Введение
1. Актуальные проблемы бизнес-планирования в современных условиях
1.1. Особенности бизнес-планирования в Российской Федерации
1.2. Бизнес - планирование, как основа повышения конкурентоспособности предприятия
2. Разработка бизнес-плана по расширению деятельности предприятия
2.1. Резюме
2.2. Анализ индустрии
2.3. Описание услуги
2.4. Анализ рынка сбыта
2.5. Конкуренция на рынках сбыта
2.6. План маркетинга
2.6.1. Обоснование маркетинговой стратегии
2.6.2. Расчет бюджета маркетинга
2.7. Планирование производства
2.8. Правовое обеспечение деятельности предприятия
2.9. Организационный план
2.9.1. Организационная структура управления
2.9.2. Отбор и найм персонала
2.10. Финансовый план
2.10.1. Расчет эффективности кредитования
2.10.2. Оценка уровня прибыли
2.10.3. Анализ денежных потоков
2.11. Оценка риска и страхование
2.12. SWOT-анализ предприятия
3. Оценка эффективности проекта
3.1. Расчет чистой текущей стоимости
3.2. Расчет индекса доходности
3.3. Внутренняя норма доходности
3.4. Срок окупаемости
Заключение
Список литературы
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изучении действующих процедур. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от правильного составления бизнес-плана организации или индивидуального предпринимателя, совершенствования организации предприятия и его важнейшие функции – планирования.
Предпринимательство – это процесс принятия решений, их реализация и оценка результатов принятых действий, план же дает основу для принятия рациональных решений.
Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то к чему ей необходимо стремиться, как развивать свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.
Вне зависимости от масштабов бизнеса использование стратегического управления компанией позволяет руководству свободно ориентироваться в кризисной ситуации, вселяет в персонал уверенность в надежности бизнеса.
Грамотная и взвешенная стратегия развития бизнеса есть не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и учредителей компании. Одним из основных моментов стратегий предприятия является разработка стратегий маркетинга. Разработка стратегий маркетинга рассматривается в качестве ключевого этапа процесса стратегического планирования предприятия в целом и является необходимым элементом, чтобы добиться наилучших результатов деятельности фирмы.
Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является такая прогрессивная форма плана как бизнес-план.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
1. Понимания общего состояния дел на данный момент;
2. Представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
3. Планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед индивидуальным предпринимателем на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализа рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что нашли привлекательные возможности развития бизнеса, позволяющее успешно осуществлять намеченное, и бизнес – модель имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Бизнес-планирование – явление достаточно новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий. Необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием.
Целью данной дипломной работы является разработка бизнес-плана по расширению деятельности предприятия Авто-Профи-НН. В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены актуальные проблемы бизнес-планирования в современных условиях;
- разработан бизнес-план расширения деятельности коммерческого предприятия ЧОУ «Авто-Профи-НН» (автошкола).
В процессе написания работы использовались такие методы исследования как:
• метод системного анализа;
• метод классификации;
• статистический метод;
• наблюдение.
Методологической и теоретической основой выпускной работы явились труды следующих ученых : Котлера Ф., Кокина Ю.Д., Алексеевой М.М., Колесниковой Н.А., Бутовец Н.К.
1. Актуальные проблемы бизнес-планирования в современных условиях
1.1. Особенности бизнес-планирования в Российской Федерации
В современных условиях хозяйствования, происходят коренные изменения в различных областях деятельности предприятий, а именно меняются обеспечение финансами, ценообразование, материальное обеспечение производства, каналы распределения и сбыта изготовленных товаров, объёмы, качество выполненных работ, услуг и прочие.
В этих условиях предприятию трудно выжить, а еще труднее успешно действовать на рынке. Поэтому, чтобы эффективно действовать в современных условиях, предприятие должно выработать такую стратегию, которая, воплотившись в жизнь, принесла бы ему успех. В разработке такой стратегии существенную роль играет бизнес-план, документ, описывающий все основные аспекты будущей деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения возникших проблем. Бизнес-план позволяет изучить емкость и перспективы рынка сбыта продукции, оценить затраты по изготовлению и реализации нужной этому рынку продукции, соизмерить расходы с возможными ценами реализации продукции, определить потенциальную прибыльность задуманного бизнеса.
Бизнес-план может быть разработан:
1) для подготовки заявок вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках, а также для обеспечения предложений по изменению формы собственности;
2) для выбора направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями;
3) для составления проспектов эмиссии ценных бумаг;
4) для привлечения инвесторов и прочих целей.
Бизнес-планирование – явление достаточно новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий. Необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием.
Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» составлением бизнес-планов приходится заниматься и антикризисным управляющим, так как назначение этих управляющих осуществляется на основе конкурса бизнес-планов.
В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации, ежегодно выделяются государственные инвестиции на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии размещения этих средств на конкурсных началах.
В Москве действует распоряжение о мерах по привлечению инвестиций в реконструкцию и модернизацию приватизированных предприятий, расположенных на территории Москвы, согласно которому приватизированные предприятия смогут приобретать арендуемые ими нежилые помещения на условии реализации инвестиционного проекта, включающего в себя инвестиционный контракт, технико-экономическое обоснование и бизнес-план.
Таким образом, значение бизнес-планирования резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных предприятий и акционерных обществ и, кончая представителями малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
- меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;
- появляется новое поколение руководителей, которые плохо представляют весь круг ожидаемых их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;
- российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций.
В современной экономической теории выделяются несколько функций бизнес-планирования.
Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия.
Вторая функция – функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия.
Третья функция – привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны. Однако получить кредит становится все труднее из-за возрастающей невозвратности кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для защиты выданных ссуд, и важным фактором при решении вопроса о предоставлении кредита является наличие продуманного бизнес-плана.
Четвертая функция – привлечение к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
Бизнес-план – это документ, который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает, в конечном счете, на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»
Следует отметить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой. Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы или независимые эксперты.
Структура бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация.
За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к написанию бизнес планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие. –М.; Финансы и статистика, 2002. – 248с.
2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 260 с.
3. БГЭУ, 2000, 216с.
4. Бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. Н.А.Колесниковой. – М., 2004.
5. Бизнес-планирование: учебное пособие для студ. вузов. / под ред. В.З. Черняка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.
6. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие для студ. вузов. / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко ; под ред. Т. Д. Бурменко. - М. : КНОРУС, 2007. - 328 с.
7. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика : учебное пособие. / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 192 с.
8. Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации / А. С. Волков. - М. : Вершина, 2006. - 256 с.
9. Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учебное пособие для студ. вузов. / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 288 с.
10. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов / В. А. Горемыкин. - М. : Ось-89, 2006. - 864 с.
11. Дубровин И.А. Организация и планирование производства на предприятиях: учебник для студ. вузов. / И. А. Дубровин. - М. : КолосС, 2008. - 359 с.
12. Ильин А.И. Планирование на предприятии: краткий курс. / А. И. Ильин, С. В. Касько ; под ред. А. И. Ильина. - Минск : Новое знание, 2008. - 237 с.
13. Каппелс Томас М. Финансово-ориентированное управление проектами / Т. М. Каппел ; пер. с англ. А. Л. Раскина. - М. : Олимп-Бизнес, 2008. - 400 с.
14. Лобанова Т.П., Мясоедова Л.В.. Стратегическое планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации. – М. -«Экономика», 2006, 574с.
15. Менеджмент организации: Учеб. пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2002. - 432 с.
16. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 256 с.
17. Новицкий Н.И. Организация, планирование и управление производством: учебно-методическое пособие. / под ред. Н. И. Новицкого. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 576 с.
18. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М.Власовой. – М., 2004.
19. Планирование на предприятии: учебное пособие. / Е. Н. Симунин, В. М. Васильцова, Т. А. Симунина, В. С. Васильцов. - М. : КНОРУС, 2008. - 336 с.
20. Попов В.М. Финансовый бизнес – план. - М. Финансы и статистика, 2003, 480с.
21. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикульской. М. - 2004. - 318с.
22. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия./ Сухова Л.Ф, Чернова Н.А.- М. - Финансы и статистика, 2006.- 427 с.
23. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями: учебно-метод. пособие для студ. вузов экон. профиля. /под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. - 7-е изд. - М. : КНОРУС, 2007. - 336 с.
24. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М., 2005.- 278 с.
25. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учебное пособие для вузов. / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 160 с.
26. Удовикова А.А.Финансы предприятий. / А. А. Удовикова, А. Ф. Виноходова, Р. И. Найденова- Старый Оскол : ТНТ, 2008. - 740 с.
27. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М., 2005.
28. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. / Под ред. А. Г. Поршнова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512 с.
29. Экономика предпринимательства / Под ред. Н.А.Исаева и др. – М., 2006.- 425 с.
30. Экономическая оценка инвестиций / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, И. А. Бузова, В. В. Терехова ; под ред. В. Е. Есипова. - СПб. : Вектор, 2006. - 288 с.