацию, получить дополнительное образование и т.д.

Степень научной разработанности. Проведенный анализ литературы показал, что проблеме отношения к службе в армии, причине и условиям формирования имиджа армии уделяется недостаточно внимания. Данная проблема практически не изучалась, потому что раньше существовали строгие рамки воинской обязанности. В настоящее время глобально меняется политическая обстановка в стране. В связи с этим в трудах ученых все больше отражается проблема службы в армии в представлении молодежи. Труды ученых можно разделить по направлениям.

Следующая группа авторов изучали проблемы ценностей службы в армии. Данное направление получило отражение в работах И.А. Климова, Р.П. Климентьева.

Также следует отметить научные труды авторов, которые анализировали роль и место армии в системе современного общества. К ним можно отнести работы: В.К. Новик и Д.Г. Передня, Б.В. Дубин, Г.А. Кабакович, Ю.Г. Спицын, А.Г. Левинсон, В.В.Серебрянников, А.И. Смирнов, И.Ю. Суркова, А.Ю. Солнышков.

Объектом исследования курсовой работы является армия как социальный институт.

Предметом исследования является отношение молодежи к современной российской армии.

Цель: изучить и проанализировать отношение молодежи к современной российской армии.

Задачи:

- рассмотреть армию как социальный институт;

- рассмотреть понятие имиджа и механизмы его формирования;

- проанализировать армию в представлении общественного мнения;

- изучить отношение молодежи к службе в армии.

Гипотеза: образ современной российской армии в глазах молодёжи негативен. Несмотря на то, что армия является хорошим социальным лифтом, такие факторы как дедовщина, коррупция, плохие условия проживания формируют отрицательное отношение к армии и всё больше людей отказываются от несения службы.

1.1 Армия как социальный институт

Социальный институт – это некоторая общественная организация, призванная выполнять важную для существования общества функцию. Прежде всего, институт армии выполняет защитную функцию страны от внешних угроз. Понятие «армия» произошло от латинского слова «вооружать». С точки зрения политической науки армия выступает в качестве органа государства, который предназначен для введения его политики средствами вооруженного населения, туда входит совокупность всех вооруженных сил государства. Вооруженные силы РФ – это ключевой и неотъемлемый элемент нашего государства. Они предназначены для защиты суверенитета и целостности России, могут применяться для защиты антиконституционных действий. А также в мирное или военное время вооруженные силы вместе с иными воинскими формированиями и организациями выполняют, возложенные на них задачи, в соответствие с федеральным законодательством РФ. Однако следует отметить, что армия не только играет важную роль на мировой арене, но и остается актуальна и значима на внутреннем уровне.

Роль армии в жизни российского общества и ее влияние на население страны всегда было огромно. Армейскую школу мужества, дисциплины и порядка, воспитания и ответственности проходила почти вся основная часть мужского населения нашей страны. Они всегда были готовы отстаивать территориальную целостность и независимость страны, достойно защищали интересы Отечества и сохраняли его суверенитет.

С точки зрения социологии армия представляет собой один из главных социальных институтов общества, который призван удовлетворять потребность общества в обеспечении безопасности путем вооружённой защиты и обороны страны.

В качестве квалифицирующих признаков ученые выделяют ряд внутренних и внешних функций, присущих социальному институту армии. К внутренним функциям ученые относят: сохранение социальной стабильности в обществе, разрешение конфликтов, грозящих нарушению целостности страны. Также сюда можно отнести воспитательную функцию - патриотизм, физическую, психологическую и моральную подготовку молодого поколения как форма социализации. К внешним функциям ученые относят такие виды деятельности как сохранение государственного суверенитета, защита государственных границ, помощь союзникам. Следовательно, можно говорить, что армия как социальный институт обладает рядом признаков, она представляет собой: государственное учреждение, вследствие чего она защищает интересы государства в целом; правовую организацию, следовательно, её функционирование осуществляется согласно внутреннему законодательству государства.

В качестве отличительного признака армии от иных социальных институтов выступает наличие боевой мощи. Этот признак позволяет государству обойтись без насилия, так как армия в этой роли выступает как гарант неприкосновенности закона.

В зависимости от экономических возможностей государства ученые выделяют следующие типы организации вооруженных сил:

- профессиональные;

- армия на основе воинской обязанности;

- милиционные, то есть отсутствуют кадровые формирования;

- всеобщее вооружение народа.

Важнейшим условием функционирования армии как социального института выступают гражданско-военные отношения. Сюда можно отнести такие процессы как: формирование бюджета вооруженных сил, меры социальной помощи семьям военнослужащих – льготы, пособия и т.д. Также стоить отметить, что важным критерием является отношение общества к роли армии в социальной жизни, что проявляется в ощущении обществом внутренних и внешних опасностей, а также степени личной защищенности.

Немаловажным условием функционирования вооруженных сил является роль армии в политической жизни страны. Здесь оценивается готовность армии к защите интересов правящего слоя, народных масс и общества в целом. Важными факторами успешного функционирования армии как социального института выступает степень доверия и уверенность населения в том, что армия сможет защитить общество как от внешних, так и от внутренних угроз. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в ходе успешного функционирования армии возрастает престиж военной профессии, готовность населения к защите родины и оказания поддержки вооруженным силам. Армия является вторичным агентом социализации. Для молодых людей период службы бесследно не проходит. Они приобретают такие качества, которые бы не смогли приобрести в обычной жизни. Это дисциплинированность, ответственность и т.д. Также армия является самым доступным социальным лифтом. Солдаты продвигаются благодаря повышению в звании. Повышается звание – растет богатство, а следовательно, растет и власть, которую можно использовать как канал для дальнейшего продвижения.

1 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. 4 изд., М. : Эксмо, 2016. 356 с.

2 Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации : дис… канд. филос. наук. М. 2015. 45 с.

3 Бахрах Д. Н. Административное право России М. : НОРМА, 2018. 512 с.

4 Новик В.К., Передня Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 101-107.

5 Кабанов, Д.И. Молодежь как носитель социальной проблемы − отношение к армии М. : Дашковик, 2018. 308 с

6 Лисовский В.Т. Социология молодежи СПб. : Нева, 2015. 367 с.

7 Климов И.А. Патриотические основания российской идентичности // Отечественные записки. 2017. № 3. С. 45-46.

8 Климентьев Р.П. Призыв на военную службу // Социологическое исследование 2018. № 10. С. 72-76.

9 Левинсон А.Г. Армия как институт социализации // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 63-70.

10 Серебрянников В.В. Социология армии М. : ИСПИ РАН, 2016. 465 с.

11 Парсонс Т. О структуре социального действия М.: Академический Проект, 2010. 880 с.

12 Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Исследования: [сайт]. [2016]. URL: https://wciom.ru (дата обращения: 08.12.2020).

13 Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс] // Исследования: [сайт]. [2019]. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11813 (дата обращения: 08.12.2020).

14 Золотарев В.А. История военной стратегии России М.: Кучково поле, 2018. 503 с.

15 Зеленков М.Ю. Система формирования положительного отношения российского общества к Вооруженным Силам (научно-практический аспект). М. : ИЭА РАН, 2018. 312 с.

16 Привлечение граждан к прохождению военной службы по контракту: основные направления военно-информационной работы [Электронный ресурс]. [сайт]. [2015]. URL: www. mil. ru. (дата обращения 11.12.2020).

17 Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Исследования: [сайт]. [2019]. URL: https://wciom.ru. (дата обращения: 12.12.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2016 год 31 стр.
Курсовая Фестиваль как форма социально-культурной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 30 стр.
Курсовая Шоппинг как социально-психологическое явление
Telesammit
Курсовая работа Социология
2013 год 42 стр.
Курсовая Личные качества как ценность современных россиян
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 36 стр.
Курсовая Безработица среди молодежи как социальная проблема
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское